ЧТО ТАКОЕ БОКОВАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ ДЕЛЬТАПЛАНА

«Это произошло в 1983 г. иа горе Клементьева в Крыму во время облетывания нового дельтаплана. Обшивка крыла была туго натяиута, так что в полете она лежала на коицевых поддержках АПУ.

Была хорошая погода, дул благоприятный южный ветер. После старта дельтаплан стало разворачивать вправо на склон. Необходимо было срочно исправить, как я решил, ошибку на старте, и я дал левый крен, вероятно, сильнее необходимого; аппарат охотно послушался и резко пошел на склон теперь уже влево. Естественно, пришлось энергично вырывать аппарат из левого крена, чтобы из­бежать столкновения со склоном.

После отворота от склона, аппарат пошел вправо с увеличе­нием скорости и опусканием носа. При выводе из крена он сделал еще больший нырок влево. Мой взгляд уперся в каменистую повер­хность склона. Я уже приготовился падать; ничего кругом уже ие было видно, только камни на склоне, которые иеумолимо прибли­жались. У меня хватило времени, чтобы собраться и вспомнить, что это, видимо, голландский шаг, и нужно освободить ручку управле­ния, что я и сделал, слегка ее придерживая. Но после этого аппарат сделал еще большой нырок уже вправо, и мне ничего не оставалось, как вцепиться в ручку трапеции н ждать, чем эго все закончиться. Дельтаплан сделал еше несколько глубоких нырков, совершенно иа меня не реагируя.

Затем мое внимание зафиксировалось на быстро приближаю­щейся земле, и я инстинктивно отдал ручку управлення «от себя». Дельтаплан начал успокаиваться и завис метрах в пяти иад землей. С этой высоты я спарашютировал и с грохотом упал иа землю. После благополучного приземления я в течении 15 — г 20 мин сидел н обдумывал происшедшее.

Последующие полеты я проводил осторожно. Обшивка обтяну­лась, лопухи (концевые части крыла) стали подниматься над кон­цевыми поддержками и в дальнейшем такого явления не наблюда­лось.»

Так описывает один из опасных режимов бокового движения опытный дельтапланерист Хесин В. Это весьма характерный случай раскачки в боковом движении, и мы в дальнейшем проанализируем его. Статистика показывает, что неблагоприятные характеристики боковой устойчивости и недостаточная подготовленность пилота, яв­ляются одними из наиболее частых причин летных происшествий.