ЗАВОДСКИЕ ИСПЫТАНИЯ И СДАЧА САМОЛЕТОВ ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ

Рассмотрим вопросы подготовки серийного самолета к летным испытаниям и проведения их.

Полеты, производимые на летно-испытательной станции (ЛИС), можно разделить на следующие виды:

1. Испытания опытных самолетов.

2. Испытания опытных агрегатов самолетов.

3. Сдаточные испытания.

4. Контрольные полеты.

5. Серийные испытания.

Летные испытания опытного самолета имеют целью выявить летнотактические характеристики данного типа самолета: максималь­ные и крейсерские скорости на различных высотах, скороподъем­ность, потолок, маневренность, продолжительность полета, радиус действия, качества обзора и обстрела, удобства работы экипажа в по­лете, освещенность кабины, удобства в размещении оборудования и т. п.

Помимо этого летные испытания проводят также для получения характеристик отдельных агрегатов, вновь устанавливаемых на са­молете, например, подогрева всасываемого воздуха, агрегатов воору­жения, отопления кабины, звукоизоляции, фотоустановки, радиоуста­новки и т. п.

Сдаточные испытания, или испытания серийной машины, должны определить летные качества самолета и выявить дефекты сборки и регулировки самолета и мотора, чтобы можно было их устранить на заводе.

Контрольные полеты производят обычно в том случае, если при сдаточном полете выявлен какой-либо дефект в летных качествах самолета или в работе винтомоторной группы. После устранения дефектов необходимо убедиться в воздухе, что они полностью уст­ранены.

Серийные испытания ведут по расширенной программе и производят на одной машине из серии, чтобы получить летно-тактиче­ские характеристики серийной машины и сравнить их с характери­стиками эталона или опытной машины.

Серийные испытания необходимы потому, что при серийном из­готовлении самолетов при переходе от серии к серии конструкция

самолета претерпевает ряд изменений; особенно это заметно в пем вых сериях. Все эти изменения так или иначе отражаются на лети качествах самолета и должны быть учтены.

Для летных испытаний самолетов необходимо провести ряд под готовительных работ перед испытанием, а после испытания подгс вить самолет к отправке по воздуху или по железной дороге.

Подготовку самолета к испытаниям и к отправке производит аэр дромный цех, находящийся в ведении главного инженера завод

Осмотр самолета при передаче его в аэродромный цех, контрол работы аэродромного цеха, осмотр самолета перед полетом и пос полета, проведение летных испытаний, обслуживание метеорологи ческое, санитарное и противопожарное и предъявление самолета казчику производят обычно работники ЛИС.

ЛИС является контрольным органом завода.

Из цеха окончательной сборки самолет, принятый цеховым коні тролем этого цеха, передают механику аэродрома с сопроводительнь документами и одновременно уведомляют об этом ЛИС. Вместе самолетом на аэродром передают следующие документы:

1) формуляр самолета;

2) формуляры моторов;

3) формуляры винтов;

4) аттестаты на все приборы, установленные на самолете;

5) формуляры и аттестаты на все виды специального оборудо­

б) дефектную ведомость бюро цехового контроля в цехе оконча — тельной сборки с отметками об устранении дефектов.

Перед полетом контролер устанавливает в самолете барограф. После полета летчик заполняет полетный лист, который вносит в формуляр самолета. Этот лист вместе с барограммой полета служит документом о проведении сдаточных испытаний. Летчик также заполняет полетный журнал, в котором регистрирует все летные. испытания самолетов и полученные результаты.

После полета контролер и механик осматривают самолет, и контро­лер составляет дефектную ведомость.

По устранении дефектов самолет вновь предъявляют контролеру ЛИС, отмечающему в ведомости устраненные дефекты. Если не тре­буется повторного испытания и не предстоит контрольного полета представителя заказчика, то начальник ЛИС дает разрешение передать самолет в эксплоатацию.

В табл. 78 приведен технологический процесс подготовки к испы­танию легкого одномоторного биплана с мотором воздушного охла­ждения.

После испытания самолета, при передаче его в экспедицию, аэро­дромный цех выполняет ряд работ, характер которых зависит от спо­соба отправки самолета—по воздуху (летом) или в упаковке (в ящике).

В табл. 79 перечислены работы аэродромного цеха перед сдачей само­лета в экспедицию для отправки самолета в упаковке, а в табл. 80 — для отправки по воздуху.

Подготовка самолета к испытанию

J :

№ перехода

Выполняемая работа

Специальность

рабочего

Разряд

Примерная норма, мин.

Приемка самолета из цеха

1

окончательной сборки

30

1

Снять чехлы самолета………………………………..

Механик

6

2

2

Осмотреть плоскости…………………………………

;>

6

8

3

» хвостовое оперение. . . . •

>> 

6

4

4

» фюзеляж……………………………………….

t>

6

6

5

» шасси……………………………………………..

>> 

5

5

6

Проверить работу рулей……..

>> 

6

5

Заливка горючим (фиг. 382, А)

30

1

Открыть лючок (нижний)…………………………..

Заливщик

3

1

2

Проверить бензиновый кран……………………… !

*

3

0,5

3

Закрыть лючок (нижний)…………………………… 1

»

3

0,5

і 1

Открыть лючок (верхний)………………………….

>> 

3

Ъ

1 5

Отвернуть пробку бензобака……………………..

!>

3

1,5

6

Снять с заправшика пистолет, вставить

его в горловину бензобака, залить го-

рючее, вынуть и положить обратно пи-

столет……………………………………………………

/>

3

23,25

7

Завернуть пробку бензобака……………………….

0

3

1,75

8

Закрыть верхний лючок……………………………..

0

3

0,5

3

Заливка смазочных (фиг. 382, А)

20

1

Открыть нижний лючок…………………………….

Заливщик

3

1

2

Проверить масляный кран…………………………

»

3

0,5

3

Закрыть нижний лючок……………………………..

)>

3

0,5

4

Открыть верхний лючок…………………………..

»

3

1

5

Отвернуть пробку масляного бака. . .

>> 

3

1.5

в

Снять с заправщика пистолет, вставить

в горловину масляного бака, залить

смазочное, вынуть пистолет и положить

его на бензозаправщик……………………………

>> 

3

13

7

Завернуть пробку масляного бака. . .

І>

3

1,75

8

Закрыть верхний лючок………

>> 

3

0,75

4

_

Установка л ы ж к и на костыле

(фиг. 382, Б)

21,5

1

Поднять хвост самолета на козелок . . .

Чернорабочий

2

1

2

Снять чехол с костыля……………………………….

Моторист

4

2

3

Снять пятку костыля…………………………………

>> 

4

6

4

Смонтировать лыжку…………………………………

»>

4

5

5

Поставить лыжку и амортизатор на 3

болта…………………………. ■………………………

4

5

6

Закрыть костыль чехлом……………………………

>> 

! 4

2

7

Опустить хвост самолета……………………………

1 Чернорабочий

1 2

0,5

Фиг. 382. Подготовка самолета к испытанию.

1

с_

б

а

° S ^oi S

№ перехода

Выполняемая работа

Специальность

рабочего

Разряд

1

1

і

4

Поставить свечи………………………………………

Механик

6

18

5

Соединить проводники…………………………….

Моторист

4

5

6

Подложить колодки под колеса……………….

/>

4

0

7

Надеть хобот стартера на храповик

винта… …………………………………………………

>> 

4

1,

8

Запустить мотор со скоростью 800—900

об/мин. для поднятия температуры вхо-

дящего масла до 45°………………………………..

Механик

6

10

9

Дать мотору работать при 1550—1000

об/мин., чтобы прогреть и проверить

мотор……………………………………………………..

Механик

6

15

10

Сбавить газ до 500—600 об/мин., чтобы

головки цилиндров охладились до 140° .

>> 

6

6

11

Выключить мотор…………………………………..

>> 

6

2

10

Добавление горючего после

опробования мотора (см. опера-

цию 2)

Заливщик

3

10

и

Протирка самолета

40

1

Протереть все плоскости………………………….

Протирщик

2

20

2

» все капоты………………………………….. .

>> 

2

3,

3

>> полотно фюзеляжа………………………..

>> 

2

3

4

>> хвостовое оперение……………………….

2

4

5

•> обтекатели колес……………………………

2

0,

б

» ноги шасси………………………………………

А

2

2,

7

» винт……………………………………………….

>> 

2

1,

8

» козырек пилота………………………………

>> 

2

1

9

Смазать ленты. . …………………………………….

>> 

2

4

12

Снятие капотов (фиг. 382, Д)

10

1

Снять боковые капоты бензобака….

Моторист

4

3,

2

>у нижний капот бензобака…………………….

/>

4

4

3

» верхний капот бензобака………………………

>> 

4

4

4

* правый передний нижний зализ

крыла……………………………………………………..

>> 

4

3,

5

Снять правый задний нижний зализ

крыла…………………………………………………….

4

4

6

Снять левый передний нижний зализ

крыла……………………………………………………

»

4

6

7

Спять левый задний нижний зализ крыла.

4

6

8

»> правый фюзеляжный капот….

4

з,

9

>> левый фюзеляжный капот….

4

10

» левый верхний фюзеляжный капот.

>> 

4

А

11

» правый верхний фюзеляжный капот.

4

4

12

>> капот костыля…………………………………..

>> 

1,5

ГС

pi

QJ

о s

.01 S £ Г?

№ перехода

———————————————— 7————

Выполняемая работа

Специальность

Разряд

Г*

я х

ГС £ Я 5 .

і г

Д&

С а

8

Снятие груза

15

1

Растегнуть ремни……………………………………….

Моторист

4

1.5

2

Убрать груз сзади сидения пилота. . .

»

4

3

3

Вытащить пулеметные ящики…………………….

»

4

1

4

Убрать груз из ящиков………………………………

»

4

8,5

5

Поставить ящики на. место…………………………

»

4

1

9

Сдать самолет диспетчеру

Механик

6

20

10

Закрыть самолет чехлами

Моторист

10

11

Сдать самолет в экспедицию (фиг. 383, В)

30

I

Оформить документы………………………………..

Механик

6

10

2

Перевезти самолет тягачом………………………..

»

6

20

Таблица 80

Подготовка самолета к отправке по воздуху

1

ГС

5 =

ГС £ Я S

CJ

о =

Наименование операции

Специальность

Я

*

й я |1

£ я

£

С s

1

Оформить документы на отправку……………………….

Механик

в

15

2

Долить горючего и масла……………………………………..

| Заливщик I Механик

3

6

20

22

3

Опробовать мотор (фиг. 384, А)…………………………..

Моторист

4

22

4

Протереть самолет……………………………………………….

Протирщик

2

30

5

Предъявить самолет для контроля заказчику

Ґ Механик

6

50

(фиг. 384, Б)……………………………………………………..

і Моторист

4

20

б

Предъявить самолет экипажу………………………………….

( Механик Моторист

6

4

45

20

7

Долить горючее и масло……………………………………….

Заливщик

3

20

8

Закрыть Капоты самолета…………………………………

Моторист

4

16

9

Взвесить самолет для определения центра тя-

‘ Техник { Чернорабочий

2

99,5

28

жести. …………………………………………………………….

1 Шофер

5

5,2

10

Протереть самолет……………………………………………….

Протирщик

2

30

11

Устранить девиацию компаса самолета в кабине

15,5

пилота (фиг. 384, В)…………………………………………..

Техник

12

Отправить в полет………………………………………………

Механик

6

20

В табл. 81 перечислены операции укрупненного технологического процесса серийного испытания самолета.

к я сс 3

а*

ІІ

а-1

f!