ПРИМЕНЕНИЕ УГЛОМЕРНЫХ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ. СИСТЕМ ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВОЖДЕНИЯ

0
1117

§ 1. Характеристика угломерных радионавигационных систем

К угломерным радионавигационным системам относятся систе­мы, с помощью которых определяется угол между каким-либо фиксированным направлением (меридиан, продольная ось верто­лета) и направлением на передающую или бортовую радиостан­цию.

Процесс определения углов, направлений называется пеленга­цией, а измеренный угол — пеленгом.

В зависимости от устройств, используемых для пеленгации, угломерные радионавигационные системы (УРНС) подразделяют­ся на радиокомпасные, радиопеленгаторные, радиомаячные.

Радиокомпасная система состоит из автоматического радио­компаса (АРК) на вертолете и наземной приводной радиостанции (ПРС) или радиовещательной станции. Автоматический радио­компас позволяет экипажу вертолета определять направление на приводную радиостанцию относительно продольной оси вертоле­та— курсовой угол радиостанции (КУР). На вертолетах устанав­ливаются автоматические радиокомпасы, работающие на средних (АРК-9, -15, -19) и ультракоротких и дециметровых волнах (АРК-У2, — УД). АРК-9 и -15 имеют два канала настройки. АРК-19 позволяет производить на земле предварительную настройку на 8 выбранных радиостанций и плавную ручную настройку на лю­бую другую в полете. Результаты пеленгования выдаются на сов­мещенные указатели типа УГР, РМИ-2, ПНП, на которых одно­временно могут отсчитываться курс вертолета, курсовой угол и пеленги радиостанции и вертолета.

Дальность действия автоматических радиокомпасов зависит от мощности пеленгуемых радиостанций и составляет 200—400 км для радиостанций средней мощности и 800—1000 км и более для радиостанций большой мощности и радиовещательных станций.

Дальность действия АРК, работающих на УКВ, зависит от высоты полета. При выходе на аварийную радиостанцию дальность привода доходит до 40 км при высоте полета ‘//=1504-200 м.

Погрешность определения направлений на приводную радио­станцию равна 1,5—2°.

Радиопеленгаторная система состоит из наземного радиопелен­гатора и бортовой радиостанции. Наземный радиопеленгатор яв­ляется радиоприемным устройством направленного действия, с помощью которого оператор радиопеленгатора определяет направ­ление (пеленг) на работающую в том же диапазоне частот борто­вую радиостанцию. Измеренный радиопеленг передается экипажу вертолета с помощью радиостанции, имеющейся на радиопелен­гаторе. Работают наземные радиопеленгаторы так же, как и вер­толетные радиостанции связи на ультракоротких и коротких вол­нах. Экипажи вертолетов работают с радиопеленгаторами на спе­циально выделенных частотных каналах.

Дальность действия радиопеленгаторной системы определяется дальностью радиосвязи между вертолетом и радиопелен­гатором — Она зависит от диапазона частот, мощности вертолетной и наземной радиостанций и условий распространения радио­волн.

Дальность действия автоматического ультракоротковолнового радиопеленгатора (типа АРП-6) при высотах полета 1000—3000 м соответственно составляет 80—150 км.

Дальность действия коротковолнового радиопеленгатора ближ­него действия (типа Р-301) определяется дальностью устойчивой двусторонней радиосвязи и составляет 600—1000 км.

Погрешность определения пеленга ультракоротковолновым радиопеленгатором составляет 2—3°, коротковолновым радиопе­ленгатором ближнего действия—1,5—2°.

В работе с наземным радиопеленгатором возможно создание противником искусственных помех, затрудняющих запрос и полу­чение пеленгов.

Радиомаячная угломерная система состоит из наземного радио­маяка типа ВРМ-5 и вертолетного радиоприемного устройства (связной радиостанции или АРК). С помощью радиомаяка экипаж вертолета определяет пеленг от маяка на вертолет.

С помощью угломерных радионавигационных систем решаются следующие навигационные задачи:

— вывод вертолета на ПРС, установленную на аэродроме по­садки или в другой заданной точке;

— вывод вертолета в район цели;

— контроль и исправление пути при полете по маршруту;

— определение навигационных элементов полета;

— построение боевых порядков;

— выполнение маневра для захода на посадку.

В основе этих задач лежит определение пеленгов и использо­вание их для определения линий положения, места вертолета и осуществление полета на или от радионавигационной точки (РНТ).

Линией положения вертолета называется линия вероятного ме­стонахождения вертолета, которая характеризуется постоянством измеренного параметра (пеленга, дальности, разности дально­стей).

Каждой радионавигационной системе соответствуют определен­ные линии положения. При пеленгации радиостанции линией по­ложения вертолета является линия равных азимутов ЛРА (линия равных пеленгов радиостанции ЛРПР).

Линией положения при использовании наземного радиопелен­гатора является ортодромия, направление которой характеризует­ся величиной пеленга, измеренной на пеленгаторе.