СТЫКОВКА АГРЕГАТОВ
Рассмотрим стыковку агрегата на примере одноместного истребителя.
Агрегаты самолета на стыковку поступают с разделанными в номинальный размер или с неразделаннымн стыковыми отверстиями.
Центроплан с фюзеляжем при неразделанных стыковых отверстиях стыкуют в специальном стапеле (фиг. 407). Центроплан в стапеле опирается на четыре винтовые опоры и фиксируется штырями по нижним стыковым отверстиям с консолью крыла. При нивелировке поло-
Жение центроплана в стапеле регулируют1 винтовыми опорами. Перед стыковкой с фюзеляжем центроплан должен быть установлен в линию полета по нивелиру и контрольным линейкам, установленным в верхние стыковые отверстия.
Центроплан считается установленным в линию полета если:
1) верхний пояс переднего лонжерона центроплана будет строго горизонтален, т. е. разность замеров по нивелиру по правой и левой сторонам переднего лонжерона равна нулю;
2) центроплан имеет положительный угол атаки, для чего необходимо дать превышение оси стыкового отверстия переднего лонжерона інад осью стыкового отверстия заднего лонжерона на величину, указанную в технических условиях для данного самолета.
На центроплан, установленный в линию полета, заводят фюзеляж, который головной частью ставят в стыковые узлы центроплана, а килевой — на винтовую опору стапеля.
Положение фюзеляжа регулируют винтовой опорой и устанавливают в линию полета при помощи нивелира н контрольной линейки. В головной части фюзеляжа контрольную линейку ставят на первый шпангоут, а в килевой — на последний по продольной оси самолета. Разность замеров по нивелиру иа первом и последнем шпангоутах должна равняться нулю.
Нивелировкой также проверяют бортовое смещение фюзеляжа.
При этом нивелировочную линейку устанавливают на правый и левый борты по переднему шпангоуту и задним стыковым точкам фюзеляжа со стабилизатором. Все — разности замеров должны быть равны нулю. При нивелировке по линейкам нивелир устанавливают за килевой частью фюзеляжа на расстоянии
4— 5 м.
После установки фюзеляжа в ской рулеткой занос киля относительно продольной оси самолета по схеме, показанной на фиг. 408. Замер производят от верхних концов
задаеіі кромка заднего лонжерона До осей но передней кромке на стыковых узлах фюзеляжа со стабилизатором. Вертикальность положения килевой части фюзеляжа проверяют по последнему шпангоуту отвесом, установленным у верхней кромки (фнг. 409). Максимальное отклонение должно быть не больше 4—8 мм.
Затем проверяют нивелировкой стыковые отверстия фюзеляжа со стабилизатором. Разность замеров между стыковыми отверстиями (не разделанными до номинального размера) допускают 1—3 мм. Установив окончательно фюзеляж в линию полета, сверлят электрической или пневматической дрелью стыковые и крепежные отверстия центроплана с фюзеляжем и крепят болтами. После этого стыкуют центроплан с консолью Нмм крыла и фюзеляжа со стабилизатором в том же стапеле или в стапеле окончательной самолета.
Консоли крыла с неразделанными стыковыми отверстиями предварительно навешивают на центроплан на конические штыри по стыковым отверстиям с винтовой опорой под концы консолей. В таком положении нивелируют каждую консоль.
Размер поперечного V крыла проверяют, замеряя по нивелиру превышения крайней консольной нивелировочной точки над точкой первой нервюры консоли (фнг. 410). Положение консоли при этом изменяют винтовой опорой, не трогая конических шпилек в стыковых отверстиях. Для получения угла атаки консолей (по техническим условиям) производят замер по нанесенным нивелировочным точкам на переднем и заднем лонжеронах каждой консоли. При получении результатов замеров, не соответствующих-заданным, смещают конические шпильки в стыковых отверстиях, изменяют положение винтовой опоры и снова нивелируют. Положение
каждой консоли регулируют до тех пор, пока не получат размеров, предусмотренных техническими условиями.
^Стреловидность продольного iV крыла проверяют замером расстояний от крайней нивелировочной точки а на консоли до стыковых
отверстии фюзеляжи со сгаОіїліиаюром пли до носка Moivpa (фиг. 411). При правильном положении консолей крыла развертывают стыковые отверстии до номинального размера специально приспособленной сверлильной головкой с электродвигателем и сразу после этого крепят крыло стыковыми болтами. v
Стабилизатор нивелируют и устанавливают так же, как и консоли крыла, — по нивелировочным точкам, а стреловидность определяют, замеряя диагонали В и Г нли Д и Е (см. фиг. 411).
Стыковку агрегатов со стыковыми отверстиями, разделанными до номинального размера в агрегатных станках, производят в тех же стапелях, в которых стыкуют агрегаты с керазделанными стыковыми отверстиями. Чтобы обеспечить точность разделки агрегатов в станках, производят поверочную нивелировку после стыковки первых 10— 20 агрегатов.