КАТЕГОРИЯ НА ВЫБРАННОМ МАРШРУТЕ

На рис. 4.5 показаны траектории полета вертолета с нормально рабо­тающей силовой установкой и с одним отказавшим двигателем. В общем случае (рис. 4.5, а) можно выделить на траектории 6 точек. При отка­зе двигателя на участках 1 … 2, 3 … 4, 5 … 6 посадка происходит вне ЛП (1 … 2 и 5 … 6 — ’’участки риска”). Но если высота полета достаточна, маршрут короткий и в местах старта и посадки ЛП длинны, то точки 1,2; 3,4; 5,6 сливаются, так что посадка вертолета произойдет на ЛП при от­казе двигателя в любой точке траектории. Чтобы точки 3,4 спились, тра­ектория должна проходить по заштрихованной площади (рис. 4.5, б), в которой выполняется неравенство

Н>- 1 + Япреп + ДЛ + ДЯпреп, (4.3)

где АН — изменение выооты полета в процессе перехода к скорости одно­двигательного полета и разворота вертолета для полета к точке а (если до отказа V > VH H, то АН < 0);#преп — высота препятствия; W — ско­рость ветра; L — дальность маршрута.

Это условие должно удовлетворяться для каждого из препятствий на пути вертолета. Например, при дальности полета 100 … 120 км верто­лет с Vyg = — (0,5 … 0,75) м/с должен лететь на высоте 700 … 800 м.

Таким образом, вертолет 2-й категории может выполнить основное требование к вертолетам высшей категории, так как безопасность поле­та определяется как летными данными вертолета с одним неработающим двигателем, так и высотой полета и размерами ЛП. Несоответствие меж­ду категорией и уровнем безопасности полета вертолета на конкретном маршруте объясняется разнообразием маршрутов и условий взлетов у безаэродромных летательных аппаратов. Поэтому для вертолетов 1-й и 2-й

КАТЕГОРИЯ НА ВЫБРАННОМ МАРШРУТЕ

Рис. 4-5. Характерные точки на траектории полета вертолетов 2-й категории при:

—— нормальной работе двигателей;——— одном неработающем двигателе

категорий на специально выбранных маршрутах может быть установле­на более высокая категория. Выбирать маршруты надо так, чтобы мак­симально использовать возможность повышения категории. Это особен­но важно для регулярно эксплуатируемых маршрутов. Как показано выше, повышение категории достигается увеличением длин летных полос и высоты полета.