Подготовка полетных карт и пользование ими
Карта является необходимой составной частью полетной документации, от которой во многом зависит успех выполнения поставленной задачи. Независимо от применяемых средств вертоле — товождения карта используется для прокладки линий заданного и фактического пути, линий положения, отметок места вертолета, нанесения разведданных и решения ряда других задач. В связи с этим подготовка карт к полету состоит из общей, предварительной и предполетной. Общая подготовка карт производится заблаговременно, а предварительная — после получения задания на полет.
Общая подготовка карт включает:
— подбор и заказ листов карт;
— выбор масштаба и оценку карты;
— склеивание и складывание карты;
— подъем карты.
Листы необходимых карт подбираются, как правило, по их номенклатуре, которая определяется по сборной таблице.
При подборе листов карты по сборной таблице необходимо наметить линию маршрута полета, а затем выписать номенклатуру листов, через которые проходит маршрут. Кроме того, выписывается номенклатура соседних листов с таким расчетом, чтобы охватить район полета с учетом вероятного уклонения от маршрута. Выписка номенклатуры листов карты производится слева направо и сверху вниз.
Подбор листов карты для полетов в районе аэродрома производится в таком порядке.
Сначала проводится окружность радиусом 100—200 км в масштабе сборной таблицы, центром которой является аэродром, а затем выписывается номенклатура листов, входящих в полученный круг. Для определения номенклатуры листов карты какого-либо района необходимо на сборной таблице найти населенный пункт указанного района, обвести нужный район и выписать номенклатуру листов.
Важным элементом при подборе карт является правильный выбор их масштаба, который определяет целесообразность применения карты для решения конкретной навигационной или тактической задачи.
При выборе масштаба карты руководствуются следующими основными требованиями:
— назначением карты;
— точностью применяемого способа вертолетовождения; %
— удобством работы с картой в полете.
Все эти требования связаны между собой и взаимно обусловливают друг друга. Например, для поиска наземных целей требуются подробные карты, поэтому масштаб этих карт выбирают значительно крупнее, чем масштаб полетных карт. Полетные карты должны обеспечивать необходимую точность определения ме; ста вертолета и вместе с этим охватывать как можно больший район местности на одном листе. Наиболее полно отвечает этим требованиям широко применяемая в армейской авиации карта масштаба 1:200 000.