Какие бывают вертолеты?

В данной статье приведена относительная классификация радиоуправляемых вертолетов. Во многом данный материал вам будет полезен при планировании своего развития в этом увлекательном и впечатляющем хобби. Рынок вертолетов поражает своим разнообразием, и ориентироваться в нем довольно полезный и нужный скил. На перечисление всех разновидностей моделей с всевозможными модификациями и дополнениями ушло бы несколько дней, потому приведем краткую, но, тем не менее, исчерпывающую классификацию моделей.

Классификация по размеру

В основу классификации по размеру легли габариты используемого двигателя внутреннего сгорания, в электрическом аналоге берется габаритное сходство с ДВС собратьями или соответствующими размерами ротора.

Микро вертолеты

Первый размерный вариант самый маленький, к нему относятся комнатные – микро вертолеты. Идеальным местом запуска таких моделей являются залы, запускать в условиях комнаты можно, но имея уже приличные навыки управления. Человек, взявший в первый раз дистанционный пульт управления и начавший запускать микро вертолет в комнате, очень вероятно будет испытывать модель на прочность о мебель и стены комнаты. Тем не менее, в большинстве своем, микро вертолеты, очень легки и изготовлены из прочных материалов, что делает их практически не убиваемым.

Вертолеты этой габаритной категории, в свою очередь, можно подразделить:

  • Игрушечные микровертолеты, это большинство моделей этой размерной категории представленных на современном рынке радиоуправляемых игрушек. Максимально просты, крепки, и продаются в комплектации RTF(readytofly), собранными и готовыми к полету. Не требуют особых полетных навыков, но и имеют ограниченную свободу полета умея выполнять лишь горизонтальные фигуры.
  • Второй подтип моделей, это микровертолеты для зала. Как правило, эти наборы продаются в KIT(сборный конструктор) комплектации, без электроники и управляющей аппаратуры, в большинстве случаев это докупается отдельно. Такие вертолеты уже имеют управление общим шагом и способны выполнять многие фигуры 3D пилотажа. Главное при управлении такими моделями это понимание их возможностей, ведь висение в комнате и горизонтальные полеты туда-сюда, это нерациональное использование такой модели. Именно в зале с таким вертолетом вы сможете ощутить настоящий вкус сложных фигур пилотажа. Такие модели можно запускать на улице, но при штиле или незначительном ветерке не превышающем, 2 метров в секунду.
  • Представителями третьего подтипа являются уличные модели на электродвигателях и ДВС объемом 15 кубических дюймов. Предпочтительным считаются электромодели на основе бесколлекторного двигателя. Бесколлекторная система дает большой запас мощности в осуществлении 3D пилотажа, тогда как микро ДВС такой мощности не вырабатывают, чем собственно и проигрывают электро моделям. Модели этой размерной категории хороший выбор для запуска, как на улице, так и в помещении, но надо учитывать, что запуск на улице ограничен штилем или наличием слабенького ветра.

Микро-вертолеты, имеют довольно широкий спектр предложения, и могут найти своего покупателя. При выборе такой модели, прежде всего надо обдумывать, кто будет запускать этот вертолет и где он будет это делать. Естественно, что не следует покупать детишкам многофункциональные уличные варианты, и достаточно будет купить простой не убиваемый детский вертолет. Подростку определенно будет интересен как раз таки противоположный вариант. Если вы хотите просто попробовать, являются ли вертолеты «вашим», то совсем не обязательно тратить колоссальные суммы на профессиональные машины.

Среднегабаритные вертолеты 30 класса

Представляют собой радиоуправляемые ДВС модели с калильным двигателем объемом до 30 куб. дюйма (пять с половиной кубических сантиметра). Существуют разновидности с чуть более крупными двигателями, но все они относятся к одному и тому же классу, так как устанавливаются на одну и ту же раму. Диаметр ротора такого вертолета, как правило, составляет 1,2 метра.

По мнению профессионалов, такие вертолеты оптимальны для новичков в летном хобби, позволяя полностью погрузиться во все тонкости и нюансы их управления и модернизации без особо крупных затрат. Вертолеты тридцатого класса, имеют все возможности своих крупногабаритных собратьев и способны выполнять сложные фигуры 3D пилотажа, такие как сложнейшие петли, бочки и полет вверх ногами. Стоит отметить, что существуют электрические аналоги тридцаток и во многом они ничем не уступают своим ДВС собратьям, но, к сожалению, принципиальным отличием по прежнему является их стоимость.

Среднегабаритные вертолеты 50 класса

По сути это та же тридцатка, только с увеличенными двигателями, редуктором с другим передаточным числом и размерами ротора. Это более мощная модель, обладающая повышенной тягой и большей стабильностью, такую модель гораздо сложнее перегрузить, что означает ее большую адаптированность к малоопытным рукам. Более того именно с вертолетами 50 класса, становятся доступным экстремальный 3D пилотаж, с его умопомрачительными фигурами высшего пилотажа. Вертолеты 50 класса, из-за более крупных частей, выходят чуть дороже, но это полностью окупается дополнительными возможностями и повышенной мощностью.

Крупногабаритные вертолеты 60 — 90 класса

Это мощнейшие вертолеты, как вы уже поняли, с движками объемом 0.6 и 0.9 кубических дюймов. Диаметр ротора у этих моделей превышает полтора метра. Существуют электрические аналоги этих моделей, но у них уже встают две колоссальные проблемы. Первая это не баснословная стоимость, а вторая это достаточный заряд, ведь с питанием такой «малютки» могут справиться уникальные сборки литиево-полимерных батарей.

Данные вертолеты, это полностью профессиональные аппараты, они наиболее совершенны и способны выполнять самые невероятные фигуры летного пилотажа. Модели 60 класса предпочтительны для соревнования по пилотажу F3C, а 90 обладая колоссальной тягой, используются для очень впечатлительных пируэтов. Наличие таких мощностей и гигантского ротора, избавляет от погодных ограничений, что определенно порадует любого пилота. Единственный недостаток таких пташек это их непомерный аппетит, так, к примеру, на серию полетов общей сложностью в час вам придется потратить 4 литра топлива.

Гигантские модели

В основном это детализированные прототипы реальных моделей вертолетов, представляют собой титанов копийной техники. Бывает, что на такие вертолеты ставят даже бензиновые двигатели, но летным характеристикам они заметно уступают 60 и 90 классу, но, собственно, их задача состоит как раз таки в противоположном действии, нежели в выполнении самых невероятных фигур.

Классификация по типу двигателя

К прочим классификациям можно отнести разделение моделей по типу мотоустановок:

Система на основе электродвигателя

Радиоуправляемые вертолеты с электродвигателем, это относительно молодой тип моделей, быстро завоевавший нишу миниатюрных комнатных, зальных и полупрофессиональных моделей для улицы. Во многом такое стремительное наступление вызвано распространением новейших литиево-полимерных аккумуляторов, способных в полной мере держать необходимый для работы бесколлекторного двигателя ток. Крупные модели с диаметром ротора более 1300 миллиметров, встречаются, но не актуальны для большинства пилотов в виду высокой дороговизны запчастей для ремонта. Ранее в комплектацию любого вертолета входили коллекторные двигатели, сегодня все больше и больше моделей уже изначально работают на бесколлекторных движках, так как именно они обеспечивают достаточную мощность для совершения наиболее сложных фигур 3D пилотажа. Более того, бесколлекторные двигатели, имеют больший КПД и повышенную износоустойчивость.

Достоинства электромоделей:

  1. Невысокая стоимость, модели в целом, и доступность практически любым человеку даже с самым не высоким заработком;
  2. Отсутствие вредных выделений, в отличие от работы ДВС;
  3. Отсутствие шума при работе двигателя;
  4. В полупрофессиональных моделях, настройка двигателя значительно проще, чем у ДВС моделей.
  5. Электромодели, как правило, невелики, потому часто используются для домашних полетов, и тренировок в специализированных залах.

Отрицательные стороны вертолетов с электрическими двигателями:

  1. Дороговизна аксессуаров, начиная с дополнительных аккумуляторов и зарядки и заканчивая редкими запчастями для ремонта.
  2. Хрупкость аккумуляторов.
  3. Достаточно долгое время зарядки аккумуляторных батарей, более того, многие из них требуют бережной и правильной эксплуатации.
  4. Литиевые аккумуляторы могут стать причиной возгорания модели.
  5. Уменьшение тяги двигателя, по мере падения напряжения у аккумулятора.

В целом, электрические радиоуправляемые вертолеты все еще развиваются, и с течением времени, все больше и больше недостатков решаются опытными инженерами, делая модель более совершенной и доступной большому количеству людей.

Модели с двигателем внутреннего сгорания

На сегодняшний день электрические вертолеты более распространены среди авиа любителей, чем ДВС. Во многом это связано с низкой стоимостью и простотой, электро-вертолеты уверено заняли нишу детских комнатных игрушек. Но в соответствии электро, ДВС все прочнее и прочнее укореняются в нише профессиональных моделей, способных совершать самые и самые незамысловатые фигуры высшего пилотажа. ДВС, в свою очередь, можно подразделить модели с калильным, бензиновым и турбореактивным двигателем, далее рассмотрим кратенькие особенности каждого их типов. Калильные ДВС это самый распространенный тип двигателя, мощный и легкий, устанавливается на большинство моделей профессионального и полупрофессионального класса.

Бензиновые двигатели ставятся на крупняк, то есть на крупногабаритные вертолеты с диаметром ротора свыше полутора метров. Тяга таких движков немного ниже, а вес больше, оправдывается использование бензиновых движков дешевизной топлива. При частых и долгих запусках вертолета это становится очень даже актуальным моментом.

Турбореактивные ДВС являются прерогативой наиболее сложных и дорогих моделей вертолетов, модели с таким двигателем это всегда крупные модели, во многом за счет большого размера реактивной турбины и редуктора, а цены таких моделей соответственно размерам велики.

Плюсы моделей с ДВС:

  1. Крупногабаритные модели, основанные на работе ДВС, гораздо доступнее в ценовой политике, нежели их электрические аналоги.
  2. Стартовый комплект, для правильной эксплуатации модели, значительно дешевле электрического.

Отрицательные стороны запуска вертолетов с двигателем внутреннего сгорания:

  1. Проблема со специализированным горючим для калийных двигателей, во многом это связано с ограничением по транспортировке горючих и взрывоопасных материалов.
  2. Сложная настройка двигателя, и высокие требования к правильной его эксплуатации и уходу.
  3. Вредные эффекты от использования ДВС, такие как шум, дым, токсичность топлива.

Разнообразие использования вертолетов

Вертолет для отдыха

Это модели для активного время препровождения. Просто полетать на выходных, расслабиться на работе в пятиминутный перерыв, или же, как развлечение для детей. Такой вертолет не должен быть сложным и очень дорогим, будь то игрушка или полноценная модель. Он должен быть достаточно прост в настройке и эксплуатации, что бы даже впервые взявший его человек смог правильно за ним ухаживать. Вертолет для отдыха не должен превышать средние габариты, что бы, не иметь жесткой привязки к месту и условиям запуска. Можно сказать, что, большинство предложений на российском рынке в классе моделей с электрическим двигателем являются яркими представителями вертолетов для отдыха. Просты в эксплуатации, заряда батарей свободно хватает для активного отдыха, а из-за своих небольших габаритов достаточно безопасны.

Для соревнований и обучения

Очень часто, распробовав вкус свободного полета, люди решаются на дальнейшее развитие в этом увлекательном хобби. В этом случае встает потребность в машине для улучшения навыков пилотирования, недорогой в ремонте, но в тоже время функциональной для освоения самых сложных азов пилотирования. Для перехода к профессиональным полетам, чаще всего используются модели 30-50 класса, они уже достаточно мощны и имеют широкие возможности в улучшении. Это особенно полезно при модернизации модели в соответствии с ростом навыков пилота. Как правило, конечным шагом является использование моделей свыше 60 класса.

Радиоуправляемые вертолеты для FAI F3C

Специальные модели вертолетов, для точнейшего и безукоризненного выполнения фигур «классического» пилотажа. Это скорее настройки, нежели сами модели, хотя конечно есть немало вариаций вертолетов с модернизированной механикой под наилучшее выполнение «трюков». Для обычного трехмерного пилотирования данные машинки обладают избыточной мощностью, поскольку 3D вертолеты настраиваются для увеличения маневренности и резкости. В честности если брать настройку гироскопа (продвинутые версии гироскопов обладают большим диапазоном настроек под различные задачи) то так же заметна разница. 3D гироскоп работает над постоянной угловой скоростью при выполнении пируэтов, тогда как F3C гироскоп работает на более точную и молниеносную фиксацию хвоста. Вообще, настройка вертолета это целое искусство, но не стоит забывать, что каким бы хорошим вертолет не был, без умелых рук пилота он не сделает вам победу.

Вертолеты для конкретных задач

Модели для всевозможных нужд, самых разнообразных конструкций. Сегодня радиоуправляемые вертолеты, часто используют для обработки полей, переноса видео аппаратуры или оружия, своего рода боевые или шпинские безпилотники. Это в основном крупногабаритные машины на бензиновой основе с высокой грузоподъемностью.

Ну, на этом, наверное, все, существует еще множество других классификаций, по каналам управления, по схеме строения, и прочее, но они скорее запутают, нежели дадут правильное понимание разновидностей моделей. Помните, что самое главное от покупаемого вертолета, это то удовольствие, которое он вам может подарить, начиная от самых маленьких микромоделей, и заканчивая профессиональными изысканными механизмами.

Источник: http://www.optitel.ru/goods.php?id=994