АГРЕГАТНАЯ СБОРКА

I. а фюзеляжа самолета ПС-35. Этот фюзеляж К ° характерным примером фюзеляжей типа монокок с рабо — IS гладкой Обшивкой.

І) • овными элементами конструкции фюзеляжа являются 40 шпан — f °в соединенных 4 профильными лонжеронами и рядом стринге- 1°эт’от каркас покрыт гладкой обшивкой. Фюзеляж цельный, не­съемный, но приводимый технологический процесс запроектирован ■ крупносерийного производства и поэтому предусматривает сборку ■етьно носовой, средней и хвостовой частей, с последующей стыков-

1 их в специальном стапеле. Для раздельной сборки были исполь — |аны существующие стыки лонжеронов и стрингеров.

■В носовую часть входят шпангоуты с 1-го по 9-й, профильные Ежероны, набор стрингеров, пилотский фонарь и обшивка. Среднюю §ть собирают из 7 основных шпангоутов, лонжеронов, заранее ■ранных щитков — двух боковых, двух нижних и одного верх — §■0, а также балок пола и других деталей. Верхние щитки состоят Iверхних частей, неосновных шпангоутов, бимсов и набора стрин — ■зов, а боковые щитки — из боковых частей, неосновных шпангоу — Et, набора стрингеров, оконных профилей. Нижних щитков два: вш включает нижние части шпангоутов и стрингера от 10-годо 16-го иангоута, а другой от 20-го до 23-го шпангоута. Аналогично соби — 1ют хвостовую часть из основных шпангоутов лонжеронов 27, I, 32, 35, 39 и 40-го, боковых и нижних щитов и киля.

I На фиг. 295 изображена схема набора каркаса средней части фюзе — ■жа, которую собирают в стапеле (фиг. 296). Основные шпангоуты шксируют шаблонами-рубильниками. В середине стапеля расположена ідкемная тележка, положение которой при опускании зафиксировано ■тановочными штырями. Тележка снабжена фиксаторами для 4 узлов ■эепления фюзеляжа с центропланом; эти узлы закрепляют на фик — ■торах тележки. Собранную среднюю часть на этой тележке вывозят в стапеля и подают в стыковочный стапель и дальше на внестапель — I10 Доработку. По краям стапеля расположены солидные металли — 1-ские щиты-шаблоны, контролирующие положение концов лонже — рнов н стрингеров: один шаблон соответствует стыку с передней рстыо, а другой — с хвостовой частью.

I Сборку ведут поточным методом, причем бригады переходят от ■апеля к стапелю. Вся сборка делится на шесть заданий.

ер вое задание (выполняют 5 пар рабочих):

І Д — Установить в приспособлении нижние щитки (передний и зад — ІИИ), установить шпангоуты Ю, 13, 16, 20а, 23, 25, 26; нижние лон — ^ роны от шпангоута 10 до 16 и от шпангоута 20а до 26 и стаканы, рее зафиксировать.

2 . Проклепать: стаканы и нижние узлы стрингеров на шпангоуте 16,

1 < каны на шпангоуте 20а, нижние узлы на шпангоутах 23 и 26 пра-

вой и левой сторон, нижние узлы лонжеронов и стрингеров на шпан­гоутах 10 и 13.

3. Освободить от фиксаторов шпангоуты 10, 13, 16, 20а, 23 и 26, установить шпангоуты 17 и 20 с порогами; установить правый и левый боковые щиты от шпангоута 10 до 26. Зафиксировать.

4. Склепать: узлы оконных профилей на шпангоутах 10, 13, 16, 17. 20, 23, 24, 25 и 26 и нижние узлы лонжеронов на шпангоутах 11, 12, 14, 15, 20а, 21, 22.

5. Установить: верхний щиток в узлы шпангоутов и верхние лон­жероны от шпангоута 10 до 26. Зафиксировать.

6. Склепать верхние узлы лонжеронов и стрингеров по шпан­гоутам.

Второе задание (выполняют 5 пар рабочих):

7. Склепать узлы лонжеронов и стрингеров по шпангоутам и бим­сам.

8. Покрасить заклепки в верхних и нижних лонжеронах; установить ленты на них и прижать тисочками, просверлить и приклепать ленты.

9. Проклепать узел лонжерона на шпангоуте 16. Установить и проклепать: балки пола от шпангоута 10 до 16 и от шпангоута 20 до 26, накладку на шпангоуте 20а и накладки с порогами.

10. Установить и приклепать детали оконных переплетов.

Третье задание (выполняют 2 пары рабочих):

11. Установить листы обшивки, прижать ручными тисочками, просверлить отверстия для контрольных заклепок и поставить конт­рольные заклепки с правой и левой сторон.

Четвертое задание (выполняют 3 сверлильщика):

12. Просверлить 820 отверстий диаметром3,7 мм и 2680 отверстий диаметром 3,2 мм для рядовой клепки на правой и левой сторонах (отверстия сверлят изнутри но ведущим отверстиям в полках шпан­гоутов, засверленным ранее по ленточным кондукторам).

Пятое задание (выполняют 4 пары клепальщиков):

13. Заклепать рядовые заклепки обшивки по участкам: от шпан­гоута 11 до 13, от 15 до 17, от 19 до 20а и от 22 до 23 включительно.

Шестое задание (выполняют 4 пары клепальщиков):

14. Заклепать рядовые заклепки обшивки по участкам: от шпан­гоута 13 до 15, от 17 до 19, от 20а до 22 и от 23 до 25 включительно.

После этого освобождают фиксаторы, собранную среднюю часть выводят из приспособления и передают ее в стыковочный стапель.

Дальнейшее развитие секционно й сборки фюзеляжа может итти по линии разреза всех шпангоутов и сборки отдельно верха, низа и боковых щитков. Это еще больше упростит конструкцию общесборочного стапеля и обеспечит большую возможность пользо­ваться при клепке стационарными прессами.

Сборку фюзеляжа самолета ДС-3 производят в ста­пеле, изображенном на фиг. 297. Работу начинают с установки в ста­пеле ряда отъемных фиксирующих приспособлений для установки дверей, угольников крепления стабилизатора, шпангоутов и дру­гих частей. Широкое применение съемных шаблонов" характерно

IS

4

вообще для американских стапелей, так как такого рода приспособле­ния не загромождают стапель и облегчают подступы к месту работ. На фиг. 298 видны верхний съемный брус 3 для установки шпангоутов и съемный комплект фиксаторов шпангоута у кабины пилота 6.

Шпангоуты поступают собранными, с просверленными отверстиями для крепления стрингеров и обшивки (неполными отверстиями). Уста­новка шпангоутов определяется совпадением рисок, нанесенных на

Фиг. 297. Установка шпангоутов фюзеляжа ДС-3 в стапеле.

верхнем съемном брусе стапеля и на нижнем брусе основания стапеля, с линиями верхнего и нижнего стыка профилей, из которых склепан шпангоут. Для тех шпангоутов, у которых нижнего стыка нет, в ниж­ней полке просверлено специальное центровое отверстие, которое должно совпадать с нижней риской. Незамкнутые шпангоуты уста­навливают при помощи боковых упоров, имеющихся на стапеле.

Часть шпангоутов прикрепляют струбцинками к угольникам основания стапеля и верхнего съемного бруса, а другие скрепляют болтами с такими же угольниками, причем отверстия для болтов сверлят здесь же по отверстиям в фиксаторах. Наконец, некоторые шпангоуты фиксируют боковыми упорами.

После установки всех шпангоутов переходят к стрингерам, которые приклепывают по вырезам в шпангоутах, выравнивают заподлицо

с ними, закрепляют струбцинками и приклепывают ручными кле­щами. Чтобы. можно было выравнивать стрингеры, отверстия в шпан­гоутах для их крепления сделаны слегка овальными.

Фиг 298. Стапель сборки фюзеляжа.

1—монорельс для вынимания фюзеляжа из стапеля; 2 — стойки стапеля; J — верхний установочный брус с фиксаторами для шпан­гоутов; 4 — шпангоуты; 5 — обшивка; 6 — съемные фиксаторы шпангоута и кабины пилота.

Затем устанавливают и привинчивают швеллеры окон пассажир­ской кабины, ставят балки пола кабины и другие детали. Листы об­шивки подают на сборку без просверленных отверстий, причем часть листов выгнута по форме фюзеляжа, а остальные плоские. Их уста­навливают и приклепывают сверху вниз по обеим сторонам фюзеляжа. Для этого лист укладывают на каркас и с помощью деревянных реек, положенных по стрингерам, прикрепляют к стрингерам струбцинками. Изнутри фюзеляжа через ведущие отверстия в полках шпангоутов и стрингеров сверлят отверстия с шагом 200—300 мм по стрингерам и 100—200 мм по шпангоутам и прикрепляют листы контрольными

винтами. Затем сверлят рядовые отверстия, за исключением тех, ко­торые находятся на стыках листов, отмечают край листа по кромке стрингера для подрезки, снимают листы, подрезают, зачищают заусе­ницы и снова устанавливают. Клепку ведут также сверху вниз и де­лают ее почти полностью в стапеле, за исключением немногих мест, которые нельзя клепать.

Далее идут следующие основные работы: разметка линий зализа центроплана по шаблону и сверление по кондуктору ведущих отвер­стий для винтов крепления зализа, установка и подгонка киля (киль ] затем снимают, чтобы можно было вынуть фюзеляж из стапеля), уста-л новка носовой части; установка и приклепка фонаря кабины пилота;” крепление анкерных гаек для установки оконных рам по макету и др. Я

Фюзеляж вынимают из стапеля с помощью двух талей, двигаю­щихся по монорельсу, проложенному вдоль стапеля. Фюзеляж при­крепляют при помощи пояса, соединенного болтами со стыковыми узлами, и амортизационного шнура, укрепленного к одному из хво­стовых шпангоутов. Вынутый фюзеляж ставят на тележку, прикреп­ляют стыковыми узлами к соответствующим узлам тележки и в таком положении производят внестапельную доработку. Вне стапеля ставят балки пола кабины пилота и переднего багажника, приклепывают обшивку дна, заканчивают клепку обшивки и т. п.

Рассмотрим пример диференцированной сборки центроплана крупной машины по плазово-шаблонному методу — Общая схема сборки была приведена на фиг. 287. Рассмотрим несколько подробнее сборку носовой части центроплана.

Общий вид носка представлен на фиг. 299, а стапель для сборки — на фиг. 300.

На сборку поступают совершенно готовые нервюры с просверлен­ными в нижних отбортовках ведущими отверстиями. В остальных частях отбортовки отверстия будут сверлиться по разметке совместно с гофром; на стенках нервюр имеются ведущие отверстия для соеди­нения с диафрагмами. Диафрагмы (стенки) вспомогательной части имеют в отбортовках направляющие отверстия для соединения с нер­вюрами и ведущие отверстия для скрепления с продольными уголь­никами. Гофр поступает с просверленными ведущими отверстиями для заклепок крепления гладкой обшивки; гладкая обшивка посту­пает без отверстий; их сверлят через каркас.

Сборка проходит в следующем порядке. Устанавливают нервюры, фиксируя их шпильками по отверстиям в планках стапеля и в отбор­товках нервюр; отбортовки прижимают к планкам струбцинами. Бо­ковые нервюры (наклонные) прижимают струбцинами к боковым упорам стапеля; верхние части стенки нервюры крепят струбцинами к откидным планкам стапеля. Устанавливают но ведущим и контроль­ным отверстиям диафрагмы на пружинных фиксаторах или само — нарезающих винтах, а также соединительные угольники. Рассверли­вают все отверстия, разбирают каркас, зачищают заусеницы, снов собирают и клепают каркас.

Фиг. 301. Шаблон для сверления отверстий в планках.

Далее идет установка бокового гофра. Гофр крепят струбцинами к каркасу, сверлят по разметке в отбортовках нервюр и гофре 24 от­верстия диаметром 2,5 мм и берут гофр на пружинные фиксаторы. Затем сверлят по разметке изнутри все отверстия до диаметра 3,7 мм, снимают, очищают заусеницы и приклепывают. После приклепки гофра приклепывают прямые листы обшивки, — это ведут анало­гично описанному выше приклепыванию гофра. Обшивку самого носка устанавливают и притягивают резиновыми амортизаторами, снабженными крючками для крепления их к стапелю. Через каркас сначала сверлят нескольких отверстий для контрольных фиксаторов, затем, после постановки фиксаторов и освобождения от амортизато­ров, — остальные отверстия сверлом 2,5 мм и, наконец, обшивку и каркас рассверливают снаружи под диаметр заклепки, зачищают от заусениц и склепывают. На сборке работают обычно две пары рабочих (клепальщик и подручный), каждая паря на своей половине носка.

Монтаж приспособления ведется с помощью ряда шаблонов. Отверстия в планках для фиксации нервюр сверлят по шаблону (фиг. 301), который является частью шаблона, необходимого для из­готовления переднего лонжерона; отверстия на нем увязаны с отвер­стиями шаблона кондуктора для сверления стенок.

Для установки фиксаторов положения боковых нервюр приме­няют шаблон, снятый с плаза.

Фиксаторы кронштейнов устанавливают с помощью трех шабло­нов; один, показанный на фиг. 302, обеспечивает положение отверстий для стенки с фюзеляжем относительно оси самолета; он увязан с соот­ветствующим эталон-шаблоном для монтажа фюзеляжа, другие два

шаблона, снятые с плаза фюзеляжа, устанавливают положение фик­сатора относительно оси и относительно линии тяги винта (линией тяги винта, наносимой на шаблонах лонжеронов, является линия пересечения осевой плоскости лонжерона и плоскости, проходящей через собственно линии тяги левого и правого винтов).

Наличие увязки между всеми шаблонами через плаз гарантирует получение взаимозаменяемости носового отсека центроплана.

Сборку крыльев современных самолетов обычно произво­дят по методу секционной сборки. Например, схему сборки крыла самолета ПС-35 можно представить в следующем виде:

1) сборка носовой части крыла из носовых частей нервюр, перед­него лонжерона, стрингеров и обшивки;

Фиг. 302. Шаблон для установки фиксаторов кронштейнов.

2) сборка хвостовой части крыла из хвостовых частей нервюр, заднего лонжерона, стрингера и обшивки;

3) соединение носовой и хвостовой частей в стапеле общей сборки, причем ставят средние нервюры, стрингеры, обшивку и пр.;

4) доклепыванме и отделка крыла вне стапеля.

Концевой обтекатель собирают отдельно и устанавливают при вне — стапельной доработке.

Крыло самолета ДС-3 требует еще более сложной сты­ковки, но это усложнение значительно упрощает отдельные процессы и конструкции стапелей, а также сокращает время сборки, так как работы можно вести параллельно. Схема сборки крыла ДС-3 приве­дена на фиг. 303.

В качестве примера рассмотрим сборку и обшивку носовой части крыла самолета ПС-35 в неподвижных стапелях с соблюдением ритма выпуска.

Каркас носовой части состоит из усиленных нервюр 1,5,9, 13, 17, 21, 25, 29 и 32-й и промежуточных нервюр, которые состоят из верхнего и нижнего профилей, переднего лонжерона, стрингеров и носовой балочки, состыкованной из трех частей. Нервюры, лонже — жерон, стрингеры и балочки подают па сборку готовыми, в полках нервюр и стрингерах просверлены неполные отверстия для крепле­ния обшивки. Для сборки каркасу и обшивки применяют двухэтажный стапель: в верхней части собирают каркас, а внизу — обшивку (фиг. 304). Лонжерон устанавливают с помощью электроталн и те­лежки, двигающейся по корытообразному профилю стапеля. Анало­гичным образом вынимают каркас и устанавливают его в нижний этаж

Сборка к обшивка носовой части крыла

Содержание операции

Установка лонжерона и стапель (транспортная

бригада) ………………………………………………………………

Установка нервюр 1, 5, 9, 13, 17, 20………………………..

» л 23, 26, 29, 32 ……………………………….

Установка и фиксация балочек 155, 154, 153 . . Установка рубильников и фиксация ими нервюр

1, 5, 9, 13, 17. 20

То же, нервюр 23, 26, 29, 32 …………………………………….

Сверление отверстий и приклепывание к узлам

нервюр 1, 5, 9, 13, 17, 20……………………………………….

То же, нервюр 23, 26, 29, 32 ……………………………….

Приклепывание контрольными заклепками балочек 154, 153, сверление рядовых отверстий…. То же, балочки 155 и сверление рядовых отверстий Клепка рядовых заклепок балочек 153, 154 по

основным нервюрам…………………………………………….

То же, балочки 155…………………………………………………..

Сверление отверстий и клепка стыков балочек

153, 154 ………………………………………………………………

То же, балочек 154. 155 ………………….. ……

Установка и приклепывание контрольными заклеп­ками к манжетам стрингеров 10, II, 19 . . Сверление рядовых отверстий в манжетах и стрин­герах 10, II, 19………………………………………………………………….. …..

Клепка рядовых заклепок в стрингерах 10, II. 19 . Установка и приклепывание контрольными за­клепками к манжетам стрингера 9 . •

Сверление рядовых отверстий в манжетах стрин­гера 9 . . . -. .

Клепка рядовых заклепок стрингера 9………………………

Установка и приклепывание контрольными за­клепками к манжетам стрингеров 12, 13 . . . .

Сверление рядовых отверстий в манжетах и стрин­герах 12, 13

Клепка рядовых заклепок в стрингерах 12. 13 . . . Установка и приклепывание контрольными за­клепками к манжетам стрингеров 14, 17 . . . .

Сверление рядовых отверстий по стрингерам 14, 17 .

Клепка заклепок по стрингерам 14, 17………………………

Сверление отверстий и клепка стыков стрингеров

9-Ю, 12—13, 13—14………………………………………………

То же, стыков 10—11, 11—19, 14—17………………………….

Установка и клепка верхнего профиля нервюры 2 к башмакам лонжерона, балочке и стрин­геру

То же, нижнего профиля нервюры 2……………………………..

Установка и приклепывание контрольными за­клепками верхних профилей нервюр 3, 4, б. 7,

8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16 к башмакам лонже­рона, балочкам и стрингеру, сверление рядовых

отверстий…. . …………………………………….

То же, нижних профилей тех же нервюр……………………….

стапеля для обшивки. Лонжерон лежит на упорах и фиксируется горизонтальными выдвижными фиксаторами, а нервюры — шабло­нами-рубильниками. На стапеле работают две пары: 2 сборщика 5-го разряда и 2 подручных 3-го разряда. В табл. 67 перечислены операции, выполняемые каждой парой рабочих, и указано пример­ное количество времени, необходимого для каждой операции.

Обшивку устанавливают и клепают 3 пары сборщиков (5 и 3-го раз­ряда), работая одновременно в двух соседних стапелях на правом и левом носках. Листы подают из штамповочного цеха изогнутыми по кривизне.

Листы накладывают на каркас и натягивают тандерами. Через отверстии в полках нервюр, балочках и стрингерах наносят метки на листы, подкладывая поддержку с заостренным штырьком к отвер­стию и ударяя по листу рукой или деревянным молотком. По этим меткам сверлят отверстия диаметром 2,2 мм, листы снимают и пере­дают их подручному для штамповки лунок для потайных заклепок на установленном вблизи стапеля прессе. В это время рабочий 5-го раз­ряда устанавливает и натягивает листы во втором стапеле и штампует лунки в полках нервюр, стрингеров и балочки вручную или одно­ударным пневматическим молотком. Затем листы накладывают, ставя зажимы, рассверливают отверстия до диаметра 2,6 мм и приклепы­вают листы посредством пневматического молотка.

Порядок установки листов и приклепывания их на правом и левом носках для каждой работающей пары указаны на фиг. 305.

В качестве примера разработки процесса поточно-конвейерной сборки рассмотрим сборку на конвейере стабилизатора самолета ДС-3.

Стабилизатор — цельнометаллической конструкции, состоит из двух взаимозаменяемых половинок, соединенных болтами. К фюзе­ляжу стабилизатор крепится посредством приклепанных к нему че­тырех угольников (фланцев).

Производство самолетов—175—27

Диференцируя процесс сборки, необходимо выделить из оби процесса сборку таких частей, которые могут собираться отдельной именно лобового и концевого обтекателей. Таким образом на сбор придут готовые обтекатели, лонжерон, стенки, нервюры, литые кро штейны, листы обшивки и другие мелкие детали. Все детали, скольку их изготовляют по плазово-шаблонному методу, приход совершенно готовыми, с просверленными в них ведущими и контрол ными отверстиями. Разработку процесса сборки на конвейере нач нают с составления детального технологического процесса. Операг разделяют по переходам: устанавливают потребный на кажд переход инструмент и приспособления, выясняют количество НЙ обходимых участников процесса и, наконец, определяют техническуд

норму времени и продолжительность процесса. Из этой разработки выясняется полная трудоемкость процесса. В данном случае оказы­вается, что на сборку каркаса необходимо 5 часов, на обшивку и вне — стапельную доработку — 20 часов. Исходя из заданного ритма и воз­можного количества одновременно работающих, определяют необ­ходимое число стендов сборочной линии. При выпуске за восьмича­совую смену, с учетом нормального и группового комплекта, б стаби­лизаторов или 12 половинок, получим ритм, равный

480

-ту — = 40 минутам.

крепление усилительных уголков к стрингерам


Крепление концов
стрингеров к нервюрам


Наименование работ

Установить но упорам приспособления

задний лонжерон (дет. 36)…………………………..

Установить на 2 и. ф. нервюру 57 со­вместно с дет. 117 (детали 118 it 119 стоят

на 57) ……………………………………………………….

Установить и зажать в приспособления

нервюру (дет. 85)……………………………………….

Установить на 8 и. ф. нервюры (дет. 49, 56, 70, 77) .

Собрать по к. о. на 4 струбцины нер­вюры 122 и 84 совместно с дет. 123 и 125 Сверлить по в. о. пластины 117 семь отверстий d—4.2 мм и девять отверстий

<7=3,7 мм………………………………………………….

Сверлить по в — о. угольника 120 пять

отверстий d=5,3…………………………………………

Сверлить но в. о. нервюр 49, 56, 70,

Поставить Д18пЗк 3.5×10— 14 шт. . . То же Зк 3,5х 10—8 шт-; 4,2х 12—2 шт.;

3,5X8—8 шт. …………………………………………….

Установить в приспособление и зажать

6 струбцинками стенку, дет — 37……………………

Собрать по к-о. на б струбцинках нер­вюры, дет. 48, 55, 58, 57, 72, 83 . . . .

Установить и зажать в приспособле­нии Кронштейн, дет. 3017042

Перевести через кронштейн 4 отвер­стия <7=7 на нервюру 57

Сверлить по в. о. нервюр перехода 24 60 отверстий <7=3,7

8 28i Поставить Д18пЗ 3.5×8—60 шт.

того

Примечание: п. ф.—пружинный фиксатор, о. о.—ведущее отверстие, к. о.—контрольное отверстие

крепление пластины /17 л лою/серону 36

Приняв во внимание размеры изделия и характер работы, можна использовать одновременно на сборке каркаса двух человек, а на об­шивке трех, тогда число стендов на сборке каркаса будет

5 • 60 зоо.

2~40 = 80 = 4 СТеНДа

20-60 1200 ……………………..

3 • 40 — І20 — ® стендов.

Таким образом вся конвейерная линия будет состоять из 14 стен­дов.

Затем комплектуют операции в «задания». В данном случае, поскольку на стенде работают всего два человека, «задание» на пару и «стендовое задание» по объему одинаковы. При комплектовке окон­чательно уточняют порядок операций, точно определяют работу 1 каждого рабочего; для лучшего использования времени подсобному выделяют самостоятельную работу по сверлению, снятию фиксато — •, ров ит. п. в то время, как сборщик занят установкой. В табл. 68 при — ] ведено стендовое задание с нормами времени по переходам и график. (Операции, где подручный работает отдельно, обозначены индексами: 2а, 4а, 5а, 7а).

После сборки каркаса его вынимают из стапеля для контроля и лакировки головок заклепок; для непрерывности работ потока на этом стенде имеется запас каркасов на полсмены.

На стенде № 2 работы аналогичны — ставят стенки 38 и нер­вюры 47, 54, 59, 68, 73, 82, стенки 39, 40, 41 и соответствующие нервюры; устанавливают на болтах кронштейн 3017024.

Стенд № 3. Установка нервюр на стенке 41, постановка стенки 42, лобового обтекателя и стрингеров (бульб-уголков) с двух сторон (уголки от 6 до 15, 86 и 87).

Стенд № 4. Установка на каждом стенде поперечных бульб — уголков от 149 до 154, поперечных уголков на стрингерах (от №88 до 106), выемка из стапеля. Общий вид каркаса стабилизатора приведен на фиг. 306.

Стенд № 5. Начинается обшивка, технологический процесс представлен в табл. 69. На эскизе дан общий вид обшитого стабили­затора. На первом стенде ставят листы 18 и 19 и приклепывают пол­ностью, за исключением листа сборки, с нижележащими листами 20 и 27; ставят также листы 130, 131, 132, 133.

Стенды № 6, 7, 8, 9. Работа аналогична с работой на стенде № 5; последовательно устанавливают листы обшивки 20 и 21, 22,

23, 24, 25, 26, 27, 28, 29.

Стенд № Ю. Приклепывают листы 28 и 29 устанавливают съемный кондуктор и засверливают отверстия для постановки 38 анкерных гаек крепления зализа; 19 гаек одной стороны берут на винты и приклепывают каждую двумя заклепками внотай.

Стенд № П. Крепят 19 анкерных гаек второй стороны; уста­навливают съемный кондуктор приспособления, по нему закрепляют

угольники 30 и 31 крепления стабилизатора к фюзеляжу, засверли- вают 270 отверстий 4,2 мм и приклепывают угольники.

Стенд № 12. В изготовленных угольниках сверлят по кон-

+0,3

дуктору 68 отверстий диаметром 5+0-1 мм для болтов крепления стабилизатора. На пружинных фиксаторах устанавливают накладки 34 и 33; устанавливают и закрепляют болтами к торцевой плите ста­пеля соединительные угольники по их ведущим отверстиям, засвер — ливают 300 отверстий диаметром 3,7 мм и 300 отверстий диаметром 4,2 мм.

Фиг. 307. Стапель для сборки стабилизатора.

7 —фиксаторы лобового обтекателя, 2 — плита для приклепывания угольников стабилизатора, J — фиксаторы лонжерона стабилизатора, 4—узлы крепления руля высоты, 6 — фиксаторы узлов крепления к стабилизатору руля высоты.

Стенд № 13. Приклепывают накладки 34 и 35 и стыковые угольники 32, 33; устанавливают второй кронштейн подвески руля глубины, устанавливают и приклепывают анкерные гайки для крепле­ния концевого обтекателя. Стабилизатор вынимают из приспособления.

Стенд № 14. Устанавливают на шурупах концевой обтекатель, устанавливают на лонжерон щелевую заделку, сверлят и крепят самонарезающими шурупами.

Сборка происходит на двух параллельных конвейерных линиях, на каждой из которых размещено? стендов. Стапели (фиг. 307)с одной линии на другую передаются с помощью поперечных траверсных

тележек, расположенных на концах сборочной линии. Такое ус ройство освобождает от холостого возврата тележек с последнег стенда к первому, сокращает длину участка, занятого потоком, хот требует устройства двух конвейеров, работающих от одной привод ной станции.

Контроль сборочно-клепальных работ. Т как для сборки большинства изделий в сборочно-клепальных цех пользуются приспособлениями, то качество и точность изделий В 3 чительной степени зависят от точности и правильности присг соблений. Поэтому и контроль сборочно-клепальных работ делите на контроль собственно изделий и контрол приспособлений.

В приспособлениях систематически проверяют размеры, что прои всего выполнять при помощи эталонов, если налажено эталонно хозяйство, или с помощью шаблонов; наконец мелкие приспособл ния проверяют обычным мерительным инструментом, а крупные — путем нитевых построений и нивелировки. Для всех крупных приспо соблений заводят специальные паспорта, куда систематически заносят результаты проверок.

Изделия контролируют как в процессе сборки, так и по око чании ее. Во время изготовления особенно сложных и ответ венных изделий проверяют правильность установки и взаимной при­гонки деталей, делая это или непосредственно после установки и — в приспособления перед контрольной клепкой, или же проверя изделие, вынутое из стапеля, после скрепления его контрольным заклепками или зажимами перед рядовой клепкой и обязательно перед установкой обшивки.

При контроле надо проверять:

а) правильность установки отдельных деталей, особенно так на­зываемых «правых» и «левых» деталей, которые иногда можно пере­путать;

б) плотность пригонки деталей;

в) внешнее состояние отдельных деталей (отсутствие трещин, ца­рапин, вмятин);

г) разметку заклепок-

Контроль готовых изделий состоит из двух частей: контроля к а — чества клепки и общего контро л я. При установле­нии дефектов клепки руководствуются специальными производствен­ными инструкциями. Общий контроль сводится к проверке наличия всех необходимых деталей, правильности их установки, внешнего вида деталей, отсутствия трещин, часто вызываемых клепкой в свар­ных деталях, плотности пригонки и иногда к проверке некоторых линейных и угловых размеров. В большинстве случаев проверять раз­меры собранной детали с помощью универсальных измерительных приборов трудно, и вместо этого проверяют стапели или же проверяют изделие, стыкуя его с эталоном сопрягаемой детали.

ГЛАВА IX