Восстановление ориентировки

При потере ориентировки экипаж, сохраняя спокойствие и выдержку, не допуская необдуманного решения и полета с произвольными курсами, обязан: включить сигнал бедствия системы радиолокационного опозна­вания н передать по радио сигнал «Полюс», доложить диспетчеру о потере ориентировки, остатке топли­ва и условиях полета: запять эше

лои, обеспечивающий нанлучшнй об­зор местности и условия для обна­ружения ВС и оказания помощи на­земными радиотехническими средст­вами; перейти на режим максималь­ной продолжительности полета; оце нить обстановку и в зависимости от условий полета и остатка топлива применять наиболее рациональные в данной обстановке способы восста — новчення ориентировки, предусмот­ренные ИШС ГА и специальными указаниями, разработанными для данной воздушной трассы. Если вос­становить ориентировку нс удается, то следует заблаговременно до пол­ного израсходования топлива или до наступления темноты совершить по­садку на любом аэродроме или вы­бранной с воздуха площадке.

Восстановление потерянной ориен­тировки во всех случаях следует на­чинать с определения места ВС за­просом его у службы движения, ис­пользования данных устройств авто матического счисления пути и приме­нением РИС. Если эти действия или невозможны, или не дают результата, то экипаж обязан проверить расчет­ные данные, записи фактического ре жима полета, правильность учета ветра и определить МС прокладкой пройденного пути от последнего»опо­знанного ориентира. Способы опре деления места следует дублировать. Если при этом опре іелнть свое ме­стонахождение не удалось, то необ­ходимо восстановить ориентировку одним нз следующих способов: выхо­дом иа РНТ; использованием ЛП. выходом на характерный линейный или крупный площадной ориентир.

Восстановление ориентировки вы ходом на РНТ (приводную радио станцию, радиопеленгатор, радиома­як, РЛО, ОРЛ) — наиболее простой и надежный способ. Он применяется во всех случаях, особенно когда РНТ расположена близко к ЛЗП, пункту назначения или к одному из запас­ных аэродромов. Начиная полет на выбранную радиостанцию, нсобходн мо внимательно прослушать ее по­зывные, чтобы ошибочно не выйти на другую РНТ.

Восстановление ориентировки с использованием ЛП широко примени стся в практике самолетовождения При прочих равных условиях пред­почтение следует отдавать той ЛП, которую быстрее и проще получить и построить с малой вероятностью субъективных ошибок оператора.

Восстановление ориентировки вы ходом на характерный линейный или крупный площадной ориентир ноз — можно в условиях визуального поле­та нли применения бортового радік локатора.

Прежде чем взять курс для выхо да иа линейный ориентир,-необходи­мо оценить возможный район место­нахождения ВС н выбрать такой ори­ентир, который находится за преде­лами этого района. На ВС должно быть достаточно топлива для поле­та к ориентиру и далее к пункту на­значения или ближайшему аэродро­му. Выходить на характерный линей­ный ориентир следует с курсом, пер­пендикулярным к нему.

Если за районам потерн ориенти­ровки имеется характерный крупный площадной ориентир, то она восста­навливается выходом на него. Дан­ный способ может успешно приме­няться, если предварительно получить и проложить на карте ЛП, проходя­щую через намеченный ориентир. За­тем берется курс вдоль этой липни в сторону расположения ориентира.

В визуальном полете ночью для восстановления ориентировки, кроме общих способов определения МС, це­лесообразно использовать выход иа световой ориентир или световой маяк.

Восстановив ориентировку в за­висимости от характера выполняемо­го задания, располагаемого запаса топлива и времени суток экипаж обязан принять одно из следующих решений: продолжать полет в пункт назначения, вернуться на аэродром вылета илн совершить вынужденную посадку на ближайшем запасном аэродроме иди в другом безопасном месте, согласовав свои действия со службой движения.

Диспетчер, получив сообщение экипажа о потере ориентировки, дол­жен определить местонахождение ВС с помощью радиолокационных средств и передать экипажу маршрут следования для выхода на трассу, аэродром назначения илн запасной аэродром.

В тех случаях, когда экипажу не удается восстановить ориентировку, командир обязан произвести посадку на любом аэродроме или пригодной для этого площадке до момента пол­ного израсходования топлива и на­ступления темноты. В ночном полете, если позволяет запас топлива, следу­ет продержаться в воздухе до рас­света. а при невозможности — произ­нести посадку на любом аэродроме или выбранной с воздуха площадке, используя осветительные ракеты.

Главе 25