УЗЛОВАЯ СБОРКА

Для узловой сборки наиболее характерным процессом является сборка: нервюр крыла, центроплана и оперения, лонжеронов крыльев, центропланов и оперения, шпангоутов фюзеляжа, панелей, люков, полов и т. н. В качестве примера рассмотрим сборку некоторых из этих объектов. На фиг. 290 изображена средняя нервюра, а на фиг. 291 — при­способление для ее сборки. Нервюра со­стоит из листа, под­крепленного продоль­ными и поперечными профилями. Сборка состоит из двух опе­раций. Сначала части нервюры устанавливают в приспособлении, просверливают их по кондуктору и соединяют прижимными фиксато­рами, пользуясь при этом четырехсекционным поворотным стапелем. Эта операция складывается из следующих переходов (фиг. 291):

1. Вложить стойки в гнезда 7 приспособления.

2. Установить стенку так, чтобы отверстия в ней совпали с фикса­торами 2 приспособления.

3. Верхний угольник вставить в приспособление так, чтобы он ка­сался упора 3, и закрепить четырьмя зажимами 4.

4. Нижний угольник установить до соприкосновения с упором 5 и закрепить четырьмя зажимами.

5. Заложить профиль в гнездо <5 кондуктора.

6. Наложить кондуктор на приспособление и закрепить его двумя зажимами 7.

7. Просверлить по кондуктору: по концам стоек и профиля отвер­стия: диаметром 3,6 мм в угольниках и стойках; в профиле — диамет­ром 2,4мм; в передних и задних кромках стойки — диаметром 1,6 мм.

8. Открепить и откинуть кондуктор.

9. Поставить на концах стоек и профиля восемь пружинных фикса­торов № 5 и по концам угольников четыре фиксатора № 2.

10. Вынуть нервюру из приспособления и передать для клепки.

Вторая операция состоит в постановке всех заклепок на пневмо-

гидра влическом прессе 2КП-12. Пресс настроен для клепки заклепок определенного размера, поэтому нервюру передают от одного пресса к другому.

Значительно проще будет сборка нервюр такого типа, если в заго­товительных цехах полностью проведен плазово-шаблонный метод

I

работ. В этом случае стенки и все подкрепляющие профили поступа с просверленными или пробитыми (неполными) ведущими отверстия, в одной детали и контрольными — в другой. Детали совмещают но кон­трольным отверстиям, скрепляют фиксаторами или контрольными самонарезающими винтами, просверливают все отверстия и склепы­вают на прессе.

‘kit Процесс сборки лонжеронов зависит от их конструкции. Рассмот­рим сборку лонжеронов балочного и ферменного типа.

Фиг. 291. Приспособление для сборки средней нервюры.

Лонжерон балочной системы крыла самолета ДС-3 состоит из сте­нок, подкрепленных уголками и соединенных накладками, верхних и нижних поясов из прессованных профилей и деталей крепления к цен­троплану. Работа состоит из сборки на верстаке, сборки в стапеле и доделки на козелках.

Все детали (стенки, пояса, подкрепляющие уголки, накладки) поступают на сборку совершенно готовыми, с просверленными веду­щими и контрольными отверстиями.

Сборка на верстаке заключается в установке на стенки лонжерона 32 передних и задних подкрепляющих угольников, прикреплении их посредством контрольных винтов, пропущенных через контрольные отверстия, рассверливании всех отверстий, очистке от стружек и клепки на пневматическом прессе. Здесь же устанавливают накладки на средней части стенки, соединяют контрольными винтами, сверлят отверстия и клепают пневматическим молотком.

Собранные стенки передают для дальнейшей сборки в стапеле, где устанавливают задние профили верхних и нижних поясов, на них

поясов просверливают электродрелью через 300 мм отверстия и ставят в них заклепки. Затем по специальному шаблону ставят одну из дета­лей крепления лонжерона.

На козлах склепывают стыки стенки, сверлят все отверстия в поя­сах и склепывают их со стенкой. По концам стенки приклепывают швеллеры, подкрепляющие бульбовые уголки и детали крепления лонжерона. Пояса приклепывают пневматическими скобами, осталь­ное — пневматическими молотками и ручными клещами.

А Ферменный лонжерон состоит из двух поясов, несущих узлы, и системы распорок (раскосов и стоек), склепанных с поясами при помощи косынок (накладок, книц). Поясы и расчалки делают из труб

к

или профилей. Наибольшую сложность представляет сборка и клепка целиком трубчатых лонжеронов (фиг. 292). Сборка такого лонжерона состоит из следующих частей:

1) сборка поясов из отдельных стыкуемых между собою труб и установка на поясах различных узлов;

2) сборка змеек, т. е. соединение с помощью накладок отдельных труб-расчалок в змейку;

3) сборка лонжерона, т.- е. соединение змейки с поясами.

Все эти процессы можно проводить последовательно, пользуясь одним приспособлением (фиг. 293), но, чтобы сократить цикл сборки за счет параллельного выполнения работ, лучше применять отдель­ные приспособления. При сборке приходится выполнять следующие операции.

Сборка поясов

1. Надеть узлы на трубы, вставить трубы одна в другую, устано­вить в приспособление для сборки поясов, зафиксировать узлы и зажать трубы.

2. Просверлить по имеющейся на трубах и узлах разметке отвер­стия для контрольных заклепок в стыках и узлах (4 отверстия на стык, 2—3 на узел).

3. Поставить контрольные заклепки или фиксаторы.

4. Снять с приспособления и установить на козлы.

5. Просверлить полностью отверстия в стыках и узлах.

6. Заклепать полностью (клепка английская пневматическим мо­лотком).

Сборка змеек

1. Установить в приспособление для сборки змеек макетные.(ложные) пояса, установить расчалки и закрепить зажимами.

2. Установить накладки с одной стороны и зажать струбцинками.

3. Просверлить отверстия в накладках с расчалками для контроль­ных заклепок.

4. Снять накладки, пометить их, перевернуть приспособление и повторить переходы 2—4 для другой стороны.

5. Повернуть приспособление, освободить и снять макетные по­яса, чтобы можно было подойти при клепке накладок.

6. Установить накладки по просверленным отверстиям, поставить контрольные заклепки или зажимы с одной стороны и, повернув при­способление на 180°, с другой (клепка немецкая пневматическим молотком).

7. Освободить от зажимов, снять змейку с приспособления и уста­новить на столе.

8. Просверлить отверстия, проклепать накладки с расчалками полностью с обеих сторон.

Доклепывают на столе, потому что стараются увеличить пропуск­ную способность приспособления.

1. Установить в стапель пояса и змейки, зафиксировать по узлам поясов, закрепить зажимами.

2. Обжать накладки по поясам.

3. Просверлить в накладках и поясах отверстия для контрольных заклепок с двух сторон.

4. Склепать накладки с поясами контрольными заклепками с двух сторон.

‘5. Освободить от зажимов, вынуть из приспособления и установить на козелках.

б. Просверлить все отверстия и склепать лонжерон полностью.

Сборка шпангоутов также значительно зависит от со­стояния подготовки элементов, поступающих на сборку. Так, на одном а. мернканском заводе профили шпангоутов поступают точно обрезан­ными. с отштампованными и отогнутыми гнездами для прохода стрин­геров и просверленными отверстиями как в профиле, так и в соедини­тельных накладках. Поэтому большинство шпангоутов собирают на простых столах, снабженных зажимами для профилей, причем совме­щают отверстия собираемых элементов, соединяют их контрольными винтами, а затем сверлят отверстия и склепывают. На одном из наших заводов ЦИТ разработал и внедрил следующий процесс сборки шпангоутов. Эти шпангоуты состоят из нескольких профилей, под­катанных соответственно кривизне фюзеляжа. В профилях в местах прохода стрингеров сделаны просечки и приклепаны стрингерные коробочки; профили соединяют с помощью лонжеронных коробочек, служащих для приклепывания лонжеронов. Часть шпангоутов имеет дополнительные жесткости, к которым прикрепляют балки полов, узлы внутреннего оборудования и т. п.

Сборка жесткостей выделена в особый пролет. На первом рабочем месте этого пролета комплектуют и подбирают поступающие детали и раскладывают комплекты по ячейкам стеллажа. На втором и третьем местах собирают детали (профили, листы, стенки), устанав­ливают их в приспособление, просверливают по накладным кондукто­рам и соединяют пружинными фиксаторами. Второе рабочее место снабжено вращающимся приспособлением для сборки 12 типов жест­костей, а третье — для сборки 4 типов. Собранные на зажимах детали поступают на четвертое рабочее место, где их склепывают пневмати­ческим молотком и передают на пятое место, оборудованное автоматом 2КГ1-32 для склепывания тех швов, которые удобно клепать на авто­мате. Шестое рабочее место служит для контроля.

Профили подают на сборку с припуском по длине и без про­сечек — В специальном шаблоне, проверенном по эталону шпангоута, размечают концы и сверлят отверстия для ловителя просечного штампа. Затем в штампе просекают вырезы для стрингера и одновременно в этих местах подсекают полки профиля. Далее на специальном пуансонном штампе с 4 пуансонами пробивают отверстия для заклепок в стенках профилей и в стрингерных коробках, а на стационарном

Производство самолетов—175—26 4Q|

прессе ПР-1, специально приспособленном для этой работы, при­клепывают коробки к профилям. Затем готовые профили и лонжерон — ные коробки передают на сборку в вертикальном стапеле, где свер­лят отверстия по откидным кондукторам и склепывают профили на подвешенном гидро-пневматическом прессе.

Рассмотрим работы по изготовлению конструктивных комплектов следующего вида:

1. Изготовление и сборка капотов мотора, сложных обтекателей больших габаритов и каркасно-обшивочные работы.

2. Сборка клепаных резервуаров (бензиновые и масляные баки, гондолы стратосферных самолетов и стратостатов) с непроницаемым плотным швом.

3. Лужение и паяние (изготовление заливных и расширительных бачков, отстойников, фильтров и т. д.).

Большинство перечисленных работ в настоящее время механизи­ровано.

Отдельные самолетные элементы по своей конструктивной форме могут резко отличаться одни от других, но методы их изготовления одинаковы.

Одной из сложных и трудоемких работ является изготовление ка­потов, так как приходится придавать им удобообтекаемую форму, надежно соединять отдельные части капота и тщательно их отделывать.

По конструкции различают капоты для моторов водяного и для моторов воздушного охлаждения.

Капоты для моторов водяного охлаждения состоят из каркаса и отдельных отсеков, представляющих отдельные листы, имеющие форму, соответствующую форме мотора; эти листы соединяют посред­ством петель и шомполов. Изготовление таких капотов несложно и не представляет особых затруднений.

Капоты для моторов воздушного охлаждения состоят из отдельных частей сферической формы, соединенных петлями, замками Ферри или болтами, и каркаса. Изготовление таких капотов довольно сложно, причем обработка и подгонка сферических поверхностей отнимают много времени и представляют ряд трудностей.

Разберем процесс изготовления капота для мотора воздушного охлаждения (фиг. 294). Этот капот состоит из передней кольцевой части с внутренним кольцом, приклепанных к нему патрубков и трех разъемных полусфер, соединенных замками Ферри и усиленных профилями. Лобовую сферическую часть капота штампуют на 1000-т гидравлическом прессе тройного действия, а затем дорабатывают на то­карно-давильном станке, где и закатывают кромки для усиления борта.

Внутреннюю сферическую поверхность штампуют на том же гид­равлическом прессе, а при мелкосерийном и индивидуальном произ­водстве выколачивают механическим молотком, затрачивая при этом в десять раз больше времени, чем при штамповке.

Внутреннюю и внешнюю сферы капотов склепывают на специаль­ных приспособлениях. Собранные полукольца соединяют с внутрен­ней частью, для чего пользуются макетом, установленным на сборочном

приспособлении. Собранный каркас покрывают полусферами крышек капота и соединяют их замками Ферри и лентами. Применение боль­шого количества приспособлений, а также макета мотора должно исключить подгонку по месту собранных капотов при установке их на самолете.

При сборке клепаных резервуаров с непроницаемыми швами приходится собирать: каркас, внутренние перегородки и наруж­ную арматуру.

Наиболее трудоемкой является сборка бензиновых баков, состоя­щих из обичайки, днища, внутренних перегородок и арматуры (залив­ные горловины, отстойники, дрена­жи, бензиномеры, пеиотушители и т. д.). Баки делают сварными, сме­шанными, т. е. клепаными с заваркой швов, клепаными и паяными.

Сборку клепаного бензинового бака можно вести двумя способами:

1) собрать внутренние элементы бака (перегородки) на отдельном приспо­соблении, затем надеть обичайку и приклепать к ней днище и арматуру;

2) собрать обичайку, а затем к ней прикрепить внутренние перегородки жесткости и арматуру.

Обичайку бака изготовляют из соответствующего материала, разме­чают по шаблону, просверливают все отверстия и вырезы для арматуры, свертывают по шаблону и уста­навливают перегородки.

Чтобы получить плотное соединение при клепке, между соеди­няемыми листами вкладывают ватманскую бумагу, покрытую шелла­ком, или алюминиевые прокладки. Кроме того, необходимо тщательно удалять стружку, не допуская наличия даже мельчайших частиц ее между склепываемыми листами. Арматуру ставят на обичайку, просверливают отверстия для заклепок, удаляют арматуру и зачи­щают заусеницы, образовавшиеся при сверлении, после чего ставят арматуру, все перегородки днища и приклепывают их.

Перед клепкой внутренность бака обдувают сжатым воздухом, чтобы удалить оставшиеся стружки и пыль. Клепку следует выполнять не подряд, а с некоторыми промежутками (в разбежку), что обеспечи­вает совпадение отверстий, плотность шва и дает возможность избежать хлопунов. Законченный бак испытывают на герметичность и плот­ность шва. Баки небольших размеров испытывают до закрытия дна с помощью специального приспособления. Для испытания герметич­ности полностью собранного бака в него подают сжатый воздух с дав­лением 0,15—0,20 am и погружают бак в ванну с водой. Появление пузырьков воздуха свидетельствует о неплотности шва, — в этих местах заклепки подтягивают. Затем бак, наполненный водой

или керосином, испытывают на вибрационном станке в течение уст новленного для конструкции времени.

Окончательно испытанный бак промывают бензином, просушивакп и окрашивают масляной краской. Окрашенные баки сушат либо н; воздухе в течение 48 час., либо в сушильных шкафах. Для баков < шеллачной прокладкой температура сушки не должна превышать 55° Высушенный бак для предохранения его внутри от коррозии, в слу чае, когда баки идут на склад для запасных частей, ополаскиваю составом из минерального масла с 5% бензина.

К группе работ, связанных с лужением и паянием, относится из готовление расширительных бачков, отстойников фильтров, радиато­ров, крепления переходной арматуры и т. д.

Качество соединения зависит от температуры плавления припоя і его физико-химических свойств. Паяние производят мягкими итвер, дыми припоями. В качестве мягкого припоя обычно употребляю сплавы олова. Сплав, содержащий одну часть олова и две части свинца называют третником, а сплав, содержащий 50% олова и 50% свинца, называют половинником.

Перед паянием мягкими припоями детали очищают от слоев ста рого припоя, грязи и жира, тщательно пригоняют друг к другу, шов| покрывают флюсом. Место спайки сначала облуживают с помощью* паяльника, а затем наносят припой. При этом надо следить, чтобы» паяльник не был перегрет и края его были зачищены. При мягком1’1 паянии употребляют специальные флюсы, предупреждающие образо^’ ванне окислов, затрудняющих паяние. Флюсы должны плавиться прій рабочей температуре и покрывать защитной пленкой поверхности спаиваемой детали; по окончании паяния флюсы надо смывать, если онш не улетучиваются. В качестве флюсов применяют: а) хлористый цинк* который растворяет образующиеся при нагревании окислы металлам б) нашатырь, очищающий поверхность спаиваемой детали от жировыя веществ; в) канифоль или стеарин, предохраняющие спаиваемые! детали от окисления.

Мягкими припоями припаивают всю арматуру к бензиновым и мас-^ ляным бакам, фильтры и отстойники.

Твердые припои представляют сплавы, содержащие медь или се­ребро. При паянии твердыми припоями в качестве флюса употребляют буру, которая растворяет образующиеся на металле окислы; после паяния остатки флюса удаляют путем травления в растворе, состоящем из 100 вес. ч. азотной кислоты, 50 вес. ч. серной кислоты, 1 вес. ч. поваренной соли и 1 вес. ч. голландской сажи.

Для улучшения качества спаянного шва латунные и медные детали подвергают вторичному травлению в 30%-ном растворе серной кислоты. Чтобы ускорить травление, раствор нагревают до кипения. После травления детали промывают в воде, нагретой до 80— ЮО3. Твердый припой применяют для паяния трубо-, в. до-, бензопровода.

Технологический процесс паяния твердым припоем состоит из сле­дующих операций: J) очистки детали от жировых веществ и грязи; 2) промазывания шва флюсом; 3) наложения припоя на шов; 4) пая-

Производство самолсто»—175

Iі чего детали нагревают вместе с припоем; 5) травления I *£рах азотной и серной кислоты; 6) промывки в горячей воде.