ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДВИГАТЕЛЯ И РЕДУКТОРОВ ВЕРТОЛЕТОВ. НА РАЗЖИЖЕННОМ МАСЛЕ

При эксплуатации двигателя на разжиженном масле особое внимание должно быть обращено на включение муфты сцепления трансмиссии, которое должно произво­диться при определенной температуре масла на входе в двигатель, обусловленной степенью разжижения масла бензином. Двигатель прогревают при отключенной транс­миссии на оборотах прогрева, указанных в инструкции по эксплуатации (например, для АШ-82В 1000—1100 об/мин), до температуры головок цилиндров не менее 40° С. Закан­чивают прогрев тогда, когда температура масла на входе в двигатель будет соответствовать значению, установленному инструкцией по эксплуатации. Например, для двигателя АШ-82В эта температура при содержании бензина в масле до 10% должна быть 30° С, до 18% — 15°С и до 18—20% — 0° С.

При этих температурах время включения муфты дол­жно находиться в установленных техническими условиями пределах (например, для АШ-82В от 17 до 60 се/с)„Если это время превышает установленные нормы, то нужно ре­гулировкой жиклера переменного сечения увеличить (подачу масла во фрикционную муфту и тем самым сократить время ее включения. Не следует прогревать двигатель выше указанных температур масла, так как это понизит вязкость масла и приведет к чрезмерному увеличению времени включения трансмиссии.

Прогрев двигателя после включения трансмиссии про­изводится так же, как и в летних условиях.

Если масло’ в маслосистеме разжижено более чем на 10% (например, на АШ-82В, Ми-4), то перед опробованием двигателя на режимах требуется произвести так называе­мое выпаривание бензина из масла.

Выпариванием называется работа двигателя с включенной трансмиссией, при закрытых заслонках на входе воздуха в вентилятор, на режиме 0,65—0,5 номи­нального и при температуре масла на входе 40—50° С. Проводится выпаривание для уменьшения процентного со­держания бензина в масле. При высоком (более 10%) со­держании бензина вследствие излишне низкой вязкости ма­сла работа на повышенных режимах может сопрово­ждаться недостаточным давлением масла в главной маги —

етрали двигателя, а следовательно, и неудовлетворитель­ной подачей масла к деталям для их смазки.

На двигателях АШ-82В выпаривание проводится до тех пор, пока при температуре головок цилиндров 200—220° С и температуре масла на входе в двигатель 40—50° С давле­ние масла полностью не восстановится до нормы.

После выпаривания разрешается проводить дальнейшее опробование двигателя на всех режимах без ограни­чения.

В полете происходит естественное испарение бензина из масла. Время полного испарения бензина з’ависит от типа двигателя и конструкции маслосистемы вертолета. Устано­влено, что для вертолетов Ми-4 это время составляет при­мерно 1 час 30 мин.

Если продолжительность полета недостаточна для пол­ного испарения бензина, при последующем разжижении это учитывается: норму подачи бензина в масло уменьшают соответственно проценту бензина, оставшемуся от предыду­щего разжижения.

Как уже указывалось, на разжиженном бензином масле в зимнее время работают не только двигатели, но и редук­торы трансмиссии, в маслосистемах которых применяется масло МС-20 или МК-22. Поскольку температура редук­тора и масла в его системе на земле и в полете значитель­но меньше температуры двигателя, то практически выпари­вания бензина из маслосистемы редуктора не происходит и процент содержания бензина длительное время сохра­няется таким, каким был при проведении разжижения.

В целях обеспечения постоянного процента разжижения масла в маслосистеме редуктора инструкциями предусмот­рена периодическая проверка содержания бензина в масле (на вертолетах Ми-4 через каждые 10—15 час) по удель­ному весу разжиженного масла. Для проверки разжижен­ное и нагретое до 20° С масло из маслосистемы редуктора сливается (1—2 л) в специальную чистую посуду. В масло погружают на 5—6 мин ареометр и определяют удельный вес масла.

По измеренному удельному весу разжиженного масла (при 20°С), пользуясь специальной таблицей, приведенной ниже, определяют процент содержания бензина в масле.

При необходимости производится дополнительное раз-» жижение масла в редукторе, которое осуществляется до­бавлением нужного количества бензина в масло через за-

Удельный вес при 20°С

% бензина в масле (объемный)

Удельный вес при 20°С

°’о бензина в масле (объемный)

МК-22 с бензином

MC-20 с бензином

МК-22 с бензином

МС-20 с бензином

0,894

0,879

4

0,877

0,861

16

0,890

0,876

6

0,875

0,861

18

0,887

0,873

8

0,870

0,858

20

0,883

0,871

10

0,868

0,856

22

0,881

0,868

12

0,865

0,853

24

0,879

0,866

14

0,862

0,851

26

правочную горловину бака. После этого для лучшего пере­мешивания бензина с маслом несущий винт проворачи­вается за лопасти на два—три оборота, затем редуктор опрессовывается при помощи ручного насоса.