Методом красок)

Этот метод широко применяется для контроля дета­лей авиационной техники, изготовленных из магнитных и немагнитных материалов (черных и цветных сплавов и пластмасс). Он позволяет обнаруживать усталостные, ,

Шлифовочный и закалочные трещины, открытые волосо­вины, растрескивание поверхности деталей, изготовлен­ных из жаропрочных сплавов, растрескивание хромового покрытия, поры, межкристаллитную и язвенную корро­зию.

Сущность цветной дефектоскопии заключается в том, что на предварительно очищенную и обезжиренную по­верхность детали наносят окрашенную в ярко-красный цвет смачивающую жидкость «К». Под воздействием капиллярных сил жидкость проникает в узкие щели, ка­кими являются поверхностные дефекты. Затем излишки жидкости удаляют с поверхности изделия ветошью, смо­ченной в смеси трансформаторного масла 70% (или масла МК-8) и керосина Т-1 (или ТС-1, Т-2) 30%. После этого поверхность для удаления остатков масляно-керо­синовой смеси слегка протирают сухой ветошью и сразу же наносят белую проявляющую краску «М», которая впитывает и растворяет окрашенную жидкость, выходя­щую из полости дефекта. Проявление дефектов начи­нается сразу после нанесения белой проявляющей крас­ки и готово для анализа через 5—6 мин. Появление четких красных линий на белом или светло-розовом фоне указывает на наличие трещин различного происхожде­ния, отдельных красных точек или пятен — пор и язвен­ной коррозии, межзеренной мелкой сетки или размытых полос — межкристаллитной коррозии.

Чувствительность цветной дефектоскопии находится в пределах 0,001—0,005 мм по ширине раскрытия трещи­ны (у входа на поверхность) и 0,03—0,06 мм по глубине при температуре от +50 до —50° С. Проникающую жид­кость «К» наносят жесткой волосяной кистью, а прояв­ляющую краску «М» — мягкой волосяной кистью; иногда и ту и другую краску наносят краскораспылите­лем «0-37».

При осмотре неясно выявленных мелких дефектов следует применять лупу четырех — и семикратного увели­чения, а также проводить повторный контроль. После контроля белую проявляющую краску с поверхности детали удаляют разбавителем РДВ или ацетоном.

Хранят проникающую жидкость и белую проявля­ющую краску в герметической посуде; перед употребле­нием жидкость тщательно взбалтывают.

При эксплуатации применяется переносный дефекто-

скоп ДМК-4 (рис. 5.21), выполненный в виде чемодана с гнездами и съемной коробкой. В его комплект входят: — банки с запасом проявляющей краски и проника­ющей жидкости, растворителями и смесью масла и ке­росина для удаления проникающей жидкости с поверх­ности детали в процессе контроля;

Рис. 5.21. Переносный дефектоскоп ДМК-4

— банки с расходной проявляющей краской, прони­кающей жидкостью, масляно-керосиновой смесью и ра­створителем;

— пеналы с кистями;

— деталь с трещинами для проверки качества кра­сок при контроле;

— малогабаритный краскораспылитель «0-37»;

— лупы четырех — и семикратного увеличения, ветошь;

— медицинские перчатки;

— трубка-удлинитель для кистей.

Габариты дефектоскопа ДМК-4 430X250X200 мм, вес около 7 кГ.