НЕКОТОРЫЕ РАСЧЕТЫ ДАЛЬНОСТИ, ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ПОЛЕТА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТОИМОСТИ ТОПЛИВА

Себестоимость эксплуатации и расхода топлива яв­ляется важнейшей технической характеристикой само­лета и находится в прямой зависимости от дальности полета, крейсерской скорости, высоты полета и загруз­ки самолета.

Известно, что полет самолета до полного израсхо­дования топлива производиться не может. В то же время из экономических и других соображений нераци­онально иметь и излишне большой запас топлива, так как при этом увеличивается себестоимость эксплуата­ции и снижаются летно-технические данные самолета.

Еще до взлета топливо расходуется на запуск, опро­бование и выруливание на старт. Необходим также за­пас топлива и на возможный уход самолета па второй круг и на руление после посадки. •

Целью инженерно-штурманского расчета является определение расхода топлива на 1 км пути, дальности и продолжительности полета самолета (группы) по маршруту (профилю). По результатам этих расчетов можно определить стоимость израсходованного топ­лива.

В расчетах отличают скорости наибольшей дально­сти и продолжительности полета.

Скорость полета, при которой на данной высоте рас­ход топлива на 1 км воздушного пути минимальный, называется скоростью наибольшей дальности полета Vu. д. Скорость же горизонтального полета, при. кото­рой достигается наименьший расход топлива в едини­цу времени, называется скоростью наибольшей про­должительности полета Ен. п-

Стоимость топлива на 1 км воздушного пути 5Т оп­ределяется по формуле

ST = qRblT [руб], , (15)

где <7к — расход топлива на 1 км пути, кГ

b — коэффициент, учитывающий непроизводитель­ный налет; по нормативам МГА для тяже­лых самолетов он равен 1,045, для легких — 1,06;

Цх — цена 1 кГ топлива, руб.

Километровый расход топлива qK определяется по формуле

где Wn — полный расход топлива, кГ

L — дальность полета, км.

Полный расход топлива Wa складывается из расхо­да топлива в горизонтальном полете Wr. п, при наборе высоты и снижении WB. с, маневрировании в поле­те а также из расхода топлива при работе двига­теля на земле и рулении W3:

• Wn= 1ГГ. П+ WB.0+ W*+ ^3 [кГ]. (17)

Данные для расчета по формуле (15) берутся из таблицы или графиков инженерно-штурманских расче­тов.

Надо иметь в виду, что для самолетов с поршневы­ми двигателями норма расхода топлива дается в кГ/час или л/час, а для самолетов с газотурбинными двигателями в кГ/мин.