Особенности контроля некоторых деталей

Особенности контроля некоторых деталей КЦ ме­тодом обусловлены формой детали, свойствами ее материала или положением в конструкции ЛА. Так, например, особенности конт­роля шлиц полуосей стоек шасси вызваны сложной формой по­верхности проверяемого участка. Проникающую жидкость уда­ляют только жесткой кистью, смоченной очищающей жидкостью МКС, Затем зону контроля протирают сухой чистой ветошью, пе­ремещая ее вдоль шлиц и обращая внимание на полное удаление жидкости из галтелей у основания шлиц. Белую проявляющую краску наносят только распылителем.

Незачищенные сварные швы, выполненные дуговой, газовой или газоэлектрической сваркой, отличаются сложной нерегуляр­ной формой поверхности. Такие швы перед контролем промывают с применением жестких волосяных щеток или кистей. Проникаю­щую жидкость удаляют с поверхности шва жесткой кистью, смо­ченной жидкостью МКС. Затем зону контроля протирают сухой ветошью, кратковременно обдувают сжатым воздухом и снова протирают. Проявляющую краску наносят также распылителем.

Аналогично контролируют поверхность втулок и валов с вин­товыми канавками, резьбу болтов, винтов, шпилек и других дета­лей. При поиске индикаторного рисунка трещин усталости, обра­зующихся обычно во впадинах резьбы, необходимо иметь в виду возможность наличия рисунка на выступах резьбы, образованного поверхностными повреждениями металла, которые появляются при изготовлении детали {рис. 3.21 и 3.22).

Особенности контроля магниевых деталей обусловлены низкой ^коррозионной стойкостью материала. Вследствие этого магниевые детали после удаления лакокрасочного покрытия и особенно после травления не допускается оставлять на воздухе длительное время. Очищенные детали сразу же контролируют, после чего принимают меры по защите их от коррозии: оксидируют, наносят лакокрасоч­ное покрытие или консервационную смазку. Особенностью конт-

Подпись: Рис. 3,21, Надрывы материала резьбы штуцера гидросистемы, образовавшиеся при ее нарезании (4-кратное увеличение)

роля магниевых деталей является также длительная выдержка от момента нанесения проявляющей краски до осмотра — не менее I ч. Это вызвано тем, что полость трещины, как правило, запол­нена продуктами окисления металла.

Рис. 3.22. Повреждения ма­териала на выступах резь­бы болта, образовавшиеся при ее накатывании (10-кратиое увеличение)

Особенности контроля торцов дисков и замков лопаток ротора турбины на расстыкованном самолете обусловлены тем, что зоны контроля прилегают непосредственно к зазорам между деталями. Поэтому при контроле необходимо ограничивать попадание очи­щающей жидкости МКС в зазоры и принимать меры к удалению из них случайно попавшей жидкости. Для этого проникающую жидкость удаляют ветошью, лишь слегка смоченной МКС. Затем зону контроля протирают сухой чистой ветошью, кратковременно обдувают сжатым воздухом и снова протирают ветошью для уда­ления потеков МКС. Проявляющую краску наносят распыли­телем.

При контроле выходных кромок лопаток турбин на расстыко­ванном самолете на корпус двигателя устанавливают экран из листового материала, предохраняющий неконтролируемые ло­патки от случайного попадания красок и жидкостей. Проникаю­щую жидкость наносят на семь-восемь лопаток, видимых в рамке экрана. Затем с них удаляют проникающую жидкость в соответст­вии с общими рекомендациями по контролю. Проявляющую краску наносят распылителем. После этого, повернув ротор, так же обрабатывают соседние семь-восемь лопаток.

При контроле выходных кромок лопаток турбин на нерассты — кованном самолете лопатки также контролируют группами, но экран не применяют. Белую проявляющую краску наносят мягкой волосяной кистью одинарным ровным слоем. Кисть располагают примерно под углом 45° к контролируемой поверхности. Повтор­ное нанесение проявляющей краски не допускается. Зимой двига­тель предварительно прогревают. Операции по контролю начи­нают после остывания лопаток до температуры 30—40° С (темпе­ратуру проверяют на ощупь).

Летом компоненты, входящие в состав дефектоскопических ма­териалов, испаряются более интенсивно и при контроле лопаток на нерасстыкованном самолете появляется опасность отравления ими. В связи с этим контроль лопаток проводят в два-три приема. Дефектоскопист периодически покидает реактивную трубу на 10—15 мин. После нанесения проявляющей краски на группу ло­паток (20—30 шт.) проводят холодную прокрутку двигателя для удаления паров растворителей.