Дефектоскопические материалы

Контроле деталей КЦ методом проводят с приме­нением основных дефектоскопических материалов — проникающей жидкости «К», очищающей жидкости — масляно-керосиновой смеси (МКС) и проявляющей краски «М».

Красная проникающая жидкость «К» (ТУ 6-10-750 —74) представляет собой подвижную темно-красную жидкость. Она предназначена для заполнения под воздействием капилляр­ных сил полостей дефектов и последующего образования инди­каторного рисунка. Вязкость жидкости «К» при 20° С 0,7—0,9 сСт. Эта жидкость пригодна для контроля как при положительной (до +50°С), так и при отрицательной (до —50°С) температуре. Однако длительное (более 7 ч) ее хранение при отрицательной температуре не допускается.

Очищающая жидкость МКС предназначена для удале­ния проникающей жидкости с поверхности деталей в процессе ■контроля. Она представляет собой смесь (по объему) 70% масла МК-8 или трансформаторного и 30% авиационного топлива Т-1, Т-2, ТС-1 или керосина, которую тщательно перемешивают при изготовлении. Вязкость жидкости при 20° С 7—9 сСт.

Белую проявляющую краску «М» (ТУ 6-10-749—74) используют как проявитель (поглотитель) для извлечения из по­лостей дефектов проникающей жидкости и образования индика­торного рисунка, а также для создания белого фона на поверх­ности деталей, увеличивающего контраст рисунка. Условная вяз­кость краски по ГОСТ 8420—74 по вискозиметру ВЗ-4 при 18—20° С 30—40 с. Время высыхания пленки краски около 10 мин.

В качестве вспомогательных материалов при контроле приме­няют различные растворители и обтирочную ветошь.

Бензин Б-70 (ГОСТ 1012—72*) используют для промывки де­талей перед контролем. Он хорошо растворяет минеральные масла, смазки, консервационные составы, некоторые природные и искусственные смолы и красители. Бензин применяют также для удаления пыли, мягкого сажистого нагара с поверхности деталей и следов керосина из полостей дефектов. Бензин обладает боль­шой летучестью. Его быстрому испарению из полостей дефектов способствуют небольшая вязкость и высокая смачивающая способность. Благодаря этому бензин быстрее, чем другие раст­ворители, покидает полости дефектов.

Технический ацетон (ГОСТ 5.845—71, ГОСТ 2768—69.*) применяют для удаления с деталей некоторых видов лакокрасоч­ных покрытий, остатков смывок АФТ-1, СД и сложных малолету­чих, растворителей (645, 648, Р-4, Р-5 и др.) перед контролем, а также для удаления проявляющей краски после контроля и для промывки деталей перед повторным контролем КЦ методом. Про­мывка ацетоном позволяет в некоторой степени удалять влагу из полостей дефектов, прогрев которых для этой цели невозможен. Так же как бензин Б-70, ацетон обладает высокой летучестью и относительно быстро испаряется из полостей дефектов.

Растворители марок 645 (бывший РДВ), 646, 647 и 648 (ГОСТ 18188—72), Р-4, Р-5 и других (ГОСТ 7827—74) исполь­зуют для очистки деталей от масел, жиров, мягкого нагара, нитро­целлюлозных лакокрасочных покрытий и остатков смывок АФТ-1 и СД после удаления ими лакокрасочных покрытий. Растворите­лями можно удалять также проявляющую краску с деталей после контроля. Эти растворители содержат малолетучие компоненты, которые медленно испаряются из полостей дефектов. Поэтому в случае промывки ими деталей перед контролем требуется допол­нительная промывка ацетоном.

Смывки СДоб (ТУ МХП 902—42), СДсп (ТУ МХП 1113—44) и АФТ-1 (ТУ 6-10-1202—71) применяют для удаления масляных, нитроцеллюлозных, перхлорвиниловых и других лакокрасочных покрытий; наиболее эффективна для этих целей смывка АФТ-1. Смывки содержат малолетучие растворители, а также нафталин и парафин. Поэтому после их применения требуется промывка де­талей растворителем марки 645 и ацетоном.

Ветошь (ГОСТ 5354—74) необходима для очистки локаль­ных зон деталей с помощью растворителей перед контролем и для удаления жидкости «К», очищающей жидкости МКС и краски «М» с контролируемой поверхности. Используют крепкую некра­шеную и чистую ветошь из тонких или полутонких тканей (мит­каль, бязь, батист, сатин) без следов ржавчины, абразивной пыли, металлической стружки и других примесей.