Форма и размеры Земли
Подготовка к полету и его выполнение связаны с работой на карте. Перед полетом выбирается и прокладывается маршрут, измеряются расстояния и направления, снимаются координаты точек на земной поверхности и производятся другие операции-В полете летчик использует карту для ведения визуальной ориентировки, навигационных определений и измерений с помощью различных систем и устройств. В связи с этим летчику необходимо’ знать законы и способы изображения земной поверхности на карте, свойства карты и условные обозначения на ней, свойства и характер изображения линий на карте, уметь производить графические измерения и построения на карте.
Зная классификацию авиационных карт и требования, предъявляемые к ним, летчик может правильно выбрать и оценить используемые для полета карты.
Для более глубокого изучения свойств карт, оценки точности выполняемых на них измерений и построений в авиационной картографии рассматриваются вопросы создания карт, связанные с построением картографических проекций, что в свою очередь требует знания формы и размеров Земли и возможностей изображения ее поверхности на плоскости.
Земля представляет собой небесное тело сложной геометрической формы. Ее поверхность, образованная поверхностью материков и океанов, не может быть выражена математически. Поэтому при решении практических задач, связанных с измерениями и вычислениями на поверхности Земли, необходимо выбрать поверхность, наиболее близко отражающую действительную форму Земли. За такую поверхность принимают поверхность геоида, под которой понимается уровенная поверхность потенциала силы тяжести, совпадающая с поверхностью Мирового океана в спокойном состоянии при условии сохранения всех масс над его продолжением под материками. Поверхность геоида обладает тем свойством, что она в каждой точке всегда нормальна к направлению силы тяжести. Форма геоида определяется по результатам измерений направления и величины силы тяжести.
Поверхность геоида используется для астрономических измерений, так как основным направлением отсчета при их выполнении является вертикаль места наблюдения, которая совпадает с направлением силы тяжести.
Однако поверхность геоида, используемая для астрономических измерений, оказывается непригодной для решения задач воздушной навигации. Это объясняется тем, что для поверхности геоида не существует аналитических зависимостей при вычислении расстояния между двумя точками или при определении координат точки по известным значениям азимута и дальности.
В связи с этим действительную форму Земли принимают за эллипсоид вращения. Такая замена основана на следующем положении. Если бы Земля состояла из жидкой однородной массы, то
за счет ускорения тяготения G и ускорения а, вызываемого вращением Земли, суммарный вектор д, называемый ускорением свободного падения, был бы направлен не к центру масс, а отклонился бы от него на некоторую величину. В этом случае Земля приняла бы форму эллипсоида вращения (рис. 1.2).
При замене поверхности Земли эллипсоидом вращения он ориентируется в теле Земли, как правило, так, что его центр и ось вращения совпадают соответственно с центром Земли и осью ее вращения.
Так как Земля имеет неоднородное распределение масс и форму, отличающуюся от эллипсоида, то нормаль к поверхности эллипсоида в общем случае не совпадает с нормалью к поверхности геоида. Поэтому параметры эллипсоида вращения подбираются таким образом, чтобы в пределах выбранной территории он
наиболее точно совпадал с геоидом.
В основу всех картографических и геодезических работ, проводимых в нашей стране, положен эллипсоид Ф. Н. Красовского, основными параметрами которого являются:
— большая полуось (радиус экватора) а=6378245 м;
— малая полуось (расстояние от плоскости экватора до полюса) 6 = 6356863 м;
— длина четверти меридиана 10002138 м;
— полярное сжатие
1
298,3
Поверхность эллипсоида Красовского наиболее совпадает с поверхностью геоида и в среднем уклоняется от нее на ±50 м при максимальном значении не более 140 м.
Поверхность эллипсоида вращения имеет строгое математическое описание и позволяет вывести зависимости, необходимые для решения задач воздушной навигации. Однако эти зависимости являются настолько сложными, что практически не могут быть решены с необходимой точностью с помощью аналоговых вычислителей, а при применении бортовых цифровых вычислительных машин (БЦВМ) требуют значительной затраты машинного времени и наличия большой оперативной памяти.
Это обстоятельство привело к тому, что для автоматизации решения задач воздушной навигации поверхность эллипсоида вращения заменена поверхностью сферы. Такая замена позволяет решать задачи навигации с помощью формул сферической тригонометрии, которые не представляют сложности для решения их с помощью БЦВМ. При решении навигационных задач в ограни-
ченном районе формульные зависимости могут упрощаться, и их решение возможно с помощью аналоговых вычислителей.
При замене земного эллипсоида сферой, т. е. при переносе поверхности земного эллипсоида на поверхность сферы, неизбежно возникают искажения. Поэтому для уменьшения искажений на поверхности сферы ее радиус подбирается таким, чтобы они были минимальны. В практике часто пользуются радиусом сферы 6371 км. В этом случае поверхность сферы равна поверхности эллипсоида, а максимальные искажения расстояний достигают 0,5% и углов 0,5°.