ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВЕРТОЛЕТОВ В ПОЛЕТЕ. В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ

Рассматривая особенности эксплуатации вертолета в зимних условиях, следует прежде всего остановиться на возможных отказах авиационной техники, происходящих в результате непредусмотрительности летчика или незна­ния им правил полетов зимой.

В первую очередь это касается необходимости тщатель­ной проверки свободы перемещения органов управления вертолетом перед контрольным висением, особенно у верто­летов, для управления которыми применяются гидроусили­тели.

Дело в том, что в процесор подготовки вертолета к полету при подогреве двигателей и редукторов некоторое количество снега, обычно попадающее под чехлы и капоты, тает: капли воды стекают в нижние отсеки силовой уста­новки или редукторов. При этом они могут попадать на штоки золотников гидроусилителей. После уборки подогре­вателей и охлаждения воздуха в отсеках вода застывает и образующийся лед примораживает штоки золотников, что делает управление вертолетом невозможным. Поэтому еще до включения трансмиссии летчик должен сделать несколь­ко полных отклонений всеми рычагами и педалями управ­ления до упоров, чтобы убедиться в свободе их перемеще­ний.

Контрольное висение, которое производится летчиком перед каждым полетом для проверки исправности управле* ния и других агрегатов вертолета, в зимнее время должно осуществляться обязательно над укатанной снежной по­верхностью. В противном случае под воздействием воздуш­ной струи от несущего винта снег, покрывающий поверх­ность земли под вертолетом, поднимается и снежным вих­рем покрывает все пространство вокруг вертолета. Види­мость из кабины резко ухудшается, летчик теряет землю и пространственное положение вертолета, что может иметь неприятные последствия.

Аналогичное явление — попадание вертолета в снежный вихрь, возникший от струи несущего винта,— может про­изойти при посадке вертолета на неукатанные снежные пло­щадки. Поэтому в зимнее время как при висении над неука — танной снежной поверхностью, так и при посадках на нее надо быть особо внимательным, чтобы не допустить попа­дания вертолета в снежный вихрь. При необходимости по­садки на неукаганную снежную площадку следует на вы­соте 8—10 м пройти над ней, при этом снег с площадки под действием потока воздуха, создаваемого несущим вин­том, сдувается. Затем нужно зависнуть над очищенной от снега площадкой и, энергично снижаясь, произвести по­садку. На всякий случай надо открыть дверь кабины и смотреть на землю под вертолетом, даже в снежном вихре такой способ обеспечивает достаточную видимость.

Посадка вертолета в глубокий снег может произво­диться лишь при крайней необходимости. Во время при­земления вертолет постепенно проваливается в снег и кре­нится, создается опасность его опрокидывания. Чтобы из­бежать опрокидывания вертолета, следует удерживать его во взвешенном состоянии до полного окончания проседания.

Полет на вертолете в зимнее время не имеет принци­пиальных отличий от полета в другое время года. Основное внимание зимой нужно обращать на выдерживание темпе­ратурного режима двигателя и редукторов трансмиссии, который летчик должен периодически корректировать соот­ветствующими рычагами, обеспечивая значения его в соот­ветствии с требованиями инструкции по эксплуатации вер­толета.

При температурах наружного воздуха минус 30° С и ниже в полете могут иметь место повышенные вибрации в виде тряски и вождения ручки управления циклическим шагом вследствие загустевания смазки в шарнирах втулок несущего и рулевого винтов. Например, масло МС-14, применяющееся в осевом шарнире втулки вертолета Ми-4,

при ©тих температурах загустевает и не обеспечивает ис­правной работы втулки.’ Рекомендуется в шарнирах втулок вертолета Ми-4 при таких температурах применять смазку ЦИАТИМ-201, которая обладает достаточными мо­розоустойчивыми качествами. Следует, однако, отметить, что при этом условия работы втулок значительно изме­няются. Дело в том, что наряду с положительным качест­вом — морозоустойчивостью, эта смазка обладает более низкими по сравнению с гипоидными и моторными маслами смазывающими качествами. Поэтому при работе шарниров втулки на морозоустойчивой смазке выработка и износи в сочленениях шарниров несколько увеличиваются, что за­ставляет частично снижать срок службы втулки до ре­монта. Вследствие этого длительное применение в шарни­рах втулки смазки ЦИАТИМ-201 нерационально. Она дол­жна применяться лишь в крайних случаях, только при тем­пературе наружного воздуха минус 30° С и ниже.

На ряде вертолетов в целях предотвращения возможнр — сти удара лопастями несущего винта о хвостовую балку при выключении трансмиссии установлены ограничители свеса лопасти, работающие на центробежном принципе. При низких температурах наружного воздуха смазка, ко­торой смазываются ограничители, загустевает. Это может привести к заеданию ограничителей при выключении транс­миссии и к опасности удара лопастью о хвостовую балку. Так как отказ ограничителя свеса до выключения транс­миссии выявить нельзя, то во избежание поломки лопастей и балки вертолета перед выключением трансмиссии надо обязательно развернуть вертолет против ветра.