Дальняя авиация — надежное средство обеспечения национальной безопасности россии / авиация и космонавтика 1997 04

ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАЧАЛЬНИКА ГЛАВНОГО ШТАБА ВВС ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТ М.ОПАРИН

Дальняя авиация - надежное средство обеспечения национальной безопасности россии / авиация и космонавтика 1997 04

Ту-160. Фото С. Скрынникова

Дальняя авиация - надежное средство обеспечения национальной безопасности россии / авиация и космонавтика 1997 04

На пороге нового тысячелетия стремительный калейдоскоп мировых событий, кардинальным образом изменивший политическое лицо нашей планеты, заставляет объективно оценить происходящие изменения, их последствия для России.

Одним из важных элементов такой оценки является обеспечение безопасности нашего государства в условиях нового мирового порядка при доминирующем положении США в мировой политике, утверждении новых центров силы в лице отдельных государств и их сообществ, способных активно отстаивать свои интересы, в том числе и с применением военной силы.

Расширение сферы влияния НАТО на Восток к границам России, распространение наиболее радикальными исламскими режимами своих интересов на бывшие республики советской Средней Азии, а также территориальные притязания других сопредельных государств должны рассматриваться как долговременный источник военной опасности для национальных интересов нашей страны.

Анализ сложившейся ситуации и ее возможного развития показывает, что в целом, при значительном снижении вероятности мировой войны, возросла опасность возникновения локальных войн, а также военных конфликтов, в которые может быть втянута Россия на почве национально-этнических, территориальных, религиозных и других противоречий. При этом не исключается возможность перерастания этих войн, в случае их эскалации, в широкомасштабную войну.

В этих условиях задача обеспечения надежной безопасности нашего государства, обладающего уникальными природными богатствами, остается весьма актуальной сегодня и в обозримом будущем.

Одним из путей обеспечения безопасности России является поддержание стратегической стабильности, в основе которой лежит военная мощь, сконцентрированная в Вооруженных силах, не позволяющая какому бы то ни было вероятному агрессору пытаться безнаказанно осуществить свои планы.

История уходящего столетия убедительно свидетельствует о том, что роль авиации в отстаивании национальных интересов государства, обеспечении стратегической стабильности постоянно возрастает. По взглядам военных специалистов США, непредсказуемость развития военно-политической обстановки в мире на ближайшую и долгосрочную перспективу способствует увеличению роли ВВС, особенно бомбардировочной авиации.

А каковы роль и место Дальней авиации в ВВС России, страны-родоначальницы авиации дальнего действия, в обеспечении национальной безопасности в современных условиях и на перспективу?

Ответу на этот вопрос и посвящена настоящая статья.

Дальняя авиация (ДА) занимает особое место в ВВС Вооруженных Сил России. Являясь средством Верховного Главного Командования и компонентом стратегических ядерных сил, она предназначена для решения стратегических (оперативно-стратегических) и оперативных задач на континентальных и океанских (морских) театрах войны (военных действий).

Роль и значение ДА в структуре ВВС определяется, в первую очередь, ее уникальными боевыми свойствами. В их числе:

— возможность одновременно действовать как с обычным так и с ядерным оружием, что позволяет применять ее во всем спектре войн и военных конфликтов (другие компоненты стратегической «триады» такой способности лишены) ;

— способность поражать объекты и войска противника, используя управляемые и неуправляемые авиационные средства поражения на всю глубину континентальных, океанских (морских) ТВД;

Дальняя авиация - надежное средство обеспечения национальной безопасности россии / авиация и космонавтика 1997 04
Дальняя авиация - надежное средство обеспечения национальной безопасности россии / авиация и космонавтика 1997 04

— высокая мобильность, обеспечивающая возможность в кратчайшие сроки концентрировать свои основные силы на важнейших стратегических (оперативно-стратегических) направлениях и наносить решительное поражение важным объектам противника на континентах, авианосным группировкам, а также кораблям-носителям КР;

— всепогодность, позволяющая вести боевые действия днем и ночью в простых и в сложных метеоусловиях.

Дальняя авиация является эффективным средством оперативно-стратегической воздушной разведки.

Однако в ряде публикаций, появившихся в последнее время на страницах российской печати бездоказательно проводится мысль, что Дальняя авиация является «наиболее слабым звеном стратегических ядерных сил в отношении живучести» и обладает наиболее низкими показателями по критерию «стоимость-эффективность». Поэтому «неизбежная» ликвидации ДА якобы позволит повысить «живучесть группировки российских стратегических ядерных сил» («Независимое военное обозрение» №15, 1997 г.). При этом «ликвидаторы» Дальней авиации забывают, что стратегические самолеты — носители ядерного оружия — способны нести в воздухе боевое дежурство в угрожаемый период, что делает их практически полностью неуязвимыми от средств поражения противника. Самолеты ДА способны заблаговременно производить выход из-под ракетно-ядерного удара, осуществлять возврат оружия после демонстрации решительности намерений или изменения решения военно-политических руководителей. Этими свойствами не обладают МБР и ПЛАРБ. Сравнивая стратегические самолеты с другими компонентами «стратегической триады» по критерию «эффективность-стоимость», следует учитывать возможность повторного использования самолетов-носителей.

Наряду со способностью стратегических самолетов поражать крылатыми ракетами воздушного базирования (КРВБ) большой дальности в ядерном и обычном снаряжении объекты в любом районе Земного шара, совокупность всех боевых свойств ДА позволяет ей решать задачи ядерного, а в отдельных случаях и неядерного сдерживания, неся гарантированное возмездие любому агрессору. Поэтому это очень важно учитывать при определении приоритетов в развитии видов Вооруженных Сил России.

Вопрос реформирования ДА как уникальной структуры нельзя ограничивать рамками реформы ВВС и рассматривать лишь в направлении ее сокращения, опираясь только на чисто экономический фактор.

Дальняя авиация для нашего государства есть нечто большее, чем один из родов ВВС. Без преувеличения, словами известного публициста К.Раша, можно сказать, что «… для России, с ее просторами, наличие сильной, оснащенной совершенной авиационной техникой и оружием ДА или ее отсутствие -это вопрос жизни и смерти. Если ПВО -это щит страны, то Дальняя авиация ВВС — меч державы. Можете Вы представить себе такого воина, который утешив себя оборономиролюбивой доктриной, в случае беды вышел бы на бой, вооружившись одним щитом, а меч переплавил бы не на орало, а на соковыжималку. Вот таким олухом — воином грезится в сознании нашего пацифиста -обалдуя задача Вооруженных Сил».

История, похоже, в очередной раз не служит уроком для тех, кто определяет, нажимая на финансовые рычаги, какой быть Дальней авиации. Все новомодные теории ее состава, предназначения, оргструктуры, подчинения и применения, в основе которых лежит превращение ДА из единого цельного средства Верховного Командования в нечто аморфное, растащенное по военным округам, лишенное централизованного управления и потихоньку умирающее под непосильным бременем экономических проблем, мы уже проходили… Для того, чтобы убедиться в этом и не повторять ошибок обратимся к истории.

Дальняя авиация ведет свою историю от первой в мире эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», организованной 8 декабря 1914 г. Созданный русским авиаконструктором И.Сикорс-ким, четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец» был самым мощным в мире самолетом. Случайно ли появление в России с самого начала развития отечественной авиации в 1912-1914 г.г. таких замечательных конструкторов тяжелых многомоторных самолетов как В.А.Слесерев, В.А.Лебедев, Д.А.Сухор-жевский и, конечно, выдающегося конструктора И.И.Сикорского? Безусловно не случайно! Потому что и они сами и заказчики таких самолетов руководствовались, прежде всего, не безумной тягой к » вооружению до зубов «, а глубоким пониманием геостратегического положения России с ее огромными просторами, неразвитой инфраструктурой, дорожной и аэродромной сетью. Все это требовало и требует наличия у России самолетов дальнего действия, обладающих высокой боевой мощью. Этого понимания, столь очевидного для великих предков, порой не хватает нашим современникам, решающим судьбу авиации России.

К 1917 году «Ильи Муромцы» провели 400 боевых операций, продемонстрировав высокую боевую эффективность и доказав необходимость дальнейшего развития этого направления военной авиации.

В 20-е годы, несмотря на трудности восстановительного периода, страна нашла возможности и силы создать мощную авиационную производственную базу и результаты не заставили себя ждать. Достижением всего самолетостроения явился тяжелый двухмоторный цельнометаллический самолет АНТ-4 (в военном варианте тяжелый бомбардировщик ТБ-1; в те годы — один из наиболее мощных боевых самолетов в мире). Самолет строился серийно и стал основой дальней бомбардировочной авиации.

В 1930-36 гг. в СССР создаются и запускаются в серийное производство тяжелый четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3 и дальний бомбардировщик с большим радиусом действия, бомбовой нагрузкой и высотностью ЦКБ-30 (ДБ-3). Выходит на летные испытания скоростной высотный бомбардировщик дальнего действия АНТ-42 (ТБ-7), отвечающий самым взыскательным требованиям к машинам такого класса.

Государственная политика в области развития авиации позволила увеличить численность тяжелых бомбардировщиков в период с 1929 по 1937 год с 48 до 2443 и качественно изменить их состав.

Совершенствовалась организационная структура и тактика применения бомбардировочной авиации. Начиная с 1933 года, дальнебомбардировочные авиабригады были сведены в авиационные корпуса по 2-4 бригады в каждом. Было создано 5 таких корпусов, которые явились оперативными соединениями ВВС и предназначались для выполнения оперативно-тактических задач как самостоятельно, так и во взаимодействии с сухопутными войсками.

В 1936 году, в продолжении линии на централизацию и массирование авиационных сил, на базе авиабригад тяжелых бомбардировщиков были образованы авиационные армии особого назначения (АОН). Каждая АОН насчитывала 250-260 самолетов, в том числе 150-170 тяжелых, около 50 фронтовых бомбардировщиков и до 50 истребителей и являлась объединением, способным самостоятельно решать крупные оперативно-стратегические задачи. АОН непосредственно подчинялись Главному Командованию. СССР был первой и в то же время единственной страной, имевшей стратегическую авиацию в таких крупных организационных формах.

Однако в 1940 году на основе опыта советско-финляндской войны принято решение об упразднении их как не оправдавших себя в боевой обстановке.

Судьба Дальней авиации определялась военачальниками, чей кругозор был сформирован опытом локальных войн.

Но здравый смысл одержал верх. В ноябре 1940 года на базе выделенных из АОНов полков тяжелых бомбардировщиков была создана Авиация Главного Командования, предназначенная для осуществления самостоятельных операций — нанесение бомбовых ударов по важным объектам, расположенным в глубоком тылу противника. Ее предлагалось использовать и в качестве стратегического резерва для усиления фронтов (флотов). Авиация Главного Командования авиация включала пять авиационных корпусов и три отдельные авиационные дивизии (всего тринадцать авиадивизий). Основу самолетного парка составляли модернизированные дальние бомбардировщики ДБ-3 и ДБ-3Ф (Ил-4), широко был представлен устаревший ТБ-3, началось поступление на вооружение двухмоторных дальних бомбардировщиков Ер-2 и тяжелых высотных бомбардировщиков ТБ-7 (Пе-8). Всего в составе АГК в то время насчитывалось 2147 кораблей.

Что касается вопросов оперативного применения АГК в предстоящей войне, то у военного руководства под воздействием повышенного внимания к опыту войн в Испании, Китае, Монголии и др. превалировала мысль о нецелесообразности действий по объектам в оперативно-стратегической глубине противника, что ограничивало рамки воздушных операций и масштабы борьбы за господство в воздухе тактическими действиями над полем боя.

С таким багажом дальнебомбардировочная авиация подошла к Отечественной войне и за первые три месяца боевых действий 95% всех вылетов выполнила на поддержку обороняющихся войск. Важнейшими объектами действий были танковые, моторизованные колонны врага и его войска на поле боя.

Не понеся потерь от ударов фашисткой авиации по аэродромам с началом войны (за счет более глубокого базирования), ДБА, будучи привлеченной для борьбы с танковыми группировками и войсками на поле боя днем с малых высот без истребительного прикрытия мелкими группами по множеству целей, несла огромные потери в воздухе. Централизованное управление ее силами было нарушено. Генерал-полковник авиации В.В. Решетников в своей книге «Что было, то было» отмечает, что » Командующие войсками фронтов, а то и армий, в полосах которых базировались дальние бомбардировщики, привлекали их для боевых действий по своему усмотрению, восполняя таким образом катастрофическую нехватку фронтовой ударной авиации «.

Лишь в начале июля 1941 года, после требований Ставки, обеспокоенной растущей непомерными потерями, даль-небомбардировочная авиация стала применяться с больших высот и ночью, а днем — под прикрытием истребителей.

Таким образом, непродуманные действия по реформированию дальнебомбардировочной авиации перед началом войны, ошибки во взглядах на ее значение, роль и место в вооруженной борьбе привели к тому, что колоссальные силы и средства, напряженные усилия всего государства, направленные на ее создание и становление воплотились в неоправданных потерях самолетов и их экипажей.

Просчеты были очевидны и 5 марта 1942 года Постановлением Государственного Комитета обороны дальнебомбардировочная авиация была преобразована в авиацию дальнего действия (АДД), непосредственно подчиненную Ставке Верховного Главнокомандования, 55-летие которой мы недавно отмечали.

Боевые действия дальних бомбардировщиков стали носить характер массированных ударов крупными группировками по наиболее важным объектам в ночное время. В руках ВГК АДД стала мощной дальнобойной и наиболее маневренной силой. Она возрождалась неимоверным напряжением всего народа и к лету 1943 года состояла из 8 авиакорпусов, насчитывая в боевом составе более тысячи самолетов.

В начале декабря 1944 года АДД была преобразована в 18 ВА и подчинена Командующему ВВС. Количество полков оставалось прежним, но сократилось число дивизий, вобравших в себя по 3-4 полка, вдвое меньше стало и корпусов. Статус воздушной армии выглядел теперь заметно пониженным по сравнению с прежним положением АДД. И дело тут было не в объективных причинах, хотя имелись и таковые. В основе очередной реформации, по свидетельству, В.В.Решетникова («Что было то было») лежали драматические коллизии между двумя высшими авиационными начальниками А.А.Новиковым — Командующим ВВС и А.Е.Головановым — Командующим АДД. В очередной раз над государственными интересами возобладал личностный фактор.

Дальняя авиация за годы войны совершила 220 тысяч самолетовылетов и внесла огромный вклад в общую победу.

В апреле 1946 года 18 ВА была преобразована в Дальнюю авиацию ВС СССР (ДА), в состав которой вошли три крупных оперативных объединения -воздушные армии (ВА). На вооружение стали поступать бомбардировщики Ту-4, на подходе была и атомная бомба. Напряженной работой всего разрушенного войной государства достигался паритет в сфере ядерных вооружений, чтобы обеспечить безопасность страны в новом «ядерном мире».

С учетом военного опыта основной формой применения ДА в первые послевоенные годы считались самостоятельные военные операции по объектам в глубоком тылу противника. Удары по военно-промышленным объектам, аэродромам, гидротехническим сооружениям, объектам сухопутных и морских коммуникаций планировались наносить крупными силами в короткий промежуток времени.

Но обстановка в мире менялась, что требовало внесения корректив в общегосударственную политику в целом, изменялись взгляды на роль и место дальних бомбардировщиков в обеспечении обороноспособности страны.-

Дальняя авиация - надежное средство обеспечения национальной безопасности россии / авиация и космонавтика 1997 04

Результатами этой работы стало качественное обновление ДА: в пятидесятых годах она получила на вооружение реактивный дальний бомбардировщик Ту-16 и турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95, а также реактивные стратегические бомбардировщики М-4 и 3М, которые до 1980-х годов составляли основу самолетного парка ДА. Эти машины постоянно совершенствовались по пути увеличения их грузоподъемности и дальности полета, улучшения других тактико-технических характеристик и многие годы по праву считались одними из лучших самолетов своего класса в мире.

До 1961 года, когда на вооружение поступили первые МБР Р-7, самолеты ДА являлись в СССР единственными межконтинентальными носителями ядерного оружия. В последующие годы постепенно сложилась ядерная триада Советского Союза (баллистические ракеты наземного базирования, подводные лодки-ракетоносцы и ДА). Эта структура обеспечивала и обеспечивает в настоящее время военную безопасность страны и стратегическую стабильность в мире. Эту очевидную истину понимают и по ту сторону океана. В 1991 году министр обороны США Карлуччи в докладе Президенту и Конгрессу подытожил: «Наличие крупных обычных сил и потенциала ядерного устрашения успешно предотвращали войну между сверхдержавами в течении более 40 лет». Дальняя авиация внесла в это свою весомую лепту.

Постоянно совершенствуясь, в середине 1960-х годов Дальняя авиация стала ракетоносной, что значительно повысило ее боевые возможности. Это обстоятельство, в числе других, явилось спасительным для ДА в разгар очередных «реформ» — на этот раз хрущевских. Уверовав в неотразимость и универсальность набирающих силу ракетных войск, Н.С.Хрущев провозгласил закат боевой авиации и прошелся по ней разрушительным вихрем, подчинив своей слепой вере верхние эшелоны управления ВВС. Не был принят на вооружение уникальный для своего времени стратегический бомбардировщик М-50, способный преодолевать большие расстояния на скорости, почти в два раза превышающей скорость звука. Прекратились работы над еще более мощной машиной — М-56, расчитанной на межконтинентальную дальность и скорость, соответствующую М=3. Единственным новым самолетом, поступившим на вооружение ДА в 1960-е годы, стал сверхзвуковой дальний бомбардировщик-ракетоносец Ту-22, далеко не в полной мере отвечавший требованиям ВВС. Опять личный фактор безраздельно господствовал над трезвым анализом обстановки и здравым смыслом.

Значительная часть командного состава была переключена на комплектование ракетных частей и соединений, создававшихся первоначально в недрах дальней авиации. Впоследствии ракетные соединения были выведены из ее состава и на их базе возник новый вид вооруженных сил — ракетные войска стратегического назначения (РВСН).

Дальняя авиация, заменив в своем составе воздушные армии на отдельные тяжелые бомбардировочные авиационные корпуса, продолжала следовать по пути совершенствования авиационной техники и вооружения при неизменной организационной структуре вплоть до конца 70-х годов. В это время в недрах конструкторских бюро и авиационной промышленности решался принципиальный вопрос о ее качественном облике на исходе столетия. Необходимо было создавать такие дальние бомбардировщики и стратегические ракетоносцы, которые могли бы успешно выполнять боевые задачи в условиях противодействия нового поколения самолетов-истребителей и наземных средств ПВО НАТО.

И такие самолеты были созданы. В ОКБ П.Сухого построили из титана и стали дальний бомбардировщик Т-4, способный летать за три скорости звука. Машина в кратчайшие сроки, без промежуточных модификаций, обещала быть такой, какой ее задумали создатели. Однако в серию она не попала благодаря «стараниям» высоких чиновников из военно-промышленной комиссии Совета Министров СССР и промышленных структур ЦК КПСС. На вооружение полков ДА стали поступать дальние бомбардировщики Ту-22М различных модификаций. Под натиском сиюминутных интересов эти самолеты, не отвечающие заданным требованиям, пошли в серию. Благодаря самоотверженной работе личного состава ДА они все же стали боевыми, хотя, по своим возможностям, лишенные в результате политических интриг системы дозаправки в воздухе, превратились в самолеты, способные решать задачи лишь на прилегающих ТВД.

В 1980-х годах парк стратегических самолетов пополнился машинами Ту-95МС и Ту-160. Эти воздушные крейсера являются в настоящее время наиболее гибким средством реагирования на возможные изменения военно-политической обстановки в мире. Плановая модернизация этих самолетов, а также дальнего бомбардировщика Ту-22М, должна была обеспечить полное соответствие авиационной техники ДА современным условиям вооруженной борьбы.

На излете 70-х годов ДА пережила еще одну организационную реформацию и опять при доминирующем личностном факторе — на этот раз по инициативе нового министра обороны Д.Ф.Устинова, затеявшего в войсках крупную организационную перестройку. В 1980 г. управление и штаб ДА были расформированы, образовав мощный вакуум в единой системе управления главной ударной силой ВВС — Дальней авиацией. Вместо авиационного командования Дальней Авиации было сформировано командование Воздушной Армии Стратегического Назначения. Однако новая структура не прижилась, а с каждым годом все острее вырисовывалась ее абсурдность. И вот, пустив новые миллиарды рублей на ветер, спустя восемь лет при новом руководстве ВС СССР, ДА была воссоздана в проверенной жизнью и доказавшей свою высокую эффективность структуре.

Но в середине 80-х годов началась эпопея очередной «перестройки» на базе идей кардинального разоружения без учета реально складывающейся обстановки, оценки характера возможных угроз сначала для СССР, а впоследствии и для России.

Дальняя авиация вошла в полосу наиболее радикальных за всю свою историю реформ, отличающихся от всех предыдущих тем, что они проводились в обстановке крайне тяжелого экономического положения в стране, в следствии чего все реформирование пока сводится лишь к сокращению ДА.

Что ожидает меч России — Дальнюю авиацию — в конце реформ, если не изменить их ориентиры? Попробуем разобраться в этом крайне важном для безопасности нашего государства вопросе, оценив нынешнее положение и тенденции развития.

Сегодня, вследствие известных объективных и субъективных причин, боевой состав ДА составляет лишь 1/3 от имевшегося в 1990 году. Расформированы управления ее авиационных объединений. Более половины аэродромов базирования и часть новейшей авиационной техники остались за пределами России.

Организационно Дальняя Авиация представлена в ВВС командованием ДА, имеющей в своем подчинении авиадивизии стратегических самолетов-ракетоносцев Ту-95МС и Ту-160, а также авиадивизии дальних бомбардировщиков-ракетоносцев Ту-22МЗ.

Базирование тяжелых бомбардировочных авиационных полков не в полной мере отвечает требованиям нормативной базы в связи с тем, что большая часть аэродромов оказалась в приграничной зоне. Имеются серьезные проблемы с исправностью авиационной техники и техники частей обеспечения, укомплектованностью и уровнем подготовки летного и технического состава, обеспеченностью авиационными средствами поражения и особенно ГСМ. Утрачивается опыт офицеров штабов в организации, а летного состава — в выполнении длительных полетов (продолжительностью до 36 часов) над акваториями Тихого, Атлантического и Северного Ледовитого океанов, когда самолеты ДА осуществляли регулярный контроль за переходами корабельных группировок ВМС США и их союзников.

Однако существующие проблемы вполне преодолимы, если скорректировать реформы в сторону целесообразности в определении приоритетов и пропорций развития видов Вооруженных Сил и родов авиации ВВС.

Да. Дальняя авиация — дорогостоящее средство вооруженной борьбы. Но те, кто не хочет тратить деньги на развитие и содержание подобного оружия, рано или поздно могут оказаться перед перспективой потерять значительно больше. Достаточно вспомнить сравнительно недавнюю историю англо-аргентинского конфликта, когда англичане, незадолго до его начала принявшие «судьбоносное» решение отказаться от дальней авиации и сосредоточить весь свой стратегический потенциал на атомных подводных лодках, оказались неспособными быстро и эффективно противодействовать вторжению аргентинцев на Фолклендские острова. Они вынуждены были предпринимать дорогостоящие усилия по созданию военно-морской группировки, которая в течение длительного времени вела напряженную и кровопролитную борьбу с противником. Последние 10 из оставшихся в строю английских дальних бомбардировщиков «Вулкан» были все же использованы в боевых действиях. Им удалось вывести из строя основную РЛС системы ПВО аргентинцев, развернутой на островах, а также повредить ВПП аэродрома в Порт-Стэнли. Однако из-за нехватки самолетов-заправщиков шесть «Вулканов» пришлось переоборудовать в танкеры и по прямому назначению использовалось лишь четыре бомбардировщика.

В США, прекрасно понимая роль стратегической авиации, постоянно ведут работы по ее совершенствованию. Вот как оценивает предназначение и направление развития американской стратегической авиации начальник штаба ВВС США генерал Р.Фоглеман: «Непредсказуемость развития военно-политической обстановки в мире, как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу, способствует взрастанию роли бомбардировочной авиации, оснащенной обычным оружием. Возможность действовать в считанные часы с континентальной части США в любом регионе, где возник вооруженный конфликт с применением высокоточного оружия, с большой поражающей силой, уже сделало ее применение одним из ключевых моментов национальной стратегии США». Сегодня объективной реальностью является факт превосходства США в стратегической бомбардировочной авиации и тенденция его усиления путем создания мощной неядерной авиационной группировки. После завершения программы модернизации к 2000 году в ВВС США будет насчитываться 187 стратегических бомбардировщиков, в том числе 21 В-2А, 95 В-1В и 71 В-52Н. Из них более 100 будут готовы к боевым действиям в любой момент (по данным журнала ВВС США «Эр Форс», сентябрь 1996 г.). Причем создание неядерной группировки будет осуществляться за счет как модернизации носителей ядерного оружия, придания им свойств универсальности, так и путем вывода части бомбардировщиков из ядерного зачета (в то же время наши тяжелые бомбардировщики, попавшие за пределы договоров, с помощью любезно предоставленной США техники превращены в груду металлолома).

Стратегические бомбардировщики США В-52Н с высокоточными крылатыми ракетами ALCM способны уничтожить малоразмерные цели в любом районе Земного шара, с боевой эффективностью, сопоставимой с эффективностью ядерного оружия. Этот самолет, а также бомбардировщики В-1В и В-2А, в ближайшее время получат на вооружение высокоточные корректируемые бомбы JDAM и JSOW с инерциальноспутниковым наведением, отличающиеся высокой эффективностью в сочетании с относительно низкой стоимостью. Ведется разработка и новой авиационной тактической крылатой ракеты JASS-М, обладающей малой заметностью и высокой точностью. Таким образом, ВВС США. даже пойдя на некоторое уменьшение численности парка стратегических бомбардировщиков, одновременно значительно повышают его эффективность.

Боевая подготовка стратегической бомбардировочной авиации США в последние годы характеризуется увеличением интенсивности выполнения длительных беспосадочных полетов с авиабаз на континентальной части США на заморские ТВД (до трех полетов в месяц), а также их широкой географией (Ближний Восток, европейская и тихоокеанская зоны).

В соответствии с положением современной военной стратегии США, количественный и качественный состав стратегической авиации должен быть достаточным для участия одновременно в двух региональных конфликтах, где бомбардировочная авиация должна будет начать нанесение ударов по противнику до того, как другие войска прибудут на ТВД. Оснащенные высокоточным оружием и, вместе с разведывательными пилотируемыми и беспилотными самолетами, а также космическими средствами, интегрированные в единый разведывательно-ударный комплекс, стратегические бомбардировщики будут препятствовать выдвижению механизированных частей противника, поражать его центры управления и связи, выводить из строя коммуникации. После развертывания экспедиционных войск бомбардировочная авиация может «переключаться» на второй конфликт.

Таким образом, стратегическая авиация США из средства устрашения постепенно превращается в механизм немедленного воздействия на неугодные режимы.

Российской ДА нет необходимости «размахивать кулаками» по всему миру. Однако наша страна должна иметь в лице тяжелых бомбардировочных авиационных полков «длинные руки с мощными кулаками», способными в лихую годину дотянуться до любого агрессора в его логове и нанести удар, вне зависимости от того, за какими бы морями-океанами и «буферными зонами» он бы не пытался отсидеться.

При нынешнем разрушительном потенциале военных группировок делать упор на поражение противника в «ближнем бою», а тем более на своей территории, дав ему возможность упредить себя в нанесении главного удара, просто непозволительно. Только осознание того простого факта, что ты уязвим при любом варианте развязывания войны является сдерживающим фактором, позволяющим сохранять мир и стабильность в течение последних десятилетий. Для того, чтобы этот фактор оставался постоянно действующим, ДА должна иметь свой, строго выверенный потенциал, исходя из того положения, которые ей принадлежат в структуре ВС РФ.

Дальняя авиация - надежное средство обеспечения национальной безопасности россии / авиация и космонавтика 1997 04

При реализации основного положения проводимой военной реформы — создание небольшой, но мощной и боеспособной армии — Дальняя авиация видится нам как одно из важнейших оперативно-стратегических объединений. Ни один вид Вооруженных Сил и род войск не обладает столь уникальными боевыми свойствами — огромная ударная мощь при применении как ядерного, так и обычного оружия в сочетании с высокой манёвренностью и живучестью, возможность выполнять и функции ядерного сдерживания и вести боевые действия с обычным оружием в любом регионе. Поэтому столь важно на нынешнем этапе проводить продуманную и тщательно взвешенную политику в отношении столь уникального звена в общей структуре обеспечения безопасности России.

Исходя из анализа стоящих перед ВВС задач, существующего состояния авиационных группировок и складывающихся экономических условий, приоритетными направлении в развитии ДА следует считать:

— поддержание ядерного компонента в составе стратегических ядерных сил на уровне, обеспечивающем решение задач сдерживания;

— наращивание возможностей ДА для действия на континентальных и океанских (морских) ТВД с обычным высокоточным оружием на максимальных удалениях в зонах интересов РФ в сжатые сроки.

Дальняя авиация должна в полной мере обладать боевыми свойствами, обеспечивающими ее эффективное участие на всех этапах развития военно-политической обстановки, от демонстрации решимости руководства страны по защите ее национальных интересов до нанесения ударов совместно с другими компонентами стратегической триады в ядерной войне, а также массированных ударов обычным высокоточным оружием в региональных и локальных войнах.

К таким свойствам относится, прежде всего, гибкость изменения состояния боевой готовности вплоть до организации дежурства самолетов в воздухе, способность перенацеливания или отмены боевого задания на маршруте полета к цели, возможность многократного применения для поражения различных, в том числе и подвижных малоразмерных целей на сухопутных и океанских (морских) ТВД с высокой эффективностью.

Исходя из этого, ДА должна быть, прежде всего, ударным средством многократного применения для решения широкого спектра боевых задач в вооруженных конфликтах различной интенсивности. Она должна обладать мощным боевым потенциалом, наращивание которого следует осуществлять по пути качественного обновления за счет вооружения самолетов преимущественно управляемыми высокоточными средствами поражения, оснащения их современным навигационным и прицельным оборудованием, оборонительными комплексами с высокоэффективными средствами РЭБ.

Реализация боевого потенциала должна осуществляться путем создания мощного танкерного флота (опыт военного строительства США показывает, что потребные нормы соотношения стратегических бомбардировщиков и танкеров находятся в пропорциях 1:2; в ДА на сегодня мы имеем соотношение 3:1), наращиванием сил и средств воздушной разведки, способных получать разведывательную информацию из любого потенциально опасного региона, оперативно и с высокой достоверностью обеспечивать информацией авиационные полки ударных самолетов.

Наряду с традиционными средствами воздушной разведки, создаваемыми на базе ударных авиационных комплексов, рассматривается и получает реальные очертания возможность создания многоцелевой авиационно-космической системы (МАКС), включающей воздушно-космический самолет многократного использования, осуществляющий воздушный старт с тяжелого самолета-носителя. Прошедшие в Москве в 1992 году первая международная авиакосмическая конференция, а также в 1995 году конференция в ВВИА им.Н.Е.Жуковского подтвердили целесообразность и перспективность такой системы, способной решать широкий спектр военных и народнохозяйственных задач. В военной области — это прежде всего задача оперативной высокодетальной разведки в глобальном масштабе, что позволит кардинальным образом улучшить возможности ДА по ведению разведки на различных стратегических направлениях.

Кроме того, для сохранения боевого потенциала ДА на уровне, обеспечивающем решение задач по предназначению, необходимо:

— решить на межправительственном уровне вопрос передачи из ВВС Украины в состав ВВС РФ оставшиеся на территории Украины тяжелые бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС;

— продолжить модернизацию имеющейся группировки дальних и стратегических самолетов в направлении повышения точности, надежности и обеспечения применения новых типов оружия;

— создание и принятие на вооружение многоцелевых авиационных комплексов ДА малой заметности, способных применять высокоточные средства поражения всего спектра дальностей.

Необходимость внимательного отношения к проблемам ДА ВВС РФ, помимо перечисленных объективных факторов, обусловлена еще и тем, что сегодня именно это объединение является определяющим фактором сдерживания агрессии и обеспечения стабильности России на региональном уровне, а в системе стратегического сдерживания на океанских и морских ТВД значение Дальней авиации в ближайшей перспективе будет возрастать, т.к. прогнозируемый к 2005 году потенциал нашего флота будет недостаточен для оказания эффективного противодействия имеющимся морским группировкам как в Северо-Восточной Атлантике, так в Тихоокеанской зоне.

Совершенно очевидно, что вопрос о том, быть или не быть в руках Верховного Главного Командования реального средства, способного обеспечить гарантированную безопасность России и стратегическую стабильность в мире, в полной мере зависит от правильно понимания решающей роли Дальней авиации, доказанной более чем полувековым опытом свою незаменимость, внимания государства и правительства к ее проблемам.

Оценка реализуемости высказанных направлений дальнейшего совершенствования Дальней авиации в военно-техническом и экономическом аспектах позволяет уверенно смотреть в будущее. Дальняя авиация была и остается важным средством поддержания стратегического паритета и гарантом мира для России.

Источник: http://www.razlib.ru/transport_i_aviacija/aviacija_i_kosmonavtika_1997_04/p2.php

Оставьте ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>