ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВИНТОВ. СООСНОЙ СХЕМЫ
При вращении лопасти несущих винтов отбрасывают воздух вниз. На место отброшенного воздуха поступает новый. Поэтому сверху воздух движется к винтам с индуктивной скоростью подсасывания щ, а снизу — от винтов с индуктивной скоростью отбрасывания v2. Исследования показали, что v2=2vi.
Проходя через винты, масса воздуха изменяет свою скорость от Vy до V2 (рис. 1.8). Следовательно, изменяется количество движения этой массы, которое согласно закону механики равно импульсу приложенной к массе силы. Воздействуя на воздух, несущие винты сами отталкиваются от него, т. е. создают тягу. Тогда для идеального винта получим:
Ft = mV 2 — mV у Т = ^( V2-Vy),
тп
где—- — тс— секундный расход воздуха;
V 2— Уу = У г— индуктивная скорость отбрасывания.
При работе винта на месте wc = pF0Mvt. где р — массовая плотность воздуха.
Учитывая, что v2=2vit формула тяги идеального винта при работе его на месте будет иметь вид:
Т = 2pFOMv.
Из формулы видно, что при постоянной массовой плотности воздуха тяга зависит от квадрата индуктивной скорости подсасывания, которая определяет секундный расход
іпндуха через НВ и зависит от частота вращения НВ (п) її vi ла установки лопастей НВ (9).
При сравнении соосных несущих винтов и одного НВ і * и о же диаметра с одинаковыми коэффициентами заполнения соосный винт имеет ряд преимуществ, основными из которых являются:
— большой коэффициент использования мощности (за пет особенностей совместной работы ВНВ и ННВ и отсут — ггиия хвостового винта);
— независимость управления (перемещение одного из командных рычагов управления не вызывает необходимости перемещения других для балансировки вертолета);
— компактность конструкции, которая обеспечивается отсутствием хвостового винта.
При совместной работе соосные винты оказывают взаимное влияние. Так, ННВ создает дополнительное просасыва — ппс воздуха через ВНВ. В то же время индуктивная скорость ННВ увеличивается на величину Ди1в (рис. 1.8), так как он находится в воздушном потоке от ВНВ. При этом суммарные индуктивные скорости ВНВ и ННВ не равны, что создает неравенство углов атаки лопастей на одинаковых сечениях. Воздушный поток, отбрасываемый ВНВ, закручивается в сторону, противоположную вращению ІІНВ, что увеличивает окружную скорость обтекания элементов лопасти ННВ на величину скорости закрутки (), которая является переменой по радиусу. Этот фактор выравнивает углы атаки сечений ВНВ и ННВ, но так как ІIНВ работает в худших условиях, он создает больший реактивный момент. Для выравнивания реактивных моментов от ВНВ и ННВ установочные углы лопастей ННВ на 1°15′ меньше установочных углов ВНВ. При этом соотношение тяг, создаваемых ВНВ и ННВ:
Взаимное влияние винтов при работе определяет выбор расстояния между ними. Увеличение расстояния h между винтами ухудшает условия работы ННВ, усложняет конструкцию системы, увеличивает тряску, а уменьшение вызывает опасность недопустимого сближения концов лопастей ВНВ и ННВ. Экспериментально установлено, что оптимальным является расстояние /г = (0,08 — 0,1) D, при котором ННВ не влияет на работу ВНВ, а струя воздуха от ВНВ, сужаясь в плоскости ННВ, составляет около 0,7R.
Практически тяга соосных винтов больше тяги эквивалентного винта на 3—10%, следовательно, для создания одной и той же тяги соосные винты требуют меньших затрат мощности.