Авиация италии во второй мировой

Италия
Br.20
CR.32
CR.42
G.50
MC.202
MC.205
Re.2000
Z.506
Фото и схемы
Боевое применение
Джулио Дуэ
Reggiane

Авиация Италии во Второй мировой войне

Regia Aeronautica (Королевские ВВС) были сформированы 23 марта 1923 года, когда их выделили в отдельный род войск, наравне с сухопутными силами и военно-морским флотом. До этого события итальянская военная авиация была объединена в Корпус военной авиации (Corpo Aeronautica Millitare), существовавший с 7 января 1915 года. Выделению авиации в самостоятельный род войск в большой мере способствовала опубликованная в 1921 году теория генерала Джулио Дуэ (Douhet), который придавал военно-воздушным силам самостоятельную и ведущую роль в грядущей войне. Хотя взгляды Дуэ разделяли далеко не все члены итальянского генштаба (многие отдавали предпочтение не бомбардировочной, а штурмовой авиации; это течение особенно усилилось после смерти самого Дуэ), но в межвоенный период основное внимание уделялось именно бомбардировщикам, которые по численности значительно превосходили остальные типы военной авиации Италии. По этой же причине, истребительная авиация Италии имела явно выраженный оборонительный характер и не смогло сыграть заметной роли в кампаниях на европейском ТВД.

Основными истребителями Королевских ВВС в 30-х годах были самолеты типа Fiat CR.20 и CR.30, а начиная с 1935 года — Fiat CR.32. Это были самолеты с металлическим каркасом и матерчатой обшивкой, характеризовавшиеся большой маневренностью и большой скоростью пикирования. В 1933 года итальянские ВВС насчитывали 34 бомбардировочные эскадрильи, 37 истребительных эскадрилий и 37 эскадрилий разведывательных самолетов. Всего на первой линии Италия располагала более чем 1200 самолетами.

Структура Королевских ВВС во многом напоминала структуру люфтваффе, но штаты итальянских авиационных частей были меньше.

Наименьшей самостоятельной боевой единицей была эскадрилья, насчитывавшая 9 самолетов (позднее численность эскадрильи возросла до 12 самолетов), которая соответствовала эскадрилье люфтваффе (Staffel). Эскадрилья подразделялась на звенья. Обычно три истребительные эскадрильи составляли один дивизион (дивизион бомбардировщиков состоял только из двух эскадрилий), соответствовавший дивизиону люфтваффе (Gruppe). Два дивизиона составляли полк, в то время как немецкий полк истребителей (Jagdgeschwader) насчитывал три или даже четыре дивизиона. В Королевских ВВС существовали отдельные дивизионы, не входящие в состав полков, и полусамостоятельные дивизионы (Gruppo Semiautonomo), формально входившие в состав полков, но фактически подчинявшиеся непосредственно командованию дивизии. Каждая истребительная дивизия состояла из трех полков, кроме дивизий существовали авиационные бригады.

Территориально авиационные части входили в состав четырех Воздушных флотов. Три воздушных флота, базировавшихся в Милане, Риме и Палермо назывались Squadra Aerea, а четвертый, дислоцированный в Бари назывался Zona Territoriale. Численность итальянских воздушных флотов варьировалась в широких пределах. В люфтваффе также имелись воздушные флоты (Luftflotte), объединявшие по несколько полков.

При необходимости воздушный флот мог разделяться на несколько секторов (Settore). Каждый воздушный флот состоял из двух-трех дивизий или бригад, из которых одна была истребительная и две бомбардировочные.

За пределами Италии функционировали авиационные штабы на Сардинии, в Ливии, в Додеканесе (Эгейское море), а позднее и в Эфиопии.

В 30-х годах итальянские ВВС считались одними из самых сильных и многочисленных в мире.

Это мнение подтверждалось многочисленностью авиационных частей Королевских ВВС, хотя общее число самолетов ВВС Италии было не столь велико. Итальянские пилоты часто одерживали победы на международных соревнованиях, что также добавляло авторитета итальянской авиации. В действительности же, итальянские военно-воздушные силы были намного слабее, чем казались постороннему взгляду. Как показала практика, итальянские ВВС часто не могли справиться и с более слабым противником. Когда в 1933 году генерал Итало Бальбо (Balbo) уходил в отставку с поста министра авиации, то он передавая дела Муссолини, сообщил, что ВВС Италии насчитывают 3125 боевых самолетов. Однако выяснилось, что из этого числа в боеспособном состоянии находятся только 911 самолетов.

Столь печальное положение показало, что Regia Aeronautica не способна выполнить задачи, которые ставили перед ней итальянские фашисты. А фашисты мечтали о воссоздании Римской Империи в ее максимальных границах, или по крайней мере хотели занять доминирующее положение на Средиземноморье. После того, как Муссолини пришел к власти, одной из важнейших задач стало создание мощных и боеспособных вооруженных сил. В действительности Италия стала первой европейской державой, начавшей широкомасштабную гонку вооружений. В этой гонке не была забыта и авиация. Серийный выпуск самолетов, начиная с 1923 года, непрерывно увеличивался. Если в 1923 году было выпущено 120 самолетов (в том числе 10 истребителей), то в 1925 году выпуск увеличился до 140 (80) самолетов, в 1927 году возрос до 200 (90) самолетов и составил в 1928 году 270 (100) самолетов. В первой половине 30-х годов темпы выпуска несколько сократились, но начиная с 1935 года снова начали расти. В 1935 году было построено 450 (140) военных самолетов, в 1936 году — 780 (170), в 1937 году — 920 (220), в 1938 году — 840 (320), а в 1939 году 1030(220).

Первая настоящая проверка на боеспособность Regia Aeronautica состоялась в небе Испании, где 18 июля 1936 года началась гражданская война. Начало войне положил мятеж большей части испанской армии против левого правительства, возглавляемого Народным фронтом. Обе стороны вскоре обратились за помощью к другим государствам. Фактически гражданская война переросла в международный конфликт, с обеих сторон в ней участвовали тысячи иностранцев. Правительственная сторона, которую также называли республиканцами, ориентировалась прежде всего на Советский Союз. В интернациональных бригадах сражались представители левых и красных партий всех оттенков. Мятежников, выступавших под националистическими лозунгами, возглавлял генерал Франциско Франко Баамонде (Franco Bahamonde). Франкисты обратились за помощью к Германии и Италии. Фашистские режимы с готовностью предоставили Франко материально-техническую помощь и отправили в Испанию добровольческие корпуса.

Если Германия посылала в Испанию прежде всего технику, военных инструкторов и лишь небольшой контингент добровольческих войск, то Италия, кроме техники, направила в Испанию большое количество солдат регулярной армии. В Испанию итальянские солдаты начали прибывать в декабре 1936 года, а к концу 1937 года в рядах франкистов сражалось около 50 тысяч итальянцев. Возглавлял итальянский корпус в Испании генерал Марио Роатти (Roatty).

Итальянские части составляли добровольческий корпус (Corpo Truppe Volontaire — CTV). В состав CTV к началу 1937 года входили 4 итальянские дивизии и 2 испано-итальянские смешанные бригады. Одна из итальянских дивизий — «Littorio» — состояла исключительно из офицеров и солдат регулярной армии Италии и была целиком моторизована. Остальные дивизии — «Dio lo Vuole» («божья воля»), «Fiemme Nere» («черный огонь») и «Penne Nere» («черные перья») — были моторизованы только частично и укомплектовывались не только солдатами регулярной армии, но и добровольцами.
Корпус имел в своем составе группу особых вооружений (танки, бронемашины и противотанковые пушки), 10 дивизионов полевой артиллерии, 3 батареи зенитной артиллерии, необходимые службы и авиацию. В полном составе CTV впервые вступил в бой в марте 1937 года под Гвадалахарой, где понес большие потери и был вынужден отойти для перегруппировки. Со 2-го апреля 1937 года добровольческий корпус состоял из трех дивизий: «Littorio», «Frecce Nere» («черные стрелы») и «XXIII Marzo» («23-е марта»), а также отряда специальных вооружений «XXIII Luglio» («23-е июля») и артиллерии. Дивизии «Frecce Nere» и «XXIII Marzo» были сформированы на базе разбитых дивизий «Dio lo Vuole», «Fiemme Nere» и «Penne Nere».

Новым командующим корпусом стал генерал Этторе Бастико (Bastico). В рядах итальянских частей в Испании за время гражданской войны сражалось более 300 тысяч солдат. На завершающем этапе войны корпус возглавлял генерал Гастоне Гамбара (Gambara).

Неотъемлемой частью добровольческого корпуса была авиация, которая начала боевые действия в Испании раньше, чем сухопутные войска. Итальянские транспортные самолеты вместе с немецкими Ju 52 перебросили войска мятежников с Африканского побережья на Пиренейский полуостров.

Структура ВВС Италии

До капитуляции 8 сентября 1943 года Regia Aeronautica (Королевские ВВС) считалась одним из трех родов войск армии Италии.

Regia Aeronautica подчинялась Министерству Авиации, во главе которого стоял Бенито Муссолини (Mussolini). Фактически итальянскими ВВС командовал начальник главного штаба авиации, которому также подчинялось командование ВВС (Superaero). С 3 октября 1939 года по 15 ноября 1941 года должность начальника главного штаба занимал дивизионный генерал Франчиско Приколо (Pricolo), с 15 ноября 1941 года по июль 1943 года — дивизионный генерал Фоуджер (Fougier), а с июля 1943 года -генерал Сандалли (Sandalli).

На территории Италии располагалось четыре оперативных соединения сухопутной авиации:

1 Squadra Aerea (1-й воздушный флот) располагался на севере Италии, штаб — в Милане;

2 Squadra Aerea располагался на Сицилии и острове Пантеллерия, штаб — в Палермо;

3 Squadra Aerea располагался в центральной части Италии, штаб — в Риме;

4 Zona Territoriale располагался на юге Италии, штаб — в Бари.

За границами метрополии во время 2-й Мировой войны дислоцировалось пять воздушных флотов:

Aeronautica della Libia штаб в Триполи (флот состоял из восточного и западного секторов);

Aeronautica delPAIbania штаб в Тиране;

Aeronautica della Sardegna штаб в Кальяри;

Aeronautica dell’Egeo штаб на острове Родос;

Воздушный флот итальянской Восточной Африки (Центральная Эфиопия и Эритрея).

Каждый из воздушных флотов состоял из дивизий (Divisione) или бригад (Brigate), а также отдельных дивизионов (Gruppo Autonomo). Самые крупные из воздушных флотов состояли из трех дивизий: двух бомбардировочных и одной истребительной. Истребительная дивизия состояла из трех полков (Stormo). Полк состоял из двух истребительных дивизионов сухопутных войск (Gruppo di Cacchia Terrestre). В состав дивизиона входило от двух до четырех эскадрилий (Squadriglia). В свою очередь, эскадрилья состояла из трех звеньев (Sezione), по три самолета в звене. В ходе военных действий штат эскадрилий увеличили с 9 до 12 самолетов.

В военно-воздушных силах национал-социалистической республики (Aeronautica Nazionale Reppublicana — ANR) была принята та же структура, что и в люфтваффе, поэтому численность эскадрильи возросла до 15-20 самолетов, а дивизион насчитывал три боевых и одну штабную эскадрилью. Соответственно численность дивизиона возросла с 36 до 60-65 самолетов.

В военно-воздушных силах Союзной Италии были сформированы три крыла: истребительное, бомбардировочное и гидросамолетов. Существующие полки не стали расформировывать, однако каждый полк стал насчитывать по три дивизиона.

От перечисленных выше правил имелись многочисленные отступления, вызванные военной обстановкой на фронтах.

Источник: http://www.airpages.ru/it_main.shtml