Характеристика задач баллистического обеспечения летных испытаний

Оценка и анализ ЛТХ ЛА в ходе летных испытаний достигаются в результате обработки данных, предоставляемых полигонным изме­рительным комплексом. Организация испытаний связана с решени­ем многих организационно-технических задач, важнейшей из кото­рых является обеспечение безопасности на трассе полета. Поэтому в рамках экспериментальной баллистики рассматривается целый класс задач (рис. 8.5), связанных с обеспечением работы средств ПИК и предотвращения несанкционированного ущерба окружающей среде в

image241

Рис. 8.5. Задачи баллистического обеспечения

летных испытаний

результате летных экспериментов. Представим краткую характерис­тику задач баллистического обеспечения летных испытаний.

Исходными данными для подготовки целеуказаний измеритель­ным средствам и программ измерений являются кинематические па­раметры траектории ЛА, геодезические координаты местоположения, максимальная дальность действия и минимальный угол места, при котором возможно функционирование измерительного пункта (ИП). По приведенным данным строится зона видимости ИП, определяет­ся время входа ЛА в зону видимости и выхода из нее (время сеанса измерений), азимут и угол места антенных устройств в момент входа ЛА в зону видимости и программа их изменения в течение времени пролета ЛА через зону видимости (целеуказания). Далее по этим дан­ным формируется программа сопровождения ЛА антенными устрой­ствами ИП (программа измерений).

Важность баллистической измерительной задачи позволяет назвать ее задачей № 1 экспериментальной баллистики. Содержание методов и алгоритмов ее решения определяется составом измерений, харак­тером информации об условиях измерений, а также объемом выбор­ки измерений, полученным в конкретном сеансе.

В интересах обеспечения безопасности на трассе полета ЛА пла­нирование летных экспериментов осуществляется с учетом наличия таких участков местности, которые по своей природной, демографи­ческой и экономической инфраструктуре пригодны для отчуждения под районы падения отделяемых элементов конструкции ЛА. Опре­деление потребных размеров таких районов осуществляется по анало­гии с расчетом предельного рассеивания элементов БО относительно точек прицеливания. При этом в качестве расчетной точки падения отделяемого элемента в эксперименте назначается точка, соответству­ющая номинальным условиям полета ЛА и соответствующего эле­мента. Расчетные предельные отклонения реальных точек падения отделяемых элементов от номинальных определяются в соответствии с принятыми математическими моделями и системами наиболее значи­мых возмущающих факторов. Такими факторами являются: отклоне­ния ЛТХ и геофизических условий применения ЛА от расчетных, а также факторы, действующие после выдачи команды на отделение элемента от ЛА (например, наличие импульса последействия ДУ, разброс аэродинамических характеристик элемента от номинала, воз­мущения в процессе отделения). В силу того что рассеивание отде­ляемых элементов конструкции ЛА относительно расчетных точек про­исходит под воздействием значительного числа факторов примерно одного порядка, полагают, используя центральную предельную тео­рему, что случайные координаты точек падения элементов подчине­ны нормальному закону распределения. Вследствие данного предпо­ложения в качестве фигуры расчетной зоны падения используется эллипс с направлением полуосей в условной системе координат, ана­логичной используемой при анализе рассеивания элементов БО. Для проверки адекватности расчетных длин полуосей эллипса рассеива­ния реальным длинам используются данные геодезической привязки мест падения элементов конструкции. В интересах повышения опе­ративности их поиска осуществляется прогнозирование координат точек падения по результатам траекторных измерений.