Достаточные условия входа дельтаплана в кувырок

Если имеются необходимые условия самовращения дельтапла­на, это еще не значит, что он обязательно совершит кувырок. Опыт полетов показывает, что кувырки случаются, к счастью, довольно редко, поэтому необходимо рассмотреть предпосылки, приводящие к кувырку.

Как показано в разделе 4.2., важную роль играют характери­стики продольной устойчивости на малых и отрицательных углах атаки. Если mz0 > 0.05, «отрицательная ложка» отсутствует или невелика, и анк сдвинут в сторону больших отрицательных углов
атаки, как при передней так и при задней центровках, то вход в кувырок такого дельтаплана в обычном полете практически неверо­ятен. Действительно, допустимые эволюции или обычно встречаю­щиеся вертикальные порывы не способны вывести дельтаплан из рассматриваемой зоны характеристик, а в ней полет безопасен.

Но если аппарат совершает маневр, при котором он выходит из зоны безопасных характеристик, то он может сорваться в кувы­рок. Особенно опасна в этом смысле мертвая петля, вернее, не сама она а ее невыполнение, то есть выход в «колокол».

В этом случае углы атаки могут достичь 90е, и тогда кувырок обеспечен. Статистика происшествий показала, что это наиболее частая причина кувырка дельтапланов.

Но если дельтаплан имеет неудовлетворительные характеристи­ки продольной устойчивости, как, например, Т-Х, то вероятность входа в кувырок очень высока даже на обычных режимах полета. Рассмотрим возможные варианты поведения дельтаплана Т-Х при небольшом отклонении ручки управления.