Летно-технические характеристики ЛА

Под летно-техническими характеристиками (ЛТХ) понимается ком­плекс основных показателей, которые имеют ЛА и его системы в различных условиях полета на всех участках траектории и которые позволяют на основе определенной системы критериев оценить спо­собность ЛА решать поставленные задачи целевого применения.

При рассмотрении конструктивных характеристик агрегатов и бортовых систем ЛА имеет смысл выбирать такие критерии, которые отражают достигнутый уровень показателей целевого применения или основных ЛТХ, например области гарантированного достижения це­лей, ограниченной минимальной (МД) и максимальной прицельной дальностей (МПД), точности стрельбы. В свою очередь в качестве критериев анализа основных ЛТХ могут выступать интегральные оцен­ки эффективности или вероятность выполнения задач целевого при­менения в заданных условиях.

Таким образом, предложенное определение ЛТХ охватывает как характеристики отдельных агрегатов и систем, так и показатели целе­вого применения ЛА в целом.

Летно-технические характеристики являются функциями конст­руктивных параметров агрегатов и систем, а также геофизических ус­
ловий целевого применения ЛА. Данные параметры и условия (в силу значительного числа случайных факторов на этапе производства, под­готовки и применения ЛА) имеют случайную природу. В связи с этим очевидна случайная природа самих ЛТХ и необходимость обес­печения требуемого их уровня с заданной вероятностью.

Подпись: Основные ЛТХ (показатели целевого применения ЛА)

Для анализа показателей целевого применения ЛА в условиях эксперимента могут использоваться обобщенные характеристики и параметры моделей рассматриваемых показателей. Совокупность таких показателей может быть представлена в виде структурной схе­мы (рис. 8.3).

мдп

мд

Точность

Кучность

I ——— 1 JIZIZ I

Точностные характеристики ЛА

Диапазон гарантированного достижения цели

Обеспечивающие характеристики

Гарантийные запасы топлива

Предельное

рассеивание

Обобщенные характеристики целевого применения ЛА

в условиях пуска

Остатки топлива в ДУ

Отклонения точек падания от точек прицеливания

Избыток кажущейся скорости

Расчетно-экспериментальные оценки составляющих промаха

ЛТХ (конструктивные характеристики агрегатов и систем ЛА)

Рис. 8.3. Показатели целевого применения ЛА

Под максимальной прицельной дальностью полета ЛА понимает­ся наибольшая сферическая дальность от точки старта до точки при­целивания, при пуске в которую в заданных геофизических условиях с требуемой вероятностью обеспечивается топливом работа двигатель­ной установки (ДУ) и ее выключение от системы управления (СУ).

Под минимальной прицельной дальностью полета ЛА понимает­ся наименьшая сферическая дальность от точки старта до точки при­целивания, при пуске в которую функционирование агрегатов и сис­тем ЛА осуществляется в соответствии с требованиями документации главного конструктора и выключение ДУ последней ступени ракеты обеспечивается по команде от СУ с вероятностью не менее требуе­мой.

Для ракет с разделяющимися головными частями МПД и МД определяются до центра условного прямоугольника разведения эле­ментов боевого оснащения с заданными сторонами и порядком обхо­да целей.

Требуемый уровень МПД с заданной вероятностью обеспечива­ется гарантийным запасом топлива на борту ЛА. Достоверное опре­деление МД достигается надежной оценкой показателей стабильнос­ти конструктивных характеристик агрегатов и систем ЛА и учетом избытка топлива.

Точностные характеристики ЛА определяются размерами облас­ти рассеивания точек падения боевого блока (ББ) относительно то­чек прицеливания в заданных условиях целевого применения с требу­емой вероятностью. При этом рассматриваются точность и кучность попаданий ЛА. Точность попаданий определяется максимальными значениями систематических ошибок подготовки данных на пуски ра­кет, которые не удалось выявить в ходе экспериментальной отработ­ки ракетного комплекса (РК), и характеризуется положением центра группирования точек падения элементов боевого оснащения (БО) от­носительно точек прицеливания. Кучность попаданий — рассеива­ние элементов БО ракет относительно центра группирования, обус­ловленное отклонениями конструктивных характеристик ракет от их номинальных значений, не выявленными на этапе подготовки дан­ных.

Уровень точностных характеристик ЛА, учитываемый при пла­нировании целевого применения, определяется величиной предель­ного рассеивания точек падения элементов БО относительно точек прицеливания.

Конструктивные характеристики агрегатов и систем ЛА (в том числе весовые, энергетические, аэродинамические, характеристики СУ) используются в расчетных математических моделях анализа по­казателей целевого применения ЛА в штатных условиях, а также в специальных условиях для выявления причин возможных нештатных ситуаций.