Методом красок)
Этот метод широко применяется для контроля деталей авиационной техники, изготовленных из магнитных и немагнитных материалов (черных и цветных сплавов и пластмасс). Он позволяет обнаруживать усталостные, ,
Шлифовочный и закалочные трещины, открытые волосовины, растрескивание поверхности деталей, изготовленных из жаропрочных сплавов, растрескивание хромового покрытия, поры, межкристаллитную и язвенную коррозию.
Сущность цветной дефектоскопии заключается в том, что на предварительно очищенную и обезжиренную поверхность детали наносят окрашенную в ярко-красный цвет смачивающую жидкость «К». Под воздействием капиллярных сил жидкость проникает в узкие щели, какими являются поверхностные дефекты. Затем излишки жидкости удаляют с поверхности изделия ветошью, смоченной в смеси трансформаторного масла 70% (или масла МК-8) и керосина Т-1 (или ТС-1, Т-2) 30%. После этого поверхность для удаления остатков масляно-керосиновой смеси слегка протирают сухой ветошью и сразу же наносят белую проявляющую краску «М», которая впитывает и растворяет окрашенную жидкость, выходящую из полости дефекта. Проявление дефектов начинается сразу после нанесения белой проявляющей краски и готово для анализа через 5—6 мин. Появление четких красных линий на белом или светло-розовом фоне указывает на наличие трещин различного происхождения, отдельных красных точек или пятен — пор и язвенной коррозии, межзеренной мелкой сетки или размытых полос — межкристаллитной коррозии.
Чувствительность цветной дефектоскопии находится в пределах 0,001—0,005 мм по ширине раскрытия трещины (у входа на поверхность) и 0,03—0,06 мм по глубине при температуре от +50 до —50° С. Проникающую жидкость «К» наносят жесткой волосяной кистью, а проявляющую краску «М» — мягкой волосяной кистью; иногда и ту и другую краску наносят краскораспылителем «0-37».
При осмотре неясно выявленных мелких дефектов следует применять лупу четырех — и семикратного увеличения, а также проводить повторный контроль. После контроля белую проявляющую краску с поверхности детали удаляют разбавителем РДВ или ацетоном.
Хранят проникающую жидкость и белую проявляющую краску в герметической посуде; перед употреблением жидкость тщательно взбалтывают.
При эксплуатации применяется переносный дефекто-
скоп ДМК-4 (рис. 5.21), выполненный в виде чемодана с гнездами и съемной коробкой. В его комплект входят: — банки с запасом проявляющей краски и проникающей жидкости, растворителями и смесью масла и керосина для удаления проникающей жидкости с поверхности детали в процессе контроля;
Рис. 5.21. Переносный дефектоскоп ДМК-4 |
— банки с расходной проявляющей краской, проникающей жидкостью, масляно-керосиновой смесью и растворителем;
— пеналы с кистями;
— деталь с трещинами для проверки качества красок при контроле;
— малогабаритный краскораспылитель «0-37»;
— лупы четырех — и семикратного увеличения, ветошь;
— медицинские перчатки;
— трубка-удлинитель для кистей.
Габариты дефектоскопа ДМК-4 430X250X200 мм, вес около 7 кГ.