ОСНОВНЫЕ МОНТАЖНЫЕ ПРОЦЕССЫ

При крупносерийном производстве монтаж агрегатов выполняют в сборочном цехе или в соответствующих агрегатных цехах, а при мелкосерийном и среднесерийном производстве монтажные работы производят полностью в цехе окончательной сборки.

Все монтажные работы разделяют на подготовительные работы, выполняемые на верстаке, и на стендовые работы.

В крупносерийном производстве при верстачных и стендовых; тажных работах пользуются шаблонами, кондукторами и приспосс ниями, а в мелкосерийном производстве работы обычно состоят в ус новке по месту. Так, жгуты электропроводок в мелкосерийном изводстве электромонтеры, монтирующие их на самолете, изготовл по месту, тогда как в крупносерийном производстве изготовле жгутов должно быть поручено заводу, изготовляющему прово

Монтаж электрооборудования самолета! При крупносерийном производстве монтажный цех получает готову жгуты с напаянными наконечниками, электрооборудование и крепе ные детали. Облицовки из изоляционного материала (фибра, текстов и гетинакс) для предохранения проводов от соприкосновения с мета лом ставят в цехе соответствующей узловой сборки, а бобышки дл скоб, которыми прикрепляют жгуты и электрооборудование на д$| ревянных самолетах, и гнезда для крепления этих деталей и агрегате в металлических самолетах ставят в агрегатных цехах.

Таким образом монтаж электрооборудования состоит из следуюс работ:

1) прокладывание жгутов и прикрепление их скобками, привинч ваемыми винтами или шурупами;

2) установка арматуры, коробок разъема, щитков, кронштейнов динамомашины, крепления аккумулятора, тумблеров, кабина! ламп, аэронавигационных огней и нр.;

3) соединение наконечников жгута с соответствующими контан тами у коробок разъема, приборных досок, щитков, контактнь колодок;

4) проверка правильности монтажа и исправности всей систем путем просвечивания или прозванивания.

После монтажа электрооборудования контрольный отдел прини*! мает его под током.

При индивидуальном производстве монтаж электрооборудования значительно сложнее.

Его начинают с изготовления жгута. Для этого провода, нарезан­ные с некоторым запасом на самолете по месту, соединяют к жгут и скрепляют его в ряде мест изоляционной лептой; при выводе ответвле­ний обычно жгуг снова примеряют по месту. Составив жгут, его обматывают на верстаке вручную киперной лентой и покрывают изо­ляционным лаком. На выведенных концах проводов ставят бирки с номерами, соответствующими монтажной схеме электрооборудования — і Скобки для крепления жгута часто изготовляет монтер. После этого ] монтер прокладывает жгут в самолете и укрепляет его.

При монтаже щитков на внешней их стороне устанавливают при­боры и арматуру, а на внутренней к контактам присоединяют при помощи наконечников проводники. Затем устанавливают арматуру, разъемные коробки, кронштейны, щитки, выключатели, кабинные лампы, контактные колодки и т. д., разделывают провода жгута по схеме, обрезают излишки проводов, напаивают наконечники и соеди­няют их с контактами. Наконец, проверяют правильность монтажа под током и сдают электросистему контролю. Таким образом здесь преоб­ладают верстачные ручные работы, которые почти совершенно отсут­ствуют в крупносерийном производстве. Помимо этого, большое коли­чество операций, выполняемых монтером, и изготовление им жгута представляет значительно больше возможностей для различных оши­бок и неисправностей. При неправильной разделке или обрыве хотя бы одного провода в жгуте приходится снимать весь жгут и полностью его разбирать, так как сращивать провода на самолете нельзя.

Монтаж аэронавигационных и контрольных приборов и их проводка. В крупносерийном производстве доски и щитки приборов с выштампованными отверстиями для при­боров и просверленными по кондуктору отверстиями для винтов по­ступают из заготовительного цеха в цехи узловой сборки. Здесь уста­навливают приборы и полностью смонтированные щитки и доски приборов передают в монтажно-сборочные цехи, где их устанавли­вают на самолет и прокладывают проводки по агрегатам. Таким образом в цехе окончательной сборки приходится произвести только необхо­димый после стыковки домонтаж. Последовательность этого техноло­гического процесса должна быть тщательно увязана с монтажными схемами проводок, так как вследствие большого количества проводок, которые располагаются в малом пространстве около кабин, они пере­крещиваются, идут одна над другой или рядом. Поэтому изменение последовательности монтажа может в значительной степени отразиться на качестве проводки.

К монтажу проводок предъявляют весьма высокие требования, как и вообще ко всем монтажно-сборочным работам на самолете. Крепление проводок должно быть безусловно надежным; на трубо­проводах и изоляции не должно быть никаких механических повреж­дений; не допускается резких перегибов трубопровода, так как это отражается на качестве работы приборов. "Несостыкованные концы трубопроводов и штуцеры приборов должны быть плотно закрыты спе­циальными колпачками или обвязаны чистыми тряпками, чтобы пре­дохранить их от засорения. При прокладывании гибких валов необ­ходимо следить за тем, чтобы длина оболочки точно соответствовала длине гибкого вала, иначе может произойти разрушение оболочки. Одновременно надо следить, чтобы радиус изгиба вала нигде не был ниже допускаемого для вала данного диаметра, а также за направле­нием вращения вала, т. е. для вращения вправо применять валы пра­вого вращения, а для вращения влево—валы левого вращения, иначе вал будет раскручиваться и может разорваться.

Эти замечания имеют существенное значение при мелкосерийном производстве, где проводки монтируют по монтажной схеме, не соблю­дая последовательности прокладки. При мелкосерийном производстве приборы и проводки обычно полностью монтируют в цехе окончатель­ной сборки, причем на верстаках производят сборку приборных досок и щитков.

Монтаж управления мотором. При крупносерийном производстве ставят кронштейны с рычагами управления, тяги и крон­штейны качалок (при жесткой системе управления) или трубки водки и укрепляют их (при гибкой системе управления), соедин наконечники тяг или тросов с рычагами управления и с рыча карбюратора и рабочего магнето. Затем регулируют длину тяН тросов посредством регулируемых наконечников. Тяги или гиб проводка в трубках поступают от цехов-заготовителей во им законченном виде.

При мелкосерийном производстве помимо перечисленных опера® приходится выполнять ряд дополнительных работ. Так, длину тяп тросов окончательно устанавливают по месту на самолете. Вследсі этого в монтажном цехе приходится отрезать концы тяг и наре парних резьбу или отрезать трос и припаивать наконечники.