АВТОМАТИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВЗЛЕТОМ. И УХОДОМ НА ВТОРОЙ КРУГ

6.1. Этапы взлета и начального набора высоты

Взлетом называется движение самолета от момента старта до набора условной высоты препятствий на подходах к аэродрому и достижения безопасной скорости. По требованиям ИКАО безопас­ная высота Нуел отсчитывается от уровня ВПП в точке отрыва и равна 10,7 м (35 футов).

Взлет состоит из двух этапов — разбега до скорости отрыва и воздушного участка до набора высоты Нуся с одновременным разгоном до безопасной ско­рости Кг. В свою очередь, разбег также можно разделить на два участка (рис. 6.1) — разбег в стояночном положении (на всех стойках шасси) до скорости подъема передней опоры Кд и разбег на главных колесах до достижения скоро­сти отрыва Котр с одновременным увеличением угла тангажа.

С высоты 10,7 м начинается этап начального набора высоты, который также делится на несколько участков. На первом участке (I) (рис. 6.2) заканчивается уборка шасси. Скорость на этом участке не должна быть ниже безопасной скоро­сти Кг, достигнутой еще на воздушном участке взлета, а угол наклона траекто­рии— 01 должен быть положительным.

На втором участке (II) набирается необходимый запас высоты для пролета над препятствиями, находящимися по курсу взлета (не менее 120 м). Здесь ограничивается минимальный угол наклона траектории -02 min. Поскольку задача управления на этом этапе состоит в выдерживании наиболее крутой траектории, скорость может не увеличиваться.

На третьем участке производится разгон самолета до безопасной скорости, соответствующей убранному положению закрылков, =0. После разгона

3

закрылки убираются. Для сокращения времени разгона, а следовательно, и длины третьего участка траектория полета на нем может быть горизонтальной (0з>О).

На четвертом участке самолет набирает высоту полета по кругу (400—600 м). Набор идет с постоянной скоростью Уг, набранной к концу третьего участка. Если высота полета по кругу не достигается за допустимое время работы двига­телей на взлетном режиме, четвертый участок продолжается до точки ограниче­ния.

В конце четвертого участка устанавливается номинальный режим работы двигателей.

На пятом участке самолет разго­няется в горизонтальном полете до безопасной скорости выбора высоты У2н. Допустимая длина участка огра­ничена условием, чтобы полный гра­диент траектории был не менее опре­деленного минимального значения.

На шестом участке (VI) произ­водится набор высоты для полета по маршруту. Ограничивается снизу пол­ный градиент набора высоты. Режим работы двигателей номинальный.

Необходимо отметить, что при благоприятных условиях ограничения на градиент набора высоты обычно выполняются автоматически. При этом отдельные участки (например, III и IV) могут сливаться. При этом раз­гон производится одновременно с на­
бором высоты. Напротив, в неблагоприятных условиях (при отказе критического двигателя, высокой температуре и низком давлении) часто оказывается, что вы­держать ограничения для обхода препятствий с гарантированным запасом при предельно допустимом взлетном весе не удается. При этом от точности выдержи­вания оптимальной траектории начального набора высоты зависит необходимое уменьшение коммерческой загрузки или запаса топлива.

Очевидно, ограничения на траекторию начального набора высоты при взлете должны выдерживаться и при уходе на второй круг.