КАТЕГОРИЯ НА ВЫБРАННОМ МАРШРУТЕ
На рис. 4.5 показаны траектории полета вертолета с нормально работающей силовой установкой и с одним отказавшим двигателем. В общем случае (рис. 4.5, а) можно выделить на траектории 6 точек. При отказе двигателя на участках 1 … 2, 3 … 4, 5 … 6 посадка происходит вне ЛП (1 … 2 и 5 … 6 — ’’участки риска”). Но если высота полета достаточна, маршрут короткий и в местах старта и посадки ЛП длинны, то точки 1,2; 3,4; 5,6 сливаются, так что посадка вертолета произойдет на ЛП при отказе двигателя в любой точке траектории. Чтобы точки 3,4 спились, траектория должна проходить по заштрихованной площади (рис. 4.5, б), в которой выполняется неравенство
Н>- 1 + Япреп + ДЛ + ДЯпреп, (4.3)
где АН — изменение выооты полета в процессе перехода к скорости однодвигательного полета и разворота вертолета для полета к точке а (если до отказа V > VH H, то АН < 0);#преп — высота препятствия; W — скорость ветра; L — дальность маршрута.
Это условие должно удовлетворяться для каждого из препятствий на пути вертолета. Например, при дальности полета 100 … 120 км вертолет с Vyg = — (0,5 … 0,75) м/с должен лететь на высоте 700 … 800 м.
Таким образом, вертолет 2-й категории может выполнить основное требование к вертолетам высшей категории, так как безопасность полета определяется как летными данными вертолета с одним неработающим двигателем, так и высотой полета и размерами ЛП. Несоответствие между категорией и уровнем безопасности полета вертолета на конкретном маршруте объясняется разнообразием маршрутов и условий взлетов у безаэродромных летательных аппаратов. Поэтому для вертолетов 1-й и 2-й
Рис. 4-5. Характерные точки на траектории полета вертолетов 2-й категории при: —— нормальной работе двигателей;——— одном неработающем двигателе |
категорий на специально выбранных маршрутах может быть установлена более высокая категория. Выбирать маршруты надо так, чтобы максимально использовать возможность повышения категории. Это особенно важно для регулярно эксплуатируемых маршрутов. Как показано выше, повышение категории достигается увеличением длин летных полос и высоты полета.