Авианесущие и ударные экранопланы

Экраиоплаи-авиаиосец. В конце 50-х и начале 60-х годов англий­ский специалист А. Педрик, работавший в области проектирова­ния экраиопланов, предложил оригинальные аэродинамические схемы аппаратов. Одним из его патентов является проект экра — иоплаиа-авиаиосца, разработанный в конце І962 г.

Внося свое предложение, автор считал, что значительная ско­рость авианосца-экраноплана, близкая ко взлетно-посадочной скорости современных боевых самолетов (200—300 км/ч), позво­лит существенно облегчить выполнение взлета и посадки само­летов на палубу этого авианосца. Кроме того, отсутствие качки экраноплаиа-авиаиосца на расчетном режиме околоэкраииого полета будет способствовать повышению мореходности подоб­ного корабля, а следовательно, и эффективному использованию оружия в условиях волнения. Автор предложения отмечает та­кое преимущество корабля, как его неуязвимость под воздей­ствием минно-торпедного оружия.

Разработанный А. Педриком экраиоплан-авианосец предназ­начен для базирования 20—30 легких боевых самолетов (по-ви­димому, истребителей и истребителей-штурмовиков). ЭкраноплЗн выполнен по схеме «летающее крыло» с тонкими концевыми шай­бами (рнс. 100). В носу на верхней палубе расположена хорошо обтекаемая надстройка с боевыми постами управления кораблем и оружием (самолетами). Хвостовое оперение включает два раз­витых вертикальных киля с воздушными рулями направления.

Энергетическая установка корабля состоит из десяти газотур­бинных двигателей, размещенных в кормовой части корпуса.

Воздухозаборники турбин, предназначенные для отсоса воздуха, в целях повышения несущих свойств корпуса-крыла располо­жены на верхней палубе. Для движения авианосца в водоизме — щающем режиме предусмотрены два гребных винта.

Авиационные технические средства включают обширный од­ноярусный ангар, занимающий большую часть корпуса корабля, и три самолетоподъемника, два из которых подают самолеты из ангара на палубу и один убирает их после посадки.

image113

image114

Рис. 100. Схема экраноплана-авианосца А. Педрика (про­ект).

/ — кормовой саыолетоподъемник, 2 — аэрофинишер; 3 — носовой самолетоподъемник. 4 — катапульта, 5 — надстройка («остров») с боевыми постами, б —ангар с самолетами; 7 — энергетическая установка.

Предполагается, что взлет самолеты будут осуществлять, как правило, с помощью двух катапульт, для посадки предусмотрен аэрофинишер.

Помимо экраиоплана-авнаносца Педрика известен проект по­добного корабля американца Д. Уорнера, который предложил его еще в 1939 г., руководствуясь приблизительно теми же сооб­ражениями, что и английский специалист.

Экраноплан-ракетоносец. Проект 300-тоииого экраиоплана — ракетоиосца разработай фирмой «Груммаи» в 1966 г. на базе ряда исследовательских работ в области создания кораблей с ди­намическими принципами движения. Из рис. 101 видно, что эк-

раиоплан выполнен по схеме «летающее крыло». Корабль отли­чается изменяемой в полете геометрией крыла. Это достигается за счет особой конструкции шайб-поплавков. Последние с по­мощью специального привода могут отгибаться вверх и занимать оптимальное положение в зависимости от условий полета (высо­ты полета, состояния моря и т. д.). Опыт создания подобных уст­ройств фирма приобрела в процессе разработки ряда проектов истребителей, в частности, истребителя типа F-111.

С целью снижения возмущения потока воздуха над крылом кабина экипажа экраиоплаиа установлена на обтекаемых стой-

image115

Рнс. 101. Схема экраноплана-ракетоносца фирмы «Грумман» (проект).

I — боевая рубка; 2 — воздухозаборное сопло стартовых двигателей; 3 — маршевый двигатель; 4 — закрылок, 5 — отгибающиеся боковые шайбы (скеги); 6 — крышки люков пусковых установок ракетного комплекса.

ках. Крыло заканчивается мощным закрылком, используемым, по-видимому, в системе старта для создания статической воз­душной подушки. Маршевые двигатели установлены на высоких пилонах над крылом; иа них же смонтированы и рули направле­ния.

Одной из особенностей корабля является то, что воздухоза­борники стартовых двигателей расположены иа верхней палубе; при полете иа расчетном режиме они закрываются специальными крышками.

Вооружение корабля состоит из ракет, по-видимому, класса «корабль — корабль» или универсальных ЗУР. Их пусковые уста­новки скрыты в крыле, и пуск ракет производится через люки, открываемые в момент пуска. В крыле размещены и погреба бое­запаса.

§ 16. Противолодочные экранопланы

RAM-І. Фирма «Рисерч Аффайлейтс Интериарейтс», оргаиизо — ваииая в 1961 г., выполняет для ВМС США опытно-конструктор­ские и научно-исследовательские работы по созданию КВП и экранопланов. Фирма широко практикует строительство моде­лей и опытных образцов кораблей, а также привлекает другие американские фирмы в качестве контрагентов.

В последнее время фирмой под руководством В. Даигема раз­работаны два проекта боевых кораблей-экранопланов RAM-І и RAM-2, которые весьма сильно различаются по своему назначе­нию и основным характеристикам. Одна из особенностей обоих вариантов экраноплана фирмы — возможность использования их для полетов на значительной высоте от земли (более 2000 м).

Противолодочный экраиоплаи RAM-І предназначен для по­иска, обнаружения и поражения подводных лодок; ои может быть также использован для переброски грузов и десанта.

Аппарат при полной массе около 80—90 т выполнен по схеме «летающее крыло» с двумя весьма развитыми консолями для обеспечения высоких значений аэродинамического качества и нужных характеристик поперечной устойчивости.

Вооружение корабля состоит из новых средств обнаружения подводных лодок и их поражения (общей массой около 11 т). Все вооружение катера размещено в основном крыле в помеще­ниях объемом около 85 м3.

Энергетическая установка аппарата состоит из двух или че­тырех двигателей, размещенных в консолях крыльев. Их мощ­ность превышает 8000 л. с., что обеспечивает кораблю скорость полета 185—240 км/ч; поисковая скорость составляет около 93 км/ч, т. е. приблизительно в два раза превышает ее значение у современных зарубежных противолодочных кораблей. Запасы топлива обеспечивают аппарату дальность полета около 3000 км при скорости 160 км/ч.

Катер оборудован стартовым устройством, включающим об­разование статической воздушной подушки по сопловой схеме. Кроме того, кормовые сопла могут быть направлены вниз для образования струйного закрылка, что также должно способство­вать повышению несущих свойств крыла при выполнении экраио — плаиом взлетно-посадочных операций. Наконец, в системе стар­та предусмотрено и специальное устройство для обдува верхней поверхности крыла. Как известно, благодаря этому затягивается момент срыва набегающего потока воздуха.

По мнению автора проекта, отличительная особенность аппа­рата— возможность эффективно использовать указанную систе­му старта на режимах полета экраиоплаиа, в том числе и в сво­бодном полете в отрыве от экрана.

Высота полета RAM-І при полной нагрузке составляет 0,6 м. При этом расходуется 1500 л. с. на образование подушки и

500 л. с. для движения корабля. До высоты полета Л=1,8 м вся подъемная сила создается за счет динамической воздушной по­душки; иа высоте более 8 м полет происходит в самолетном ре­жиме.

Максимальная высота полета корабля составляет около 2200 м, иа крейсерской скорости— 1000 м. RAM-І обладает весь­ма высокой скороподъемностью, достигающей 150—300 м/мии. При взлете корабль может преодолеть препятствие высотой около 17 м иа расстоянии 115 м от места старта; для посадки экраиоплаиа необходима акватория около 85 м.

image116

Рис. 102. Атака противолодочными экранопланами RAM-1 * подводных лодок противника.

Стабилизация полета корабля как вблизи экрана, так и за пределами его влияния обеспечивается правильно выбранной аэродинамической компоновкой экраиоплаиа, одиако ои обору­дован также и автоматической системой подвижных реактивных сопл и закрылков. Для смягчения перегрузок при посадке ап­парат сиабжеи специальными надувными емкостями.

На рис. 102 изображен момент преследования экраиоплаиами типа RAM-І подводной лодки противника.

«Лоубой». Известная американская авиационная фирма «Бо­инг» в конце 60-х годов вела интенсивные работы по созданию противолодочного экраиоплаиа, получившего название «Лоубой». Этот экраиоплаи был включен в перечень перспективных средств борьбы с современными подводными лодками иа открытых мор­ских и океанских просторах. Считается, что в случае создания

НО

соответствующих средств поиска и поражения лодок ои может оказаться эффективным средством противолодочной обороиы.

Экраиоплаи «Лоубой» выполнен по чисто самолетной схеме. Он напоминает современный транспортный самолет с низко рас­положенным крылом (рис. 103). Экраиоплаи ие обладает доста­точной мореходностью и по аэродинамической и конструктив­ной компоновкам предназначен для базирования лишь иа бере­говых базах. Эта особенность отличает его от всех других зару­бежных экраиоплаиов. Поэтому н к рассматриваемым здесь кораблям-экраиоплаиам ои может быть отиесеи лишь условно.

При полной массе 125 г масса противолодочного вооружения экраиоплаиа, включая новейшую поисковую аппаратуру и сред­ства поражения лодок, составляет 6,8 т. Состав вооружения мо-

image117

image118

Рис 103. Противолодочный экраноплан «Лоубой».

жет быть увеличен за счет соответствующего сокращения запа­сов топлива.

Одной из особенностей экраиоплаиа является его крыло с не­обычно большим для подобных аппаратов удлинением. В то время как все остальные зарубежные экраиоплаиы (исключая аппараты X. Вейлаида) имеют крылья с Х = 1-1-3, на рассматри­ваемом аппарате удлинение крыльев равно Х= 12, т. е. суще­ственно больше, чем удлинение крыльев современных транс­портных самолетов (= 8-н 10). Очевидно, удлинением крыла ап­парата автор проекта стремился добиться дальнейшего повыше­ния его аэродинамического качества, а следовательно, и дально­сти полета (или массы вооружения).

Другая особенность аппарата, также отличающая его от всех известных экраиоплаиов, заключается в том, что иа крыле отсут­ствуют концевые шайбы, как известно, резко повышающие аэро­динамическое качество крыла при его движении вблизи экрана (в 2—3 раза).

Площадь крыла экраиоплаиа составляет 220 м2. Таким обра­зом, удельное давление иа единицу площади крыла равно около 568 кге/м2 и, следовательно, находится иа уровне его значений у современных зарубежных бомбардировщиков. Размеры крыла,

в частности его размах (52 м) и удлинение, выбраны из условия обеспечения полета экраноплана над поверхностью моря при вы­соте воли до 4 м. Для реализации максимально возможных не­сущих способностей крыла высота полета над гребнем воли пре­дусмотрена всего 0,9 м.

Энергетическая установка экраноплана включает 4 турбовен­тиляторных двигателя с высокой степенью двухкоитуриости, ко­торые, по мнению специалистов фирмы, наиболее подходят для подобных аппаратов с умеренными скоростями полета. Двига­тели обеспечивают экраиоплаиу крейсерскую скорость иа рас­четном режиме околоэкраиного полета 296—390 км/ч.

Запасы топлива составляют 65,6 т (52,5% от полной массы); они обеспечивают дальность полета экраноплана около 12 300 км и продолжительность полета 36 ч. В качестве стартовых (взлет­ных) двигателей, а также для повышения скорости полета и по­лета за пределами влияния земли на экраиоплаие предусмотрены дополнительные турбовентиляторные двухкоитуриые двигатели, размещенные в его крыле.