СБОРКА САМОЛЕТА С СМЕШАННОЙ КОНСТРУКЦИИ В УСЛОВИЯХ. СЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Наиболее типичным для самолетов смешанной конструкции яв— ляется спортивный самолет С — биплан.- который имеет фюзеляж,) сваренный из хромомолибденовых труб, деревянные крылья, дуралю — миновое оперение и полотняную обшивку.

При среднесерийном производстве сборку начинают •с установки отдельных деталей и агрегатов самолета на фюзеляж, на котором, как на основном базисном агрегате самолета, начинают в определенной последовательности монтировать все остальные агре­гаты самолета и его оборудования.

Основные этапы сборки:

1. Установка шасси.

2. Установка моторамы.

3. Установка центроплана и развертывание стыковых отверстий (для установки крыльев) в узлах центроплана и фюзеляжа.

4. Весь внутренний монтаж («начинка»).

5. Установка мотора и всей арматуры.

6. Проводка электрооборудования.

7. Установка органов управления самолетом и приборами.

8. Обтягивание полотном и окрашивание фюзеляжа.

9. Установка капотов и обтекателей.

10. Окончательная сборка и регулировка самолета.

Первые три монтажа наиболее ответственные, трудоемкие и слож­ные. Чтобы достигнуть быстроты монтажа и обеспечить взаимозаменяе-

Фиг. 325. Приспособление для установки и подгонки кабанов центроплана.

мость, необходимо применять несколько специальных и дорогих приспособлений.

В качестве примера рассмотрим сборку при условии среднесерий­ного производства с программой выпуска 897 самолетов в год.

Производство самолетов—175—29

Работы, выполняемые на стенде № 1

№ пере­хода

Выполняемая работа

Количество

рабочих

Инструменты и приспособле

і

Первая операция

Установить в приспособление фю­зеляж в перевернутом виде и за­крепить фиксаторами……………………………………

2

2

Развернуть отверстия в стаканах для ног шасси…………………………………………

2

Специальное приспособле

3

Отвернуть гайку и снять шлице-

вый стакан с ноги шасси…………………..

2

Специальный гаечный^кл»

4

Вставить стакан в патрубок фю­зеляжа……………………………………………

2

5

Поставить ухо на контрольный болт………………………………………………………

2

6

Поставить наружную трубу и шлице вый стакан………………………………………

2

7

Отвернуть пробку масленки. . .

2

8

Поставить ноги шасси с аморти­зацией на контрольные болты. . .

2

_

9

Выверить установку шасси. . .

2

10

Приклепать ухо контрольными заклепками……………………………………..

2

Натяжка, обжимка, молої

11

Просверлить контрольное отвер­стие в наружной трубе для пробки масленки……………………………………………………….

2

Электродрель

12

Просверлить отверстие в патруб­ке со шлицевым стаканом для за­клепки…..

2

То же

13

Разобрать шасси для клепки. .

2

г

14

Склепать шасси……………………………

2

Натяжка, обжимка, молот

15

Собрать шасси после клепки. .

2

. ——————

16

Развернуть отверстия для болтов

2

Развертка

17

Зашплинтовать болты…………………..

1

18

Вывинтить пробку……………………….

1

1

Вторая операция Расчалить фюзеляж……………………..

3

Специальный ключ

1

Третья операция Подогнать мотораму к фюзеляжу

2

2

Предъявить техническому конт — ролю………………………………………………

2

3

Открепить фиксаторы приспособ­ления……………………………………………..

2

_

4

Вынуть фюзеляж из приспособ­ления и поставить его в нормаль — і ное положение……………………………………… 1

1

2

Работа вне основного конвейера. Стенд Ms 7. Сварную ферму фюзеляжа (фиг. 323), обдутую песком и защищенную антикоррозийным покрытием, подают на стенд № 1. Развертывают отверстия в узлах фюзеляжа для ног шасси, затем ставят фюзеляж в специальное приспособление (фиг. 324) в перевернутом положении, чтобы облегчить дальнейшую работу, так как верхние лонжероны служат базисной поверхностью. Здесь же расчаливают фюзеляж и подгоняют мотораму. Порядок работ указан в габл. 72.

Стенд Ms 2. Подгоняют и устанавливают кабаны центроплана и развертывают стыковые отверстия для установки крыльев.

Эти работы выполняют в стационарном специальном приспособле­нии (фиг. 325), так как это дает возможность ускорить работу и обе­спечивает взаимозаменяемость. Порядок работ приведен в табл. 73.

Таблица 73

Работы, выполняемые на стенде № 2

JV? пере­хода

Выполняемая работа

Количество

рабочих

Первая операция

і

Установить фюзеляж в стапеле и закрепить хвостовой фик-

сптор………………………………………………………………………………………………..

2

2

Приторцевать нижние стыковые узлы фюзеляжа по фиксаторам

2

3

Поставить фюзеляж на два передних фиксатора и закрепить.

2

4

Примерить передний и задний кабаны центроплана……………………….

2

5

Закрепить фиксаторы стыковых узлов кабанов центроплана. .

2 •

6

Примерить и наметить длину распорок центроплана для за-

делки концов………………………… …………………………………………………………

2

7

Подогнать наконечники распорок…………………………………………………..

2

8

Разметить, просверлить отверстия и поставить болты в нижнее

крепление кабанов фюзеляжа……………………………………………………………..

2

9

Поставить распорки и расчалки центроплана……………………………………

2

ю

Поставить, натянуть п законтрить ленты-расчалки центроплана

2

Вторая операция

1

Развернуть отверстия стыковых узлов с припуском 0,2 мм. .

2

2

Освободить фиксаторы стапеля и предъявить работу техниче-

скому контролю……………………………………………………………………………….

2

Дальнейшая сборка может происходить на основном конвейере, так как стационарные приспособления более не нужны. Работы, вы­полняемые на конвейере, перечислены в табл. 74, причем на фиг. 326— 344 показан ‘.порядок монтажа агрегатов; агрегаты, устанавливае­мые на данном стенде, изображены сплошными линиями, а ранее смонтированные части — пунктиром.

Таблиц^

Работы, выполняемые на конвейере АН

Л

О.

і

с

Выполняемая работа

1 !

X

Стенд JV; 3 (фиг. 326)

1

Установить нервюры на центроплан……………………………………………….

гН

2

Поставить балки сиденья с подъемником………………………………………..

3

.> костыль, масленку и ограничитель троса костыля.

Стенд JV? 4

1

Установить и приклепать нервюры на ногах шасси………………………….

2 11

2

Поставить горизонтальную трубу ручного управления….

2|

3

* первую и вторую качалки и тяги ручного управ-

лення………………….. ,…………………………………………………………………………..

2«]

Стенд № 5 (фиг. 327)

1

Поставить пол…………………………………………………………………………

2 Ш

2

і> штепсельную розетку обогрева………………………………

і и

3

ь кронштейн аэропланшета………………………………………………

1 ж

4

>> распределительную коробку электросети……………………………

і Я

5

»> сумку для переносных ламп……………………………………………….

I 3

Стенд № 6

1

Поставить все хомуты………………………………………………………………… .

2 1

2

» электропроводку в фюзеляже……………………………………………….

3 I

Стенд № 7 (фиг. 328)

I

1

Поставить переднюю перегородку………………………………………………….

2

2

ь ушки для тягача’……………………………………………………………

1

3

>> предохранительный тросик…………………………………………………

1

4

л хомуты маслобака………………………………………………………….

1

5

» арматурную доску……………………………………………………..

2

6

»> пусковое магнето……………………………………………….

1

7

і) панель для ванночки аккумулятора………………………………………

2

Стенд № 8

1

Пригнать задние стенки, профили и петли……………………………………….

2

2

Поставить диафрагмы……………………………………………………………………

I

3

о верхнюю качалку……………………………………………………………… .

1

4

» тяги управления элеронами……………………………………………

5

Металлизировать ручное и ножное управление……………………………….

6

Поставить сиденье…………………………………………………………………….. •

7

* предохранитель под спинку…………………………………………………..

-Щи:— %/г ~

t

те

Си

а>

с

° х

£§

1

2

3

4

5

б

7

1

2

3

4

5

1

2

3

4

I

2

3

4

5

6

1

2

3

4

454

Щ

2

I

I

I

I

1

2

2

I

I

1

2

I

2

I

2

1

1

1

2

2

1

1

1

4

Выполняемая работа

Стенд Jft 9 (фиг. 329)

Подогнать и поставить тормозные колеса……………………………………………

Поставить хомуты крепления кислородного баллона…………………………

а ракетницу …………………………………………………………………….

» сектор жалюзи………………………………………………………………………

# хомуты радио и переходные коробки……………………………..

» амортизатор сиденья…………………………… ………………………………

» хомуты крепления ремня, ремень и спинку….

Стенд Л» 10

Поставить заднюю стенку и профили……………………………………………….. і

і> тормозное оборудование и отрегулировать его • . . |

Оборудовать ручку (поставить гибкий шланг)…………………………….. t

Провести трубку указателя скорости……………………………………………. |

а провести проводку от трубки Вентури ………. )

Стенд № 11 (фиг. 330)

Пригнать и поставить противопожарную перегородку……………………….

Поставить две кабинных лампы и штепсельную розетку. . . .

Соединить провода освещения…………………………………………………………. ,

Поставить на верхний лонжерон профиль…………………………………………. |

Стенд № 12 (контрольный)

Осмотр самолета техническим контролем…………………………………………

Стенд Л* 13 (фиг. 331)

Поставить масляный бак………………………………………………………………….

а заливочный бачок……….. •. . "………….

а фильтр………………… …………………………….

* манометр для кислорода……………………………………………….

а > бензобак………………………………….

а шпангоуты нижней части фюзеляжа. …………………………….

Стенд № 14

Поставить ленты под бензобак………………………………………………………….

а сливной и пожарный краны…………………………………………………….

а управление пожарным краном……………………………….. • •

л шпангоуты боковой части………………………………………. * ‘

Фиг. 332. Стенд № 15.

[‘ У I

І0Н 1 Ш] ‘

Фиг. 334. Стенд № 24

Aft опера — | дни

Выполняемая работа

Стенд № 22

і

Подогнать и установить облицовку 4 (фиг. 333) передней ча-

сти капота………………………………………………………………………………………….

4

2

Склепать облицовку……………………………………………………………………….

г

3

Подогнать и установить направляющие козырька……………………………

і

4

Установить козырек пилота -…………………………………………………………..

і

Стенд Aft 23

1

Подогнать и поставить среднюю часть капота 5 (фиг. 333) .

4

2

Подогнать и поставить нижнюю часть капота………………………………….

2

3

Склепать среднюю и нижнюю части………………………………………………..

Стенд № 24

1

Подогнать и установить верхнюю часть капота 2 (фиг. 334).

4

2

» * » боковые крышки……………………………………………….

3

» л » среднее кольцо капота…………………………………………………….

1 j

4

Склепать капот………………………………………………………………………………..

4

Стенд № 25 (фиг. 335)

1

Обтянуть фюзеляж полотном……………………………………………….

4 1

2

Обшить костыль кожей…………………………………………..

1 j

3

» передние борта кабины…………………………………………..

2

4

» крепление плечевых ремней……………………………….

1 1

5

Снять весь капот для окраски…………………………………………………………

1

Стенд Л1 26

і

Покрыть фюзеляж бесцветным эмалитом (три раза) . .

1

2

» фюзеляж цветным эмалитом (два раза)………………………………….

f 1

3

Нанести опознавательные знаки…………………………………….

I

4

Окрасить остальную часть фюзеляжа………………………………..

I

І

с

© 5

Выполняемая работа

1 Количество рабочих

Стенд № 27

1

Установить стабилизатор 7 (фиг. 336)……………………………………………..

3

2

» киль 2 …………………………………………………………………………………..

3

Стенд № 28

1

Установить руль направления 3 ………………………………………………………

2

2

» руль ВЫСОТЫ 4 ………………………………………………………………..

2

3

» обойму на киль…………………………………………………………………..

1

Стенд № 28а (вспомогательный)

1

Уложить верхние плоскости при помощи специального приспо-

собления……………………………………………. . . …………………………………………

4

2

Уложить нижние плоскости (фиг. 337), поставив козелки под

верхние и нижние крылья…………………………………………………………………..

4

3

Вставить стойки и закрепить расчалки в узлах…………………………………

4

4

Опустить раму; зажать рамой крылья и закрепить свободные

концы расчалок, пользуясь специальной рамой для коробки

крыльев………………………………………………………….. ………………………………

4

5

Поднять краном крылья и отвести на стенд JV« 29 (фиг. 338) .

4

Стенд № 29

1

Подвести домкраты под фюзеляж и хвостовую часть, поднять

фюзеляж………………………………………………………………………………………..

4

2

Вставить отвесы; установить в кабине линейки с ватерпасами.

4

3

Установить фюзеляж в линию полета (фиг. 339)………………………………

4

4

Опустить коробки крыльев; освободить раму после предвари-

тельного натягивания расчалок………………………………………………………….

4

5

Отвести раму на вспомогательный стенд………………………………………….

4

6

Состыковать крылья (фиг. 340)………………………………………………………

4

7

Присоединить расчалки. ………………………………………………………………..

4

8

Предварительно натянуть ленты-расчалки (фиг. 341)……………………….

4

9

Отрегулировать полукоробки……………………………………………………… .

4

to

Проверить натяжение лент-расчалок и показания индикаторов.

4

И

Откатить самолет от регулировочных ферм (фиг. 342)…………………….

4

Фиг. 337. Стенд jNs 28а — второй переход.

1 Соединить управление элеронами и хвостовым оперением и

отрегулировать………………………………………………………………………………….. 4

2 Затянуть и законтрить гайки стоек и стыковых болтов…. 4

3 Законтрить ленты-расчалки и поставить на крестовины и об­текатели .. 4

4 Поставить зеркало обзора……………………………………………………………………. 4

5 а термометр на стойку……………………………………………………………. 4

6 а приемник Пито……………………………………………………………………. 4

7 , а трубки Вентури…………………………………………………………………… 4

8 Предъявить регулировку техническому контролю…………………………………. 4

Стенд № 31 (фиг. 343)

1 Установить обтекатели в стыковых крыльях

2 I Установить обтекатели на стойках………….

3 і а л а оперении. . . .

4 1 л а а колесах………….

Стенд № 32

1 І Окончательно поставить капоты

2 1 >> а крышки люков…………..

3 а А переходы на крыльях.

4 і а а боковые люки фюзеляжа

5 1 Приклепать капоты, крышки, переходы и люки.

6 Поставить винт………………………………………………… .

Стенд № 33 (фиг. 344)

Предъявить самолет техническому контролю и контролю за­казчика..

Устранить обнаруженные контролем дефекты………………………………….

Выпустить самолет для испытания в воздухе………

Фиг. 345. План сборочного цеха.

Сборка и регулировка самолетов производится в сборочных цехах. На фиг. 345 представлен один из вариантов плана сборочного цеха с одноручьевым прямолинейным движением производственного по­тока — На разрезе (фиг. 346) показана малярная камера с вытяжной трубой.

При крупносерийном производстве объем работ в цехе окончательной сборки значительно меньше, чем в рассмотренном примере, так как монтажные работы по агрегатам выполняют в мон­тажно-фюзеляжном и крыльевом цехах. Равным образом, благодаря значительному увеличению количества приспособлений, шаблонов и агрегатных станков для чистовой обработки стыков в фюзеляжном, фюзеляжно-монтажном, крыльевом и шасси-рамном цехах, отпадают подгоночные работы. В цех окончательной сборки фюзеляж посту­пает с установленным шасси и костылем, с полным внутренним оборудованием и полностью выполненными обойными и малярными работами.

Для примера рассмотрим процесс поточно-конвейерной сборки самолета С при условии изготовления 4912 самолетов в год.

Приняв, что цех работает в 2 смены по 8 час. в течение 307 дней, получим годовой календарный фонд времени 2 X 8 X 307 = 4912 час. Разделив этот фонд времени на количество выпускаемых самолетов, получим, что ритм выпуска составит 1 час. Следовательно, применяя одноконвейерную линию сборки, надо так диференцировать опера­ции, чтобы суммарная продолжительность операций, выполняемых на каждом стенде, была равна 1 часу.

Объем работ цеха окончательной сборки будет следующим:

1) установка мотора с моторамой на самолет;

2) навешивание и регулирование крыльев и хвостового оперения;

3) ічонтаж моторных проводок;

4) домонтаж оборудования и управления самолета.

Стыковка моторамы. Чтобы возможно большее количество

операторов могло работать на каждом стенде, не мешая друг другу, самолет в отношении монтажа разбит на четыре зоны: переднюю часть, крылья, кабину и хвостовую часть. Таким образом на каждом стенде можно работать во всех этих зонах. В табл. 75 перечислены работы, которые выполняют на стендах № 1—3.

Все операции, выполняемые на стенде № 3, состоят из отдельных переходов. В качестве примера рассмотрим более детально процесс установки мотора воздушного охлаждения на самолет С в условиях крупносерийного производства.

Мотор, предварительно подготовленный к установке, с моторамой, на специальной тележке или тельфером по монорельсу подводят к стенду установки мотора. Затем, перемещая тельфер по монорельсу и поднимая или опуская мотор, подводят четыре узла крепления моторамы к узлам фюзеляжа для совмещения стыковых отверстий, в которые легкими ударами молотка вводят бородки. Вынимая бородки один за другим, конусной разверткой развертывают начисто отвер­стия, причем проверяют их конусной пробкой-калибром В развер-

Пронзводство самолетов—175—30

Работы, выполняемые на стендах № 1—3

к

1

2 і

£3

Выполняемая работа

Количество рабочих 1

Стенд № 1 (фиг. 347)

1

2

Проверить, поставить и укрепить фюзеляж на конвейере. . .

4

Собрать масляный бак с кронштейном и поставить на самолет.

1

2

3

Установить стабилизатор с двумя V-образными подкосами. . .

4

Собрать стойки и ленты-расчалки с центропланом……………………………

1

5

Поставить собранный центроплан со стойками и лентами-рас-

чалками на самолет…………………………………………………………………………….

2

Стенд № 2 (фиг. 348)

1

Установить фюзеляж в линию полета………………………………………………

4

2

>> киль………………………………………………………………………………….

2

3

Отрегулировать стабилизатор………………………………………………………….

2

4

>> центроплан……………………………………………………………………..

Стенд № 3 (ф и г. 349)

2

1

Коробку крыльев поднять и подвести для стыковки…………………………

3

2

Состыковать с фюзеляжем и центропланом левую полукоробку

крыльев. . …………………………………………………………………………………………

3

3

То же, правую…………………………………………………………………………………

Установить рули высоты…………………………………………………………………

3

4

2

5

» руль поворота…………………………………………………………………….

2

б

»> мотор, собранный с моторамои…………………………………………..

2

нутое отверстие посредством легких ударов молотка вводят медный бородок. По окончании развертывания всех четырех отверстий мото­раму отводят от фюзеляжа, зачищают заусеницы и очищают узлы от опилок и масла. Очищенные узлы смазывают техническим вазелином и окончательно стыкуют мотораму.

Окончательную стыковку моторамы производят следующим об­разом: стыкуемые узлы моторамы подводят к узлам фюзеляжа до сов­падения отверстий и, заколачивая легкими ударами молотка медные конусные бородки, добиваются полного совпадения отверстий. Затем, выбивая поочередно медные бородки, ставят в отверстия конусные болты, предварительно покрытые техническим вазелином, закола­чивая их легкими ударами молотка. Потом надевают шайбы, навин­чивают корончатые гайки, затягивая их до упора, сверлят отверстия для шплинтов и ставят их.

После прикрепления моторамы в основных четырех точках ее укреп­ляют к узлам фюзеляжа при помощи двух дополнительных верхних

4С 7

подкосов; каждый подкос закрепляют одним цилиндрическим бот надевают шайбы, навинчивают корончатые гайки, просверлив отверстия и ставят шплинты.

После окончания стыковки крюк тельфера опускают, ослабляв тросы и тельфер отводят от конвейера.

Описанный метод установки мотора применяют в крупносерий производстве при почти полной взаимозаменяемости моторам и фи ляжей.

Выражение «почти полной взаимозаменяемости» применено всл ствие того, что соединение конусными болтами не является полное* взаимозаменяемым, так как у стыка ушка с вилкой получается «с пенька»; поэтому такое соединение при стыковке всегда требует полнительной обработки, например, чистовой разверткой. Одна| отказаться от такого соединения не всегда возможно, особенно в случаях, когда вследствие больших переменных нагрузок люфт допустим, так как происходит разбалтывание соединения и возникав необходимость подтягивать конусные болты.

Перечень работ, выполняемых на последующих стендах, привед в табл. 76.

Таблица 73 <

Установить самолет в линию полета Отрегулировать коробку крыльев.

Стенд № 5 (фиг. 351)

Поставить каркас капота мотора……………………………………………………..

Соединить, отрегулировать руль поворота с тросами ножного управления и поставить ограничитель ножного управления. . . Соединить тягу руля глубины и отрегулировать управление

рулем глубины…………………………………………………………..

Поставить обтекатели на муфтах лент-расчалок………………………………

Стенд № 0 (ф и г. 352)

Поставить обтекатели на стойках крыльев………………………………………

Соединить металлические массы стабилизатора ч киля с фю­зеляжем

Поставить хвостовой огонь на руле поворота и включить в сеть

проводку хвостового огня…………………. _…………………………………………..

Домонтаж бензопровода между мотором и баком……………………………

JiWtO— Ol 4k ЫЫ — CC tO -* •£» W tO ~ Сл-б-wtc— СЛ ^0JN3

Соединить тяги управления элеронами и отрегулировать

управление элеронами……………………………………………………………………….

■Установить уточки на лентах-расчалках………………………………………..

Соединить слой металла крыльев с фюзеляжем………………………………

Поставить на верхних крыльях навигационные опт и вклю­чить в общую электросеть их проводку и проводку обогрева

трубки Пито……………………………………………………………………………………… •

Поставить щелевые обтекатели на киле н стабилизаторе. . .

Стенд № 8 (фиг. 354)

Поставить зализы фюзеляжа и нижнего крыла…. Присоединить проводку зажигания от пускового магнето

Установить обтекатели подкосов стабилизатора……………………

Поставить винт на вал мотора и проверить…………………………..

•> обтекатель втулки винта…………………………………………….

Стенд № 9 (ф и г. 355)

Поставить тягу подогрева карбюратора………………………………..

-> тягу управления жалюзи и отрегулировать <> щелевой обтекатель верхних крыльев. . . <> обтекатель на трубку Пито…………………………………………………………………………………….

Стенд Л» 10 (ф и г. 356)

Поставить тяги управления газом и отрегулировать его

Проверить под током всю электропроводку…………………………

Поставить капот НАКА……………………………………………………….

Стенд № 11 (фиг. 357)

Продолжить проводку от баллона сжатого воздуха и соеди-

j нить ее с мотором………………………………………………………………………………..

Поставить вал тахометра………………………………………………………………..

( Оклеить миткалевой лентой обтекатели лент-расчалок и стоек

крыльев……………………………………………………………………………………………

Оклеить миткалевой лентой обтекатели хвостового оперения

и подкосов стабилизатора………………………………………………………………….

Покрыть оклеенные места светлым аэролаком………………………………..

Стенд № 12 (ф н г. 358)

Очистить пылесосом и продуть сжатым воздухом самолет и

винтомоторную группу……………………………………………………………………..

Поставить капот мотора………………………………………………………………..

Покрыть оклеенные места цветным аэролаком………………………… • ■

По трафарету написать номер машины…………………………………..

Стенд Л’і!4 (фиг. 359)

Смазать тавотом ленты-расчалки и шарниры рулей и элеронов

Закрепить в нейтральном положении элероны и рули……………………….

Закрыть машину чехлами перед выкатыванием ее на аэродром