Точность и надежность моделирования на АВМ
Погрешности модели обусловлены наличием первичных методических и инструментальных ошибок. Последние являются следствием несо вершенства АВМ: дрейф нулевого уровня усилителей, погрешности ммо —
жительных устройств и т. д. Элементарные математические операции и интегрирование выполняются на ABM МН-17М с погрешностями 0,1 … 0,3 %, тригонометрические операции и деление — 0,8 … 1 %. Точность решения задач на АВМ зависит также от принятых при моделировании диапазонов изменения параметров, от тщательности регулирования электрической схемы модели, если используется большое число усилителей и др. Наблюдающееся при этом увеличение погрешности, однако, не выводит ее из допустимых для моделирования пределов.
Характеристики несущего винта моделируются формулами, коэффициенты которых являются функциями одной переменной. Поэтому они достаточно просто воспроизводятся на АВМ методом кусочно-линейной аппроксимации. Число отрезков разбиения кривой может быть равно восемнадцати, что дает возможность воспроизводить функции с погрешностью 0,3 … 0,5 %. Следовательно, точность воспроизведения аэродинамических характеристик на АВМ зависит в основном от принятой аппроксимационной формулы. Ее можно усложнить для уменьшения погрешностей, но это приводит к увеличению необходимого оборудования. Результаты моделирования характеристик несущего винта по формулам, описанных в разд. 2.3, иллюстрируются рис. 234 и 2.35, На которых показаны в качестве примера наиболее сложные аэродинамические зависимости.
Будем оценивать точность моделирования относительной приведенной ошибкой *пр = Ду/З’тах’ГДеДД’- абсолютная ошибка ;утах— максимальное значение параметра, соответствующее U = 100 В. Как видно из графика, погрешности не превышают 2 … 3 % от максимальной величины. Большие отклонения точек относятся к участкам кривых (см. рис. 2.34), где S0 = 2°,ан — 10° и 50 = = 9°, а’н < -17° (на
рис. 2.35 зависимости для
Рис. 2.34. Сравнение результатов моделирования продольной силы несущего винта по аппроксимационной формуле с расчетными зависимостями:
VH = const; ——- u>ZH = 0;
— — — ojzh >0; — • — u>zh < < 0
Рис. 2.35. Сравнение результат тов моделирования мощности несущего винта по аппроксимационным формулам с рас четными зависимостями:
FH = const; шги = О
этих диапазонов не приведены) . Такие ошибки допускаются, так как они соответствуют большим отрицательным значениям тяги несущего винта (вертикальной перегрузке пу<
<-0,5).
Правые части уравнений движения вертолета (2.8)…
(2.10) представляют собой
выражения, для определения которых требуется произвести целый ряд вычислений. Оценка точности моделирования выполняется на основе сравнения балансировочных кривых режимов горизонтального полета, набора высоты на взлетной мощности двигателя и самовраще — ния, полученных на математической модели, с расчетами. Опыт моделирования показал, что при описанном методе аппроксимации кривых отклонения точек от расчетных не превышают: 5В = 0,3°, 50 = 0,5°, д = 0,8°, т. е. отличия в зависимостях невелики. Лучшего их совпадения для практики не требуется. Таким образом, точность излагаемого метода моделирования вполне достаточна для выполнения исследований траекторий полета.
Опыт работы авторов с моделью в течение нескольких лет показал достаточную надежность работы АВМ и АЦВК. Контроль работоспособности модели движения вертолета осуществляется в статическом и динамическом режимах. При статическом контроле сравниваются балансировочные кривые вертолетов с полученными при отладке. Желательно производить также контроль установившихся режимов полета, на которых угловые скорости тангажа, крена и рысканья не равны нулю, например при виражах — спиралях. В связи с тем, что на функциональных преобразователях АВМ значения точек кривых (напряжения) зависят друг от друга, контроль достаточно произвести на двух скоростях полета. В спутає отказов неполадки модели достаточно быстро находятся сравнением значений сил, моментов, углов атаки с заданными для моделирования. Динамический контроль производится путем сравнения движения вертолета с эталонным при импульсном отклонении ручки управления назад. При этом параметры движения изменяются в большом диапазоне, включающем области срыва потока на несущем винте и элементах планера.