Взгляды зарубежных специалистов на боевые экраноппаны

Высказывания ряда зарубежных специалистов (А. Липпиша, В. Корягина, Д. Мак-Мастерза), а также направлеииость и ха­рактер разработок боевых экраиоплаиов позволяют составить достаточно полное представление об оперативно-тактических особенностях экраиоплаиов и их преимуществе перед кораб­лями других типов (водоизмещающими, глиссирующими, КПК и КВП).

Основными достоинствами экраиоплаиов считаются:

значительно более высокая скорость движения;

амфибийность, т. е. возможность передвигаться ие только по воде, ио и по суше;

неуязвимость от мииио-торпедиого оружия;

полет в отрыве от опорной поверхности и иа очень малой высоте (вблизи водной поверхности).

По мнению зарубежных специалистов, экраиопланы могут достичь скорости 370—560 км/ч, т. е. быть на порядок выше скорости водоизмещающих судов, в 4—6 раз превзойти скорость глиссирующих катеров и кораблей на подводных крыльях (КПК) и в 3—4 раза скорость перспективных кораблей иа воз­душной подушке (КВП). Преимущество кораблей-экранопла — иов в скорости является важным оперативно-тактическим до­стоинством их, впрочем, как и любого носителя оружия или боевой техники (самолета, тайка и т. д.), независимо от боевого предназначения.

Высоко оцениваются зарубежными военными специалистами амфибийные качества экраиоплаиов, которыми помимо них об­ладают лишь КВП с полным отрывом от воды (т. е. с сопловой или камерной схемой образования подушки).

Учитывая весьма высокую скорость движения экраиоплаиа на расчетном режиме околоэкраниого полета и сравнительно небольшие возмущения, передаваемые им в толщу воды, счи­тают, что вероятность его поражения миино-торпедным ору­жием пренебрежимо мала. Подобным качеством помимо экра­иоплаиов из известных типов кораблей обладают лишь КВП с полным отрывом от воды, правда, в значительно меньшей степени.

По мнению зарубежных военных специалистов, трудно пе­реоценить такое качество экраиоплаиов, как их способность ле­теть в отрыве от воды и суши. Оно существенно расширяет бое-

вые возможности этих аппаратов для нанесения удара по цели, при передислокации, облегчает решение проблемы тылового обеспечения (ремонт, снабжение) н т. д.

Не меиее важным тактическим свойством рассматриваемых аппаратов считается полет на предельно малой высоте, кото­рый затрудняет своевременное обнаружение их корабельными средствами (в том числе н РЛС) для приведення в состояние боевой готовности огневых средств ПВО и отражения удара.

Отмеченные преимущества кораблей-экраиопланов перед другими типами кораблей, по мнению зарубежных специали­стов, могут быть наиболее полно использованы при создании авианесущих, ударных, противолодочных, патрульных и траи — спортио-десаитных кораблей.

В зарубежной печати подчеркивалось, что создание кораб­лей указанных классов в виде экраиопланов резко повысит их боевую эффективность й существенно расширит круг решаемых задач. Это в свою очередь повлияет на оперативно-тактическое использование кораблей упомянутых классов в различного вида операциях.