НА МАЛЫХ ВЫСОТАХ (ЗОНЫ Н — V)
При некоторых сочетаниях скорости и высоты полета в случае отказа одного двигателя вертолет не может совершить посадку с допустимыми значениями Уупос и Упос. Так, при малых скоростях полета от V = О до V = 40 … 100 км/ч есть интервал высот, в котором за время снижения успевает развиться большая вертикальная скорость и вертолет приземляется с большей, чем допустимая, Ууаос . Эти сочетания Н и V образуют, так называемую, левую зону// — V (рис. 4.13).
При отказе двигателя в интервале скоростей от Кн н до Уня — (60 … 100) км/ч при высотах полета менее 10 … 25 м невозможно успеть предпосадочным маневром намного уменьшить скорость полета, и вертолет может столкнуться с землей с недопустимо большой скоростью. Таким образом, у вертолетов есть также правая зона опасных сочетаний Н — V (рис. 4.13).
При отказе двигателей на скоростях от Уин до Утах торможение вертолета сопровождается набором высоты. Поэтому даже при малой высоте полета (~ 10 м) с отказавшим двигателем можно достичь сочетания высоты и скорости, при которых посадка выполняется с допустимыми Уупос, Упос. Однако потеря высоты 2 … 5 м происходит сразу после отказа двигателя еще до перевода вертолета в торможение.
Для определения границ зоны Н — V нужно смоделировать посадки вертолета с отказавшим двигателем. В качестве исходного режима выбирается установившийся горизонтальный полет. Практика моделирования показала, что с требуемой для определения границ точностью можно принять, что они не зависят от того, происходил ли на данных Н и V набор высоты или горизонтальный полет. Это существенно сокращает необходимый объем моделирования и упрощает информацию, выдаваемую летчиком. Установившийся горизонтальный полет в качестве исходного режима удобен также потому, что при нем обеспечивается точное совпадение исходных режимов при повторных реализациях посадок.
Размер зон Н — V зависит от сочетания параметров т, Нр, t и величины максимальной чрезвычайной мощности двигателей УУЧ1, также зависящей от Нр, t. Чтобы сократить объем информации о зонах, целесообразно найти 3 … 4 сочетания m, H t, при которых зоны одинаковы (рис. 4.14). Зависимость массы от Нр, t для каждого г-го сочетания аналогична показанной на рис. 4.9. Можно принять, что г’-е сочетание определяется по признаку постоянства минимальной скорости горизонтального полета при мощности N = К (идв — 1) N41 . Например, можно принять : Vmin = 50 км/ч; — для определения меньшей массы К = 1, средней массы — К = 1,4, большей массы — АТ = 1,8. Величины К выбираются так, чтоб охватить весь диапазон изменения взлетных масс при данных Нр, t. При таком подходе в определяющем размер зоны Н — V диапазоне малых скоростей (от V = 0 до V = Итахл 3 2Fmin) у вертолета
Рис. 4.14. Зависимость размера зоны Н — V от гго сочетания т, Нр, t
будут близкие значения избыточной мощности, следовательно, сходные траектории и размеры зон Н — V.
В качестве другого варианта для определения сочетаний т, Нр, t, при которых одинаковы размеры зоны Н — V, можно принять постоянство средней вертикальной скорости снижения вертолета в диапазоне малых скоростей полета. При этом для каждого сочетания при всех Нр, t масса вертолета находится из условия
^ygcp = (^ygV=o + ^ygV— £[-^чі(идв — О —
~ ^вис ] (£*?в)к=о І^чі (^дв — 1) — ^г. п V 1 (^в)р’і^ /2я« —
= const,
где Vi — характерная для зон Н — V рассматриваемого вертолета большая скорость полета (Kj = ^тахл. з)- Если принять, что (£т? в)к=о = = 1,6, а (?т? в)^1 = 0,85, то получим
mg = (1,227V41(nftB — 1) — 0,8АГВИС — 0,427Vr. nKi)/C.
Чтобы получить 3 … 4 сочетания величин т, Нр, t, нужно задаться 3 … 4 значениями постоянной С. Оба описанных выше варианта определения сочетаний т, Нр, t приближенны, поэтому зоны нужно построить для нескольких точек из каждого сочетания и их огибающую считать зоной для данного сочетания. Поясним, наконец, почему для зон Н — V требуется находить новые сочетания т, Нр, t, а нельзя использовать ранее найденные. На рис. 4.15 показан график потребной и располагаемой мощностей вертолета при т = const, Нр = const и двух температурах наружного воздуха, при которых условие Vyg = 0 выполняется. Видно, что Nr n min увеличивается при низких температурах, а Л7ВИС — уменьшается. Поэтому при условии Vyg — 0, т. е. при 7Vpacn = TV,. nmin, недостаток мощности, обозначенный штриховкой на рис. 4.15, при положительных тем
пературах намного больше, чем при отрицательных. Очевидно, что зоны Н — V при положительных температурах будут шире, чем при отрицательных, следовательно, эти сочетания не соответствуют одинаковым размерам зон.
Перейдем к описанию последовательности определения размеров зон при данных т, Я t. Для некоторой скорости установившегося горизонтального полета К0 на высоте Я имитируется отказ двигателя и выполняется посадка, причем находится оптимальная методика посадки, отвечающая требованию: Vynoc < Куп о с. доп ПРИ минимально возможной Кпос. Выбранная методика посадки должна быть воспроизводимой, т. е. получаться не только при удачных реализациях, но при всех, близких к выбранной. Затем при этой же К0 имитируется отказ на других высотах, и также определяются Кпос. Зависимости Кпос = f (Я) для нескольких К0 показаны для примера на рис — 4.16. При отказе двигателя на Я до 3 … 5 м посадка происходит с Кпос = К0, Vynoc < ^„ос. доп • При К0 = 0 … 60 км/ч на некоторых высотах КуПОС = КуПос. доп» а ПРИ дальнейшем увеличении Я Vyaoc > КуПос. доп ПРИ любой Кпос. Эти высоты образуют нижнюю границу левой зоны Я — V. При начальных скоростях К0 > 60 км/ч возможна посадка с Vynocдоп в случае отказа двигателя на любой высоте. Эти К0 больше максимальной скорости левой зоны КтахЛ.3. Начиная с высот 20 … 30 м, при этих начальных скоростях посадочная скорость одинакова. По этой посадочной скорости устанавливается Кпос _оп. В нашем примере Кпосдоп = 45 км/ч (вертолет 2-й категории). Прямая, соответствующая К0 = 45 км/ч, пересекает на малых высотах кривые для К0 = 45 км/ч. Точки пересечения соответствуют высотам, ниже которых Кпос min > КП0СД0П; они образуют границу
Рис. 4.16. Зависимость минимальных посадочных скоростей вертолета от высоты отказа двигателя и начальной скорости:
1 — точки нижней границы левой зоны Н — V: Vyf]oc = Vynoc доп! 2 — допустимая посадочная скорость; 3 — точки границы правой зоны Н — К: Кпос = КПОсдоп; 4 — точки верхней границы левой зоны
правой зоны Н — V. Отметим, что наименьшая посадочная скорость оказывается при отказе двигателя на высоте ~ 10 м и начальной скорости 85 км/ч.
Точки верхней границы левой зоны определяются как минимальные высоты, с которых при отказе двигателя можно, разгоняя вертолет, вывести его на сочетание V, Я, Vyg, при котором возможна посадка с допустимыми значениями Уупос и Vnoc. Эти высоты для V0 = 30 км/ч и V0 = 0 также показаны на рис. 4.16: 50 м и 80 м. Верхняя граница левой зоны зависит от того, насколько интенсивно выполняется разгон вертолета. Например, на режиме висения высота верхней границы равна 150 м при разгоне с углом тангажа д = —8°, и 80 м при разгоне с д = —15°.