НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ. БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЛЕТА

Обеспечение безопасности полета при включении

автопилота

До сих пор возникновение критической ситуации мы связывали с отказами включенного в работу автопилота. Однако, вообще го­воря, такая ситуация может возникнуть и вследствие неправильных действий экипажа при включении и использовании автопилота. Во

Подпись: Рис. 4.51. К принципу действия механизма сог- ласования НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ. БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЛЕТА НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ. БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЛЕТА Подпись: Рулевая машинка

Сигнал обратной связи

избежание этого в современных бортовых системах автоматическо­го управления предусматривают ряд схемных и конструктивных мер. Рассмотрим кратко лишь некоторые из них.

Для безопасного, безрывкового включения автопилота в его схеме применяют различного рода блокировки, не позволяющие включить рулевые машинки, если на выходе усилителей машинок имеются сколько-нибудь значительные сигналы.

Включение автопилота происходит в несколько этапов. Вначале подается питание на датчики сигналов, причем гироскопические датчики обычно включают до выруливания самолета. На следую­щем этапе, часто называемом режимом подготовки (согласования, центрирования), подается питание на остальные элементы автопи­лота. Исключение составляют муфты сцепления рулевых машинок с управляющими поверхностями самолета и в некоторых случаях — электродвигатели рулевых машинок. На этом этапе все элементы приходят в рабочее состояние.

Даже в том случае, если включение автопилота осуществляется в горизонтальном полете, на выходе усилителей рулевых машинок может иметься значительный сигнал, вызванный отклонением уп­равляющих поверхностей от их нейтрального положения. Если же автопилот предназначен для включения и на других режимах: в развороте, наборе высоты, снижении, то на усилитель, кроме того, подаются сигналы с датчиков угловых положений самолета. Для компенсации всех этих сигналов в режиме подготовки к выходу усилителя подключается механизм согласования (обнуления, цент­рирования), сигнал которого подается на вход вычислительного устройства автопилота (рис. 4.51).

Механизм согласования представляет собой следящую систему, работающую до тех пор, пока сигнал на выходе усилителя не умень­шится практически до нуля. При этом снимается блокировка, пре­пятствующая срабатыванию муфт рулевых машинок, и выдается сигнал об окончании режима подготовки.

Затем следует этап непосредственного включения автопилота. Для этого летчику необходимо нажать кнопку на пульте управле­ния автопилота.

Применение в качестве включающего органа кнопки, а не вы­ключателя, является конструктивной мерой, существенно умень­шающей вероятность случайного включения автопилота. Другой конструктивной мерой является ограждение выключателя питания

НЕКОТОРЫЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ. БЕЗОПАСНОСТИ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЛЕТА

(тумблер «Подготовка») на пульте управления автопилота специ­альными защитными скобами, предохраняющими его от случайно­го включения.