ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВЕРТОЛЕТОВ. В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
При подготовке вертолетов к полету зимой особое внимание должно быть обращено на отсутствие в топливе кристалликов льда и на достаточность подогрева двигателя и агрегатов трансмиссии.
Как было указано выше, для уменьшения потерь мощности от сил трения при запуске масло, находящееся в редукторах трансмиссии и в маслосистеме двигателя, разжижается. В процессе эксплуатации в редукторах разжиженная смазка практически не изменяет своего состава, а поэтому не требует замены и разжижения, необходимо только согласно регламенту проверять ее состояние и достаточность. Масло в двигателе разжижается после каждого полета, как это делалось на самолетах.
Степень разжижения масла в двигателе зависит от температуры наружного воздуха: чем ниже температура, тем большее количество бензина добавляется в масло. Так, например, на поршневых двигателях АШ-82В при температуре наружного воздуха —5°С в масло добавляется 5—6% бензина, а при температуре —30°С—18—20%. На двигателе Райт R-1820-84 (вертолет Сикорского S-58) при температуре наружного воздуха от —30° до —46° С масло разжижается до 30%.
Следует заметить, что на многих типах вертолетов, как и на самолетах с поршневыми двигателями, при всех температурах масло разжижают до 12±2%. Такой способ в настоящее время можно считать устаревшим, так как при высокой температуре наружного воздуха разжижение до 12% чрезмерно, а при низкой недостаточно и приводит к увеличению времени на подогрев двигателя перед запуском, а следовательно, и к увеличению времени подготовки вертолета к полету.
Практически разжижение масла на вертолетах производится так же, как на самолетах; инструкциями по эксплуатации вертолетов оно предусмотрено в тех случаях, когда минимальная температура наружного воздуха в течение суток, предшествующих запуску, предполагается по прогнозу + 5° С и ниже. Перед выключением двигателя после полета, не выключая трансмиссии, устанавливают обороты двигателя, рекомендованные инструкцией (например, 1400— 1600 дб/щин для АЭД-26Р), и включают электромагнитный кран разжижения на определенное время, которое указывается в инструкции <по эксплуатации каждого вертолета.
Разжижение должно производиться при температуре масла (на входе в двигатель) примерно 40—60° С. Если температура будет более высокой, то добавляемый в масло бензин начнет испаряться и должный процент его содержания в масле не будет выдержан. Об исправности работы системы разжижения в процессе ее включения судят по величине давления топлива. Если давление топлива сразу после включения крана будет падать, то это значит, что система работает нормально; если давление бензина не уменьшается, значит, произошло заедание крана или засорение трубопроводов системы разжижения.
Чтобы равномерно распределить разжиженное масло по маслоканалам двигателя, на большинстве вертолетов после разжижения масла производится так называемое перемешивание, т. е. продолжение работы двигателя в течение 3—4 мин при выключенном кране разжижения. Невыполнение этой операции приводит к попаданию чрезмерно разжиженного масла в одни маслоканалы двигателя, например в отстойник, и недостаточно разжиженного — в другие, например в муфту включения. Это может привести к выводу двигателя из строя.
Отметим еще одну особенность в разжижении масла, присущую только вертолетным двигателям, имеющим муфту включения трансмиссии.
При зимней эксплуатации необходимо, чтобы в муфту включения обязательно поступало достаточное количество разжиженного масла. Для этого при открытом кране разжижения (в конце разжижения) муфта несколькими импульсами включается в положение «Фрикцион». Разжиженное масло дает возможность создать необходимую вязкость масла во фрикционной муфте, что сокращает время на подогрев муфты перед первым запуском и обеспечивает достаточную плавность включения трансмиссии. Если не обеспечить достаточную вязкость масла в муфте, то не исключена возможность резкого ее включения и, как результат этого, поломки лопастей несущего винта.
Слив масла из маслосистемы вертолета (по регламенту или для устранения какой-либо неисправности) в зимнее время производится сразу же после очередного полета, пока масло в системе не остыло.
Свежее масло заливается в маелосистему перед за*
пуском, причем оно должно быть подогрето до температуры 75-85° С.
При заправке маслосистемы горячим маслом сливные краны должны быть открыты до тех пор, пока из них не пойдет горячее масло. Это обеспечивает хороший прогрев и заполнение трубопроводов, баков и радиаторов маслом. Для сливаемого масла под краны устанавливают чистую емкость.
Перед запуском двигатель и редукторы трансмиссии в зимнее время, как правило, подогреваются. Степень подогрева их зависит от температуры наружного воздуха, степени проведенного разжижения масел и смазок в двигателе и редукторах.
Для каждого типа вертолета условия, при которых требуется производить подогрев, определены опытным путем и указываются в инструкциях по эксплуатации *. Например, для вертолета Ми-4 установлено, что подогрев двигателя должен производиться при температуре наружного воздуха —5° С и ниже (если в системе масло разжижено) и при температуре наружного воздуха +5° С и ниже (если в системе масло не разжижено).
Подогрев главного редуктора при разжиженном масле в его системе производится при температуре —30° С и ниже. Промежуточный и хвостовой редукторы подогреваются при температуре от 5° С и ниже.
Степени подогрева двигателя и редукторов различны. Например, если двигатель подогревается до температуры головок цилиндров +5° С при разжиженном масле и до температуры 30—40° С при неразжиженном, то главный редуктор достаточно подогреть до —25° С.
Подогрев двигателя и редукторов осуществляется теплым воздухом от наземного подогревателя (например, МП-44) при температуре воздуха на выходе из рукава подогревателя 100—120° С (рис. 84). Опыт показал, что при этой температуре обеспечивается наиболее эффективный подогрев; снижение температуры на выходе значительно увеличивает время подогрева, а при увеличении температуры более 120е С может произойти местный перегрев резинотехнических изделий (хомутов, дюритовых шлангов, [3] уплотнителей) и электропроводов на двигателе и редукторах, в результате чего эти изделия быстро выйдут из строя. Во избежание этого дюритовые шланги и электропровода, на которые может попадать горячий воздух, обычно прикрываются асбестовыми щитками или обматываются асбестовой лентой или асбестовым шнуром.
Перед подогревом отсек двигателя и редуктора вертолета должны быть укрыты зимними чехлами, имеющими специальный рукав для подсоединения рукава подогревателя Отверстия воздухозаборников (вентилятора двигателя, радиаторов и т. п.) должны быть закрыты специальными заглушками.
Продолжительность подогрева двигателя и редукторов вертолета в первую очередь зависит от конструкции силовой установки и трансмиссии, а также от мощности средств подогрева и количества этих средств. Как уже указывалось, применение для подогрева двух подогревателей значительно ускоряет процесс подогрева, так как позволяет одновременно подогревать как двигатель, так и редукторы, что ускоряет подготовку вертолета к полету. О достаточности подогрева редукторов трансмиссии вертолета, где нет специальных термометров, судят по легкости проворачивания несущего винта за лопасти (винт проворачивают при помощи ручного поводка с петлей, надетого на лопасть). Если винт проворачивается легко, то это значит, что трансмиссия готова к включению.
При подогреве двигателя и редукторов одним подогревателем МП-44, особенно если подготовка вертолета к полету происходит при сильном ветре, целесообразно вначале подогреть двигатель, затем перенести подогреватель для подогрева редукторов, а двигатель запустить и прогреть без включения трансмиссии. Если двигатель будет прогрет раньше, чем подогреются редукторы, то обычно его выключают.
После необходимого подогрева редукторов двигатель вторично запускается, включается трансмиссия, и силовая установка опробуется на всех режимах.
При очень низких температурах наружного воздуха (ниже —30° С) запуск и прогрев двигателя производится без снятия зимних чехлов. Это значительно ускоряет про грев, но вместе с тем требует строжайшего внимания обслуживающего персонала для обеспечения пожарной безопасности.
Рис. 84. Подогрев двигателя, главного, промежуточного и хвостового редукторов |