Летно-технические характеристики ЛА
Под летно-техническими характеристиками (ЛТХ) понимается комплекс основных показателей, которые имеют ЛА и его системы в различных условиях полета на всех участках траектории и которые позволяют на основе определенной системы критериев оценить способность ЛА решать поставленные задачи целевого применения.
При рассмотрении конструктивных характеристик агрегатов и бортовых систем ЛА имеет смысл выбирать такие критерии, которые отражают достигнутый уровень показателей целевого применения или основных ЛТХ, например области гарантированного достижения целей, ограниченной минимальной (МД) и максимальной прицельной дальностей (МПД), точности стрельбы. В свою очередь в качестве критериев анализа основных ЛТХ могут выступать интегральные оценки эффективности или вероятность выполнения задач целевого применения в заданных условиях.
Таким образом, предложенное определение ЛТХ охватывает как характеристики отдельных агрегатов и систем, так и показатели целевого применения ЛА в целом.
Летно-технические характеристики являются функциями конструктивных параметров агрегатов и систем, а также геофизических ус
ловий целевого применения ЛА. Данные параметры и условия (в силу значительного числа случайных факторов на этапе производства, подготовки и применения ЛА) имеют случайную природу. В связи с этим очевидна случайная природа самих ЛТХ и необходимость обеспечения требуемого их уровня с заданной вероятностью.
Для анализа показателей целевого применения ЛА в условиях эксперимента могут использоваться обобщенные характеристики и параметры моделей рассматриваемых показателей. Совокупность таких показателей может быть представлена в виде структурной схемы (рис. 8.3).
мдп |
мд |
Точность |
Кучность |
||||
I ——— 1 JIZIZ I |
Точностные характеристики ЛА |
Диапазон гарантированного достижения цели |
Обеспечивающие характеристики |
||||
Гарантийные запасы топлива |
Предельное рассеивание |
|||
Обобщенные характеристики целевого применения ЛА в условиях пуска |
||||
Остатки топлива в ДУ |
Отклонения точек падания от точек прицеливания |
|||
Избыток кажущейся скорости |
Расчетно-экспериментальные оценки составляющих промаха |
|||
ЛТХ (конструктивные характеристики агрегатов и систем ЛА) |
Рис. 8.3. Показатели целевого применения ЛА
Под максимальной прицельной дальностью полета ЛА понимается наибольшая сферическая дальность от точки старта до точки прицеливания, при пуске в которую в заданных геофизических условиях с требуемой вероятностью обеспечивается топливом работа двигательной установки (ДУ) и ее выключение от системы управления (СУ).
Под минимальной прицельной дальностью полета ЛА понимается наименьшая сферическая дальность от точки старта до точки прицеливания, при пуске в которую функционирование агрегатов и систем ЛА осуществляется в соответствии с требованиями документации главного конструктора и выключение ДУ последней ступени ракеты обеспечивается по команде от СУ с вероятностью не менее требуемой.
Для ракет с разделяющимися головными частями МПД и МД определяются до центра условного прямоугольника разведения элементов боевого оснащения с заданными сторонами и порядком обхода целей.
Требуемый уровень МПД с заданной вероятностью обеспечивается гарантийным запасом топлива на борту ЛА. Достоверное определение МД достигается надежной оценкой показателей стабильности конструктивных характеристик агрегатов и систем ЛА и учетом избытка топлива.
Точностные характеристики ЛА определяются размерами области рассеивания точек падения боевого блока (ББ) относительно точек прицеливания в заданных условиях целевого применения с требуемой вероятностью. При этом рассматриваются точность и кучность попаданий ЛА. Точность попаданий определяется максимальными значениями систематических ошибок подготовки данных на пуски ракет, которые не удалось выявить в ходе экспериментальной отработки ракетного комплекса (РК), и характеризуется положением центра группирования точек падения элементов боевого оснащения (БО) относительно точек прицеливания. Кучность попаданий — рассеивание элементов БО ракет относительно центра группирования, обусловленное отклонениями конструктивных характеристик ракет от их номинальных значений, не выявленными на этапе подготовки данных.
Уровень точностных характеристик ЛА, учитываемый при планировании целевого применения, определяется величиной предельного рассеивания точек падения элементов БО относительно точек прицеливания.
Конструктивные характеристики агрегатов и систем ЛА (в том числе весовые, энергетические, аэродинамические, характеристики СУ) используются в расчетных математических моделях анализа показателей целевого применения ЛА в штатных условиях, а также в специальных условиях для выявления причин возможных нештатных ситуаций.