КОМАНДНЫЕ ПИЛОТАЖНЫЕ ПРИБОРЫ

Как уже указывалось выше, командный пилотажный прибор является комбинированным прибором, объединяющим ряд указа­телей и сигнализаторов. Так, командный пилотажный прибор

 

 

КОМАНДНЫЕ ПИЛОТАЖНЫЕ ПРИБОРЫ

14 ff

 

Система

команды

по тангажу

 

Рис. 5.5. Кинематическая схема командного пилотажного прибора ПП-1ПМ:

 

/ — командная стрелка крена; 2 — командная стрелка тангажа; 5 —силуэт самолета (указа­тель крена); 4 — указатель отклонения от заданной траектории в вертикальной плоскости (стрелки отклонения от равносигнальной зоны ГРМ); 5 — шкала тангажа; 6, 11, 14, 17, 19 — редукторы; 7, 10, 13, 16, 20 — электродвигатели, 8, 12, 18 — потенциометры обратной связи; 9 — потенциометр-приемник системы тангажа; 15 — генератор; 21 — потенциометр-датчик сигнала тангажа; 22 — потенциометр-датчик сигнала крена; 23 — потенциометр-приемник

сигнала крена

 

КОМАНДНЫЕ ПИЛОТАЖНЫЕ ПРИБОРЫ

ПП-1ПМ, входящий в состав отечественной пилотажной системы «Путь» (рис. 5.3), содержит пять указателей: указатель команды по управлению боковым движением (командная стрелка крена), указатель команды по управлению продольным движением (ко­мандная стрелка тангажа), указатель авиагоризонта, указатель скольжения и указатель отклонения от заданной траектории в вер­тикальной плоскости. Командный пилотажный прибор КПП из си­стемы «Привод» (рис. 5.4), кроме того, включает в себя указатель отклонения от заданной траектории в горизонтальной плоскости и два сигнализатора (бленкера) неисправности бокового и про­дольного каналов вычислительных устройств пилотажных систем.

В обоих командных пилотажных приборах указатель авиаго­ризонта имеет систему индикации «Вид с земли на самолет» по кре­ну и «Вид с самолета на землю» по тангажу.

Подпись: Рис. 5.6. Схема управления командной стрелкой крена КОМАНДНЫЕ ПИЛОТАЖНЫЕ ПРИБОРЫ

Рассмотрим командный пилотажный прибор ПП-1ПМ. Управ­ление командной стрелкой крена осуществляется с помощью элект­родвигателя 10 (рис. 5.5) через редуктор 11, входящий в состав дистанционной передачи (рис. 5.6). На вход усилителя поступают сигналы заданного крена у3 от вычислителя и текущего крена от нейтральной гировертикали. В результате суммирования этих сиг­налов образуется сигнал управления командной стрелкой крена б;, подаваемый на электродвигатель, который через редуктор от­клоняет командную стрелку и щетку потенциометра обратной свя­зи 12 (см. рис. 5.5).

Аналогично осуществляется управление командной стрелкой тангажа 2, управляемой через редуктор 19 электродвигателем 20, на вход которого подается сигнал управления этой стрелкой.

Силуэт самолета 3, являющийся указателем крена, приводится в движение электродвигателем 13 через редуктор 14. Кроме них, в состав дистанционной передачи (рис. 5.7), представляющей собой следящую систему, входят генератор 15 (см. рис. 5.5), потен­циометр-приемник 23 и усилитель, на котором происходит сумми­рование сигнала рассогласования, снимаемого с потенциометра — приемника, и сигнала скоростной обратной связи с генератора, при­водимого во вращение электродвигателем 13.

Сигнал крена с потенциометра-датчика ЦГВ поступает на по­тенциометр-приемник 23. При наличии сигнала рассогласования

КОМАНДНЫЕ ПИЛОТАЖНЫЕ ПРИБОРЫ

Рис. 57. Схема дистанционной передачи указателя крена

 

 

Подпись: Рис. 5.8. Командный пилотажный прибор типа ПКП:

1 — индекс-стрелка радиовысотомера; 2, 6, 10, 13, 18, 24 — котировочные валики; 3 — шкала указа­теля отклонения скорости самолета от заданной скорости полета; 4 — линия искусственного гори­зонта; 5 —указатель отклонения скорости самоле­та; 7 — бленкер отказа бокового канала вычисле­ния командных сигналов; 8 — командная стрелка крена; 9 — шкала тангажа; 11 — силуэт самолета; 12 — бленкер отказа продольного канала вычис­ления командных сигналов; 14, 15 — указатель и шкала отклонения от заданной траектории в вер­тикальной плоскости (отклонения от равносигналь­ной зоны ГРМ); 16 — командная стрелка тангажа; 17—бленкер отказа авиагоризонта; 19 — рукоятка выставки шкалы тангажа; 20, 21 — шкала и ука­затель отклонения от заданной траектории в гори­зонтальной плоскости (отклонения от равносиг­нальной зоны КРМ); 22 — указатель скольжения;

Подпись:Подпись:23 — указатель крена; 25 — шкала кренов

Подпись: рои перемещаются щетки на

рис. 5.5).

Указатель 4 отклонения от заданной траектории в вертикальной плоскости индицирует при заходе на посадку отклонения самолета от равносигнальной зоны ГРМ. Этот указатель отклоняется через редуктор 6 электродвигателем 7. Схема дистанционной передачи аналогична схеме управления командными стрелками. На лицевой стороне прибора расположены также кнопка арретира гироверти­кали и сигнальная лампа.

В отличие от прибора ПП-1ПМ в приборе КПП применена лен­точная шкала тангажей. В нем используются только две следящие системы: для индикации углов крена и тангажа, которые выполне­ны на сельсинах. Для улучшения динамических характеристик в этих системах используются двигатели-генераторы, с выхода ко­
торых снимаются сигналы скоростной обратной связи. Все осталь­ные указатели и сигнализаторы выполнены на магнитоэлектриче­ских системах. Для арретирования гировертикали имеется кнопка — лампа. Лампа загорается не только при арретировании, но и при возникновении неисправностей в гировертикали.

Для бортовых систем автоматического управления, предназна­ченных для захода на посадку в условиях низких посадочных ми­нимумов, разработаны командные пилотажные приборы типа ПКП (рис. 5.8), выполненные по системе индикации «Вид с самолета на землю».

Прибор типа ПКП обеспечивает индикацию значительно боль­шего числа параметров, чем приборы ПП-1ПМ и К. ПП. Команда по управлению боковым движением индицируется стрелкой §, а команда по управлению продольным движением — стрелкой 16.

Крен и тангаж самолета наглядно оценивают по положению линии искусственного горизонта 4 на сферической шкале относи­тельно неподвижного силуэта самолета 11. Верхняя часть полу­сферы (над линией искусственного горизонта) окрашена в голубой цвет, а нижняя — в коричневый. Для отсчета углов крена служит треугольный указатель 23, перпендикулярный линии искусственно­го горизонта и перемещающийся по шкале 25.

Направление отклонения указателя крена совпадает с направ­лением крена: при правом крене указатель отклоняется вправо, при левом — влево. Это, по мнению летчиков, очень удобно для пилотирования.

Углы тангажа самолета отсчитываются по шкале 9 относитель­но центра неподвижного силуэта самолета. Для повышения точ­ности отсчета шкала тангажа растянута. С помощью рукоятки (котировочного валика) 18 может осуществляться выставка этой шкалы.

Отклонения самолета от заданной траектории в вертикальной плоскости индицирует указатель 14 по шкале 15, а в горизонталь­ной плоскости — указатель 21 по шкале 20. Положения указате­лей 14 и 20 соответствуют случаю, когда самолет летит ниже глис­сады и левее равносигнальной зоны КРМ.

Наглядная индикация высоты полета осуществляется с по­мощью индекса-стрелки радиовысотомера /. По мере уменьшения высоты индекс-стрелка перемещается снизу вверх, приближаясь к силуэту самолета.

В левой стороне лицевой части прибора расположены шкала 3 и указатель 5 отклонения скорости самолета от заданного ее зна­чения.

Отклонение указателя вверх от центральной отметки говорит о том, что скорость самолета меньше заданной.

При возникновении неисправности в боковом канале вычисле­ния командных сигналов в поле зрения появляется бленкер 7. Неисправность авиагоризонта индицируется бленкером 17.

На лицевой части прибора выведены головки котировочных ва­ликов, служащие для выставки нулевых положений стрелок. Возле головок имеются обозначения в форме концов соответствующих стрелок. Благодаря этому легко определяется назначение каждого котировочного валика.

Командный пилотажный прибор типа ПКП рассчитан на работу с гировертикалями, имеющими в качестве датчиков выходных сиг­налов крена и тангажа синусно-косинусные трансформаторы. Сиг­нал с такого датчика поступает на синусно-косинусный трансфор­матор-приемник. Напряжение рассогласования с ротора трансфор­матора-приемника поступает на усилитель следящей системы, к выходу которого подключена управляющая обмотка двигателя-ге­нератора. Двигатель-генератор поворачивает через редуктор сферу с линией искусственного горизонта и ротор трансформатора-при­емника до тех пор, пока сигнал на входе усилителя не станет рав­ным нулю. Это соответствует согласованному положению обоих синусно-косинусных трансформаторов. Скоростная обратная связь, использующая сигналы с выхода двигателя-генератора, служит для улучшения динамических характеристик следящей системы. Обе следящие системы (крена и тангажа) аналогичны по схемному решению.

В качестве остальных указателей используются магнитоэлект­рические системы, имеющие в основном одинаковое конструктив­ное исполнение. Различие главным образом состоит в форме и раз­мерах стрелок. Бленкеры отказа представляют собой электромаг­нитные системы. Пока контролируемый канал исправен, обмотка электромагнитной системы находится под током и ее якорь уби­рает флажок бленкера из поля зрения на лицевой части командно­го пилотажного прибора.

При обесточивании обмотки якорь под действием пружины пе­ремещает флажок бленкера на лицевую часть прибора.

В приборе осуществлен красный и белый подсвет.

Во всех рассматриваемых нами командных пилотажных прибо­рах команды по крену и тангажу индицировались с помощью двух взаимноперпендикулярных планок.

Принципиально другая форма индикации этих команд осущест­влена в командных пилотажных приборах, разработанных фирмой Коллинз (рис. 5.9).

В них команды по крену и тангажу индицируются с помощью индекса 4, образованного двумя объемными стрелками (желтого цвета), связанными между собой. Командный индекс показывает необходимое направление движения самолета. Например, в случае необходимости увеличить угол тангажа индекс поднимается вверх; поворот влево или вправо указывает на необходимость создания крена. Задача летчика заключается в том, чтобы совместить ко­мандный индекс с неподвижным треугольным объемным символом (стилизованным силуэтом) самолета, окрашенным в оранжевый

Рис. 5.9. Командный пилотажный
прибор фирмы Коллинз:

КОМАНДНЫЕ ПИЛОТАЖНЫЕ ПРИБОРЫ/ — силуэт самолета; 2, 3 — указатель и шкала отклонения от заданной траектории в вертикальной плоскости; 4 — командный индекс; 5 — шкала тангажа; 6 — шкала крена; 7 — указатель крена; 8 — линия ис­кусственного горизонта; 9, 10 — шкала и указатель отклонения от заданной скоро­сти; 11, 12 — шкала и указатель отклоне­ния от заданной траектории в горизон­тальной плоскости (отклонения от равно­сигнальной зоны КРМ); 13 — указатель скольжения

цвет. Таким образом, при правильном пилотировании командный индекс как бы охватывает силуэт самолета. Проведенные летные испытания показали, что при пилотировании по прибору с таким индексом летчик может управлять самолетом одновременно и по крену и по тангажу. Это является определенным достоинством по сравнению с пилотированием по отдельным командным планкам, когда летчик управляет по крену и тангажу по очереди.

В последние годы развернулись работы по автоматизации уп­равления самолетом при взлете и, в частности, по созданию ко­мандных пилотажных систем для взлета. В этих системах стремят­ся использовать уже существующие командные пилотажные при­боры. Информация выдается на те же стрелки и. индексы, что и при заходе на посадку.