МОДЕЛЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПО СОСТОЯНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ

Пусть авиационный комплекс (сложная система с избыточно­стью) эксплуатируется в интервале времени от 0 до Т часов, по истечении которых проводится его плановая профилактика. На этом интервале система контролируется в моменты времени tt с ша­гом At. В процессе контроля определяется состояние элементов системы. Если система к моменту контроля перешла в одно из не-

МОДЕЛЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПО СОСТОЯНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ

^ Фпрьиривани^ массива

 

МОДЕЛЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПО СОСТОЯНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ

От 6лохо118,13 блоху 20

 

Ма

 

МОДЕЛЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПО СОСТОЯНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ

Пт блоха 21

 

Р11С 4.2. Блок-схема алгоритма определения условных вероятностей переходов

 

МОДЕЛЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПО СОСТОЯНИЮ ЭЛЕМЕНТОВМОДЕЛЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПО СОСТОЯНИЮ ЭЛЕМЕНТОВМОДЕЛЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПО СОСТОЯНИЮ ЭЛЕМЕНТОВМОДЕЛЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПО СОСТОЯНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ

работоспособных состояний, то производится ее восстановление с затратами TBj, /= 1, С’.

В том случае, если система в і-й момент контроля оказалась в в одном из К работоспособных состояний, то для принятия реше­ния о дальнейших действиях используется оптимальное правило (4.19). Если условная вероятность отказа системы, находящейся в 1-й момент контроля в /-м работоспособном состоянии, меньше пра­вой части неравенства (4.19), то система допускается к эксплуата­ции до і~т 1 —шага контроля без проведения каких-либо работ. Если неравенство (4.19) окажется нарушено, то производится про­филактическое восстановление элементов системы с затратами TBhj=[Jt _

Таким образом установлено, что период регенерации системы является случайным и, начинаясь от ‘момента обновления системы {to—10), заканчивается:

■в момент Т проведения плановой профилактики, если до момен­та t = T система не отказала и ни на одном шаге контроля нера­венство (4.19) не было нарушено;

в момент ti в интервале от 0 до Т, когда по результатам кон­троля установлено, что система находится в /-м работоспособном состоянии, но дальнейшее применение системы на интервале At— = ti+1 — ti без проведения профилактического восстановления при­водит к нарушению неравенства (4.19);

в любой момент контроля. в интервале от 0 до Т, когда установ­лено, что система перешла в одно из неработоспособных состояний.

Таким образом, техническое обслуживание системы с избыточ­ностью в приведенной модели эксплуатации производится по ее со­стоянию в момент контроля и с прогнозом на будущее.

Основными характеристиками, позволяющими оценить эффек­тивность данной системы эксплуатации и сравнить ее с другими си­стемами, являются: средние удельные затраты 7П на проведение профилактик и контроля состояния, определяемые как отношение затрат Тп к наработке системы в исправном состоянии за V реге­нераций; средние удельные затраты Тв на восстановление, опреде­ляемые как отношение затрат Тв к наработке системы в исправном состоянии за V регенераций; средние суммарные удельные затраты на эксплуатацию Тя=Тп+Тв.

Дополнительными характеристиками системы, позволяющими более полно оценить влияние заданной периодичности At между моментами контроля на эффективность применения системы, яв­ляются показатель готовности Кг и вероятность безотказной ра­боты P(At).

С увеличением интервалов At между моментами контроля по­казатель готовности Кг возрастает, а вероятность P{At) уменьша­ется. Поэтому важным моментом является правильный выбор ин­тервала At, обеспечивающий удовлетворительные значения Кг и P{At). В данной главе правила выбора At не рассматриваются,, а считаются заданными.

МОДЕЛЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ АВИАЦИОННОГО КОМПЛЕКСА ПО СОСТОЯНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ

1’ис. 4.3. Блок-схема алгоритма определения характеристик стратегии эксплуа­тации по оптимальному правилу (4.19)

 

Рассмотрим алгоритм определения характеристик описанной модели эксплуатации сложной системы с избыточностью (в даль­нейшем будем ее называть эксплуатацией по стратегии 2). Блок — схема алгоритма приведена на рис. 4.3. После моделирования всех процессов регенерации на печать выдаются характеристики экс­плуатации по стратегии 2: Ти, Тв, Та, Кг, Р(Кі).