ПРИМЕНЕНИЕ УГЛОМЕРНЫХ РАДИОНАВИГАЦИОННЫХ. СИСТЕМ ДЛЯ ВЕРТОЛЕТОВОЖДЕНИЯ
§ 1. Характеристика угломерных радионавигационных систем
К угломерным радионавигационным системам относятся системы, с помощью которых определяется угол между каким-либо фиксированным направлением (меридиан, продольная ось вертолета) и направлением на передающую или бортовую радиостанцию.
Процесс определения углов, направлений называется пеленгацией, а измеренный угол — пеленгом.
В зависимости от устройств, используемых для пеленгации, угломерные радионавигационные системы (УРНС) подразделяются на радиокомпасные, радиопеленгаторные, радиомаячные.
Радиокомпасная система состоит из автоматического радиокомпаса (АРК) на вертолете и наземной приводной радиостанции (ПРС) или радиовещательной станции. Автоматический радиокомпас позволяет экипажу вертолета определять направление на приводную радиостанцию относительно продольной оси вертолета— курсовой угол радиостанции (КУР). На вертолетах устанавливаются автоматические радиокомпасы, работающие на средних (АРК-9, -15, -19) и ультракоротких и дециметровых волнах (АРК-У2, — УД). АРК-9 и -15 имеют два канала настройки. АРК-19 позволяет производить на земле предварительную настройку на 8 выбранных радиостанций и плавную ручную настройку на любую другую в полете. Результаты пеленгования выдаются на совмещенные указатели типа УГР, РМИ-2, ПНП, на которых одновременно могут отсчитываться курс вертолета, курсовой угол и пеленги радиостанции и вертолета.
Дальность действия автоматических радиокомпасов зависит от мощности пеленгуемых радиостанций и составляет 200—400 км для радиостанций средней мощности и 800—1000 км и более для радиостанций большой мощности и радиовещательных станций.
Дальность действия АРК, работающих на УКВ, зависит от высоты полета. При выходе на аварийную радиостанцию дальность привода доходит до 40 км при высоте полета ‘//=1504-200 м.
Погрешность определения направлений на приводную радиостанцию равна 1,5—2°.
Радиопеленгаторная система состоит из наземного радиопеленгатора и бортовой радиостанции. Наземный радиопеленгатор является радиоприемным устройством направленного действия, с помощью которого оператор радиопеленгатора определяет направление (пеленг) на работающую в том же диапазоне частот бортовую радиостанцию. Измеренный радиопеленг передается экипажу вертолета с помощью радиостанции, имеющейся на радиопеленгаторе. Работают наземные радиопеленгаторы так же, как и вертолетные радиостанции связи на ультракоротких и коротких волнах. Экипажи вертолетов работают с радиопеленгаторами на специально выделенных частотных каналах.
Дальность действия радиопеленгаторной системы определяется дальностью радиосвязи между вертолетом и радиопеленгатором — Она зависит от диапазона частот, мощности вертолетной и наземной радиостанций и условий распространения радиоволн.
Дальность действия автоматического ультракоротковолнового радиопеленгатора (типа АРП-6) при высотах полета 1000—3000 м соответственно составляет 80—150 км.
Дальность действия коротковолнового радиопеленгатора ближнего действия (типа Р-301) определяется дальностью устойчивой двусторонней радиосвязи и составляет 600—1000 км.
Погрешность определения пеленга ультракоротковолновым радиопеленгатором составляет 2—3°, коротковолновым радиопеленгатором ближнего действия—1,5—2°.
В работе с наземным радиопеленгатором возможно создание противником искусственных помех, затрудняющих запрос и получение пеленгов.
Радиомаячная угломерная система состоит из наземного радиомаяка типа ВРМ-5 и вертолетного радиоприемного устройства (связной радиостанции или АРК). С помощью радиомаяка экипаж вертолета определяет пеленг от маяка на вертолет.
С помощью угломерных радионавигационных систем решаются следующие навигационные задачи:
— вывод вертолета на ПРС, установленную на аэродроме посадки или в другой заданной точке;
— вывод вертолета в район цели;
— контроль и исправление пути при полете по маршруту;
— определение навигационных элементов полета;
— построение боевых порядков;
— выполнение маневра для захода на посадку.
В основе этих задач лежит определение пеленгов и использование их для определения линий положения, места вертолета и осуществление полета на или от радионавигационной точки (РНТ).
Линией положения вертолета называется линия вероятного местонахождения вертолета, которая характеризуется постоянством измеренного параметра (пеленга, дальности, разности дальностей).
Каждой радионавигационной системе соответствуют определенные линии положения. При пеленгации радиостанции линией положения вертолета является линия равных азимутов ЛРА (линия равных пеленгов радиостанции ЛРПР).
Линией положения при использовании наземного радиопеленгатора является ортодромия, направление которой характеризуется величиной пеленга, измеренной на пеленгаторе.