Явление глиссирования

Явление глиссирования Подпись: no reaction tire/runway no braking capacity

Наличие воды на ВПП приводит к созданию водяной пленки между пневматиком и ВПП, что сокращает сухую площадь (Рисунок C27). Такое явление приобретает наиболее критический характер с увеличением скорости, когда вода не успевает выжиматься из пространства между пневматиком и ВПП. Скольжение (или глиссирование) представляет собой ситуацию, при которой между пневматиками воздушного судна и поверхностью ВПП образуется тонкая пленка жидкости. При таких условиях сцепление пневматика уменьшается до почти пренебрежительной величины, как и торможение колес воздушного судна; управление колесами с целью выдерживания направления становится, таким образом, фактически неэффективным.

Рисунок C27: Явление глиссирования

(Перевод надписей внутри рисунка — слева направо и сверху вниз: вращение; нет реакции между
пневматиком и ВПП, тормоза неэффективны; Вода; Сухая ВПП; Загрязненная ВПП.)

Скорость глиссирования зависит от давления пневматика и от удельного веса загрязняющего вещества (т. е. от его плотности).

Углиссир. (узлы) = 34 (Ру/а) ’ где

PT = давление пневматика (кг/см2) а = удельный вес загрязняющего вещества.

Другими словами, скорость глиссирования — это порог, на котором силы сцепления значительно уменьшаются. При расчете характеристик на загрязненных ВПП учитывается глиссирование, ухудшающее эти

характеристики.

5.5.2. Данные изготовителя воздушных судов

Изготовитель воздушного судна должен представить соответствующие данные, приводимые ниже, для работы на ВПП, загрязненных одним из упоминавшихся выше веществ:

JAR 25X1591

“JAR 25X1591

(a)(c) Дополнительная информация о рабочих характеристиках при использовании ВПП, загрязненных стоячей водой, слякотью, рыхлым снегом, спрессованным снегом или льдом, должна представляться изготовителем в утвержденном документе в форме инструктивного материала для оказания содействия эксплуатантам в разработке соответствующих рекомендаций или инструкций для использования летными экипажами при работе на ВПП с загрязненной поверхностью”.

“JAR 25X1591

(d) Информация [о загрязненных ВПП] может составляться по расчетам или по результатам испытаний.”

Что касается определения рабочих характеристик, компания «Airbus» предоставляет инструктивный материал о следующих загрязняющих ВПП веществах и максимальной толщине их слоя (Таблица C10):

Загрязняющее вещество

Влажная ВПП или эквивалент

Загрязненная ВПП

Вода (жидкое состояние)

< 3 мм (0,12 дюйма)

От 3 до 12,7 мм (0,5 дюйма)

Слякоть (жидкое состояние)

< 2 мм (0.08 дюйма)

От 2 до 12,7 мм (0,5 дюйма)

Мокрый снег (жидкое состояние)

< 4 мм (0,16 дюйма)

От 4 до 25,4 мм (1 дюйм)

Сухой снег (жидкое состояние)

< 15 мм (0,59 дюйма)

От 15 до 50,8 мм (2 дюйма)

Спрессованный снег (твердое состояние)

/

Толщина не ограничена

Лед (твердое состояние)

/

Толщина не ограничена

Таблица C10: Влажные и загрязненные ВПП

Отметим, что производить взлет не рекомендуется при параметрах состояния ВПП худших, чем приведенные выше.

5.5.3. Взлетные характеристики ВС на влажных и загрязненных ВПП