Характеристика задач баллистического обеспечения летных испытаний
Оценка и анализ ЛТХ ЛА в ходе летных испытаний достигаются в результате обработки данных, предоставляемых полигонным измерительным комплексом. Организация испытаний связана с решением многих организационно-технических задач, важнейшей из которых является обеспечение безопасности на трассе полета. Поэтому в рамках экспериментальной баллистики рассматривается целый класс задач (рис. 8.5), связанных с обеспечением работы средств ПИК и предотвращения несанкционированного ущерба окружающей среде в
Рис. 8.5. Задачи баллистического обеспечения летных испытаний |
результате летных экспериментов. Представим краткую характеристику задач баллистического обеспечения летных испытаний.
Исходными данными для подготовки целеуказаний измерительным средствам и программ измерений являются кинематические параметры траектории ЛА, геодезические координаты местоположения, максимальная дальность действия и минимальный угол места, при котором возможно функционирование измерительного пункта (ИП). По приведенным данным строится зона видимости ИП, определяется время входа ЛА в зону видимости и выхода из нее (время сеанса измерений), азимут и угол места антенных устройств в момент входа ЛА в зону видимости и программа их изменения в течение времени пролета ЛА через зону видимости (целеуказания). Далее по этим данным формируется программа сопровождения ЛА антенными устройствами ИП (программа измерений).
Важность баллистической измерительной задачи позволяет назвать ее задачей № 1 экспериментальной баллистики. Содержание методов и алгоритмов ее решения определяется составом измерений, характером информации об условиях измерений, а также объемом выборки измерений, полученным в конкретном сеансе.
В интересах обеспечения безопасности на трассе полета ЛА планирование летных экспериментов осуществляется с учетом наличия таких участков местности, которые по своей природной, демографической и экономической инфраструктуре пригодны для отчуждения под районы падения отделяемых элементов конструкции ЛА. Определение потребных размеров таких районов осуществляется по аналогии с расчетом предельного рассеивания элементов БО относительно точек прицеливания. При этом в качестве расчетной точки падения отделяемого элемента в эксперименте назначается точка, соответствующая номинальным условиям полета ЛА и соответствующего элемента. Расчетные предельные отклонения реальных точек падения отделяемых элементов от номинальных определяются в соответствии с принятыми математическими моделями и системами наиболее значимых возмущающих факторов. Такими факторами являются: отклонения ЛТХ и геофизических условий применения ЛА от расчетных, а также факторы, действующие после выдачи команды на отделение элемента от ЛА (например, наличие импульса последействия ДУ, разброс аэродинамических характеристик элемента от номинала, возмущения в процессе отделения). В силу того что рассеивание отделяемых элементов конструкции ЛА относительно расчетных точек происходит под воздействием значительного числа факторов примерно одного порядка, полагают, используя центральную предельную теорему, что случайные координаты точек падения элементов подчинены нормальному закону распределения. Вследствие данного предположения в качестве фигуры расчетной зоны падения используется эллипс с направлением полуосей в условной системе координат, аналогичной используемой при анализе рассеивания элементов БО. Для проверки адекватности расчетных длин полуосей эллипса рассеивания реальным длинам используются данные геодезической привязки мест падения элементов конструкции. В интересах повышения оперативности их поиска осуществляется прогнозирование координат точек падения по результатам траекторных измерений.