Центровка вертолета
Центровка вертолета определяется местоположением центра тяжести относительно продольной и вертикальной осей в связанной системе координат. За начало координат для отсчета центровки принимается точка пересечения оси вала несущих винтов с плоскостью вращения ННВ. Центровка определяется расстоянием в миллиметрах от осей координат до центра тяжести (рис. 5.3).
В зависимости от загрузки вертолета его центр тяжести может значительно перемещаться вдоль оси X, что существенно будет влиять на устойчивость и управляемость. По вертикальной оси У перемещения центра тяжести незначительны, и они в меньшей степени влияют на устойчивость и управляемость. Поэтому практически учитывается перемещение центра тяжести только по оси X.
Центровка вертолета (мм) в зависимости от вариантов загрузки рассчитывается по формуле
1=п
2 GiXi
2 о,
1=1
где G{Xi—момент i-ro груза относительно системы отсчета;
Gi — сила тяжести t-ro груза.
Предельные центровки выбираются в эксплуатации из расчета 20% запаса управления от полного хода ручки на всех режимах полета, в том числе и на висении с допустимым ветром. Предельно допустимые центровки вертолета: передняя +280 мм; задняя +85 мм.
Допускается задняя центровка +40 мм при V, ip^ ^ 120 км/ч и 1+ = 5 м/с.