ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ. В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

При подготовке вертолетов к полету зимой особое вни­мание должно быть обращено на отсутствие в топливе кри­сталликов льда и на достаточность подогрева двигателя и агрегатов трансмиссии.

Как было указано выше, для уменьшения потерь мощ­ности от сил трения при запуске масло, находящееся в ре­дукторах трансмиссии и в маслосистеме двигателя, разжи­жается. В процессе эксплуатации в редукторах разжижен­ная смазка практически не изменяет своего состава, а поэ­тому не требует замены и разжижения, необходимо только согласно регламенту проверять ее состояние и достаточ­ность. Масло в двигателе разжижается после каждого по­лета, как это делалось на самолетах.

Степень разжижения масла в двигателе зависит от тем­пературы наружного воздуха: чем ниже температура, тем большее количество бензина добавляется в масло. Так, на­пример, на поршневых двигателях АШ-82В при темпера­туре наружного воздуха —5°С в масло добавляется 5—6% бензина, а при температуре —30°С—18—20%. На двига­теле Райт R-1820-84 (вертолет Сикорского S-58) при тем­пературе наружного воздуха от —30° до —46° С масло раз­жижается до 30%.

Следует заметить, что на многих типах вертолетов, как и на самолетах с поршневыми двигателями, при всех тем­пературах масло разжижают до 12±2%. Такой способ в настоящее время можно считать устаревшим, так как при высокой температуре наружного воздуха разжижение до 12% чрезмерно, а при низкой недостаточно и приводит к увеличению времени на подогрев двигателя перед запу­ском, а следовательно, и к увеличению времени подготовки вертолета к полету.

Практически разжижение масла на вертолетах произво­дится так же, как на самолетах; инструкциями по эксплуа­тации вертолетов оно предусмотрено в тех случаях, когда минимальная температура наружного воздуха в течение су­ток, предшествующих запуску, предполагается по прогнозу + 5° С и ниже. Перед выключением двигателя после полета, не выключая трансмиссии, устанавливают обороты двига­теля, рекомендованные инструкцией (например, 1400— 1600 дб/щин для АЭД-26Р), и включают электромагнитный кран разжижения на определенное время, которое указы­вается в инструкции <по эксплуатации каждого вертолета.

Разжижение должно производиться при температуре ма­сла (на входе в двигатель) примерно 40—60° С. Если тем­пература будет более высокой, то добавляемый в масло бензин начнет испаряться и должный процент его содержа­ния в масле не будет выдержан. Об исправности работы системы разжижения в процессе ее включения судят по ве­личине давления топлива. Если давление топлива сразу по­сле включения крана будет падать, то это значит, что си­стема работает нормально; если давление бензина не уменьшается, значит, произошло заедание крана или засо­рение трубопроводов системы разжижения.

Чтобы равномерно распределить разжиженное масло по маслоканалам двигателя, на большинстве вертолетов после разжижения масла производится так называемое пере­мешивание, т. е. продолжение работы двигателя в тече­ние 3—4 мин при выключенном кране разжижения. Невы­полнение этой операции приводит к попаданию чрезмерно разжиженного масла в одни маслоканалы двигателя, на­пример в отстойник, и недостаточно разжиженного — в другие, например в муфту включения. Это может приве­сти к выводу двигателя из строя.

Отметим еще одну особенность в разжижении масла, присущую только вертолетным двигателям, имеющим муф­ту включения трансмиссии.

При зимней эксплуатации необходимо, чтобы в муфту включения обязательно поступало достаточное количество разжиженного масла. Для этого при открытом кране раз­жижения (в конце разжижения) муфта несколькими импульсами включается в положение «Фрикцион». Разжи­женное масло дает возможность создать необходимую вяз­кость масла во фрикционной муфте, что сокращает время на подогрев муфты перед первым запуском и обеспечивает достаточную плавность включения трансмиссии. Если не обеспечить достаточную вязкость масла в муфте, то не исключена возможность резкого ее включения и, как ре­зультат этого, поломки лопастей несущего винта.

Слив масла из маслосистемы вертолета (по регламенту или для устранения какой-либо неисправности) в зимнее время производится сразу же после очередного полета, пока масло в системе не остыло.

Свежее масло заливается в маелосистему перед за*

пуском, причем оно должно быть подогрето до темпера­туры 75-85° С.

При заправке маслосистемы горячим маслом сливные краны должны быть открыты до тех пор, пока из них не пойдет горячее масло. Это обеспечивает хороший прогрев и заполнение трубопроводов, баков и радиаторов маслом. Для сливаемого масла под краны устанавливают чистую емкость.

Перед запуском двигатель и редукторы трансмиссии в зимнее время, как правило, подогреваются. Степень подо­грева их зависит от температуры наружного воздуха, сте­пени проведенного разжижения масел и смазок в двигателе и редукторах.

Для каждого типа вертолета условия, при которых тре­буется производить подогрев, определены опытным путем и указываются в инструкциях по эксплуатации *. Например, для вертолета Ми-4 установлено, что подогрев двигателя должен производиться при температуре наружного возду­ха —5° С и ниже (если в системе масло разжижено) и при температуре наружного воздуха +5° С и ниже (если в си­стеме масло не разжижено).

Подогрев главного редуктора при разжиженном масле в его системе производится при температуре —30° С и ниже. Промежуточный и хвостовой редукторы подогре­ваются при температуре от 5° С и ниже.

Степени подогрева двигателя и редукторов различны. Например, если двигатель подогревается до температуры головок цилиндров +5° С при разжиженном масле и до температуры 30—40° С при неразжиженном, то главный ре­дуктор достаточно подогреть до —25° С.

Подогрев двигателя и редукторов осуществляется теп­лым воздухом от наземного подогревателя (например, МП-44) при температуре воздуха на выходе из рукава по­догревателя 100—120° С (рис. 84). Опыт показал, что при этой температуре обеспечивается наиболее эффективный подогрев; снижение температуры на выходе значительно увеличивает время подогрева, а при увеличении темпера­туры более 120е С может произойти местный перегрев резинотехнических изделий (хомутов, дюритовых шлангов, [3] уплотнителей) и электропроводов на двигателе и редукто­рах, в результате чего эти изделия быстро выйдут из строя. Во избежание этого дюритовые шланги и электропровода, на которые может попадать горячий воздух, обычно при­крываются асбестовыми щитками или обматываются асбе­стовой лентой или асбестовым шнуром.

Перед подогревом отсек двигателя и редуктора верто­лета должны быть укрыты зимними чехлами, имеющими специальный рукав для подсоединения рукава подогрева­теля Отверстия воздухозаборников (вентилятора двигате­ля, радиаторов и т. п.) должны быть закрыты специаль­ными заглушками.

Продолжительность подогрева двигателя и редукторов вертолета в первую очередь зависит от конструкции сило­вой установки и трансмиссии, а также от мощности средств подогрева и количества этих средств. Как уже ука­зывалось, применение для подогрева двух подогревателей значительно ускоряет процесс подогрева, так как позволяет одновременно подогревать как двигатель, так и редукторы, что ускоряет подготовку вертолета к полету. О достаточ­ности подогрева редукторов трансмиссии вертолета, где нет специальных термометров, судят по легкости проворачи­вания несущего винта за лопасти (винт проворачивают при помощи ручного поводка с петлей, надетого на лопасть). Если винт проворачивается легко, то это значит, что транс­миссия готова к включению.

При подогреве двигателя и редукторов одним подогре­вателем МП-44, особенно если подготовка вертолета к по­лету происходит при сильном ветре, целесообразно вначале подогреть двигатель, затем перенести подогреватель для подогрева редукторов, а двигатель запустить и прогреть без включения трансмиссии. Если двигатель будет прогрет раньше, чем подогреются редукторы, то обычно его выклю­чают.

После необходимого подогрева редукторов двигатель вторично запускается, включается трансмиссия, и силовая установка опробуется на всех режимах.

При очень низких температурах наружного воздуха (ниже —30° С) запуск и прогрев двигателя производится без снятия зимних чехлов. Это значительно ускоряет про грев, но вместе с тем требует строжайшего внимания об­служивающего персонала для обеспечения пожарной без­опасности.

Рис. 84. Подогрев двигателя, главного, промежуточного и хвостового редукторов