Летно-технические характеристики ВС

0
434

Безопасность на воздушном транспорте достигается совместными усилиями Государства, с одной стороны, и изготовителями авиационной техники, авиакомпаниями и диспетчерами управления воздушным движением (УВД), с другой. Государство отвечает за надзор в области гражданской авиации в целях поддержания высокого уровня безопасности в масштабах всей отрасли, а главным средством осуществления такого надзора является разработка и контроль за соблюдением письменных правил. Процесс управления охватывает конкретный набор правил, предусматривающих, чтобы все воздушные суда соответствовали минимальному уровню летно-технических характеристик в рамках установленных ограничений.

Под понятием «Государственная администрация», как правило, имеется в виду полномочный орган гражданской авиации в стране регистрации воздушного судна. В Соединенных Штатах Америки, например, эта роль отведена Федеральному авиационному управлению (FAA), тогда как во Франции — это Генеральная дирекция гражданской авиации (DGAC).

У каждой страны свои правила, но международный характер воздушного транспорта подразумевает применение единых общемировых правил. С этой целью в 1948 году была создана Международная организация гражданской авиации (ИКАО), являющаяся наднациональным органом, оказывающим содействие в разработке международных минимальных рекомендуемых стандартов. 7 декабря 1944 года была подписана Чикагская Конвенция, ставшая правовой основой международной гражданской авиации.

Хотя каждая страна вместе с изготовителями воздушных судов (в США, европейских государствах, Канаде и т. д.) принимает базовые стандарты летной годности, любое из государств может иметь собственные эксплуатационные правила. Например, в одних странах (главным образом, европейских) приняты Совместные требования JAR-OPS 1, а в других применяются Правила США FAR 121.

Таким образом, «поле ограничений» является результатом взаимодействия следующих двух областей:

• Летная годность: охватывает конструктивные особенности воздушного судна (ограничения, летно-технические характеристики и т. д….), относящиеся к JAR 25 или FAR 25.

• Производство полетов: охватывает правила технической эксплуатации (ограничения при взлете и посадке, планирование запаса топлива и т. д..), относящиеся к JAR-OPS 1 или FAR 121.

Правила, относящиеся как к летной годности, так и к производству полетов, существуют для всех типов воздушных судов. В данном документе речь идет о «тяжелых ВС», под которыми понимаются воздушные суда с максимальным взлетным весом более 5700 кг. Поэтому документы компании «Airbus», касающиеся летно-технических характеристик, разделены на две категории: Летная годность и Производство полетов.

• Летная годность: Руководство по летной эксплуатации самолета (AFM) учитывает положения сертификата летной годности и содержит сертифицированные данные характеристик, соответствующие требованиям JAR/FAR25.

• Производство полетов: Руководство по эксплуатации для летного экипажа (FCOM) можно рассматривать как AOM (часть Руководства по эксплуатации, касающуюся самого ВС), которая содержит все ограничения, процедуры и характеристики, необходимые для производства полетов воздушного судна.

На Таблице 1 приведена информация, регулирующая принципы эксплуатации тяжелых ВС:

ИКАО

ЕВРОПА (JAA)

США (FAA)

Летная годность

Приложение 8 к Чикагской Конвенции

JAR1 25

FAR[1] [2] часть 25

Правила

эксплуатации

Приложение 6 к Чикагской Конвенции

JAR-OPS1

FAR часть 121

Таблица 1: Требования к тяжелым воздушным судам

Все воздушные суда семейства «Airbus» сертифицированы согласно JAR 25 и/или FAR 25. С другой стороны ответственность за соблюдение правил эксплуатации возлагается на авиакомпании.

Данный документ разработан, чтобы показать три разные аспекта характеристик воздушных судов:

• Физический аспект: сведения о механике полета, аэродинамике, измерении высоты, внешних параметрах, влияющих на характеристики воздушного судна, концепциях оптимизации полета…

• Регулятивный аспект: описание основных правил сертификации и эксплуатации согласно JAR и FAR и вытекающих из них ограничений. Для более четкого восприятия цитируются положения регулирующих документов, разъясняющие сущность данного предмета. В таких случаях текст дается курсивом с указанием соответствующих ссылок.

• Эксплуатационный аспект: Описание эксплуатационных приемов,

логических основ, используемых бортовыми компьютерами,

эксплуатационных правил, действий пилотов и т. д.