РЕАКЦИЯ САМОЛЕТА НА ОТКЛОНЕНИЕ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ БОКОВЫМ ДВИЖЕНИЕМ

Управление бокввым движением самолета осуществляется, как правило, органами путевого и поперечного управления. Органом путевого управления является руль направления, органами попереч­ного управления являются элероны, дифференциально отклоняемые рули высоты, интерцепторы. Чаще на самолете используют один из способов поперечного управления, иногда для увеличения эффектив­ности управления самолеты снабжают несколькими видами органов поперечного управления (элероны и интерцепторы, элероны и диф­ференциальные рули и т. д.). Отклонение органов путевого и попе­речного управления позволяет изменять направление полета, ориен­тацию самолета относительно Земли и вектора скорости, а также сохранять прямолинейную траекторию при полете с боковым ветром и несимметричной тягой. Изменение направления полета осущест­вляется, как правило, отклонением органов поперечного управления и кренением самолета, реже отклонением руля направления и созда­нием скольжения. У маневренных самолетов имеются органы непо­средственного управления боковой силой (ОНУБС), позволяющие производить разворот и без крена, и без скольжения] Из всех пере­численных органов управления боковым движением основными яв­ляются органы поперечного управления. Ими снабжены все самолеты, и используются эти органы при самых разнообразных маневрах. Руль направления играет вспомогательную роль или для ликвида­ции скольжения при правильном вираже, или для компенсации’мо­мента при несимметричной тяге и боковом ветре. Несмотря на то, что органы поперечного или путевого управления предназначены для изменения момента относительно продольной или нормальной свя­занных осей самолета, в действительности отклонение каждого органа приводит к изменению моментов относительно и той и другой оси. Так при отклонении элеронов наряду с моментом крена возникает момент рыскания. Это усложняет реакцию самолета на отклонение каждого органа управления боковым движением. Управ­ляемое движение при этом сопровождается одновременно и креном и рысканием. Летчиком такая реакция самолета воспринимается, как удовлетворительная, в зависимости от величины, направления от­дельных компонентов, бокового движения и соотношения между ними.

Полагая, что за связанные оси координат приняты главные оси инерции самолета, будем анализировать реакцию самолета на откло­нение органов поперечного управления 60 и руля’ направления 6Н.