Обеспечение мероприятий по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации

Администрацией аэропорта разрабатывается и согласовывается с территориальными органами (подразделениями) соответствующих федеральных органов исполнительной власти план по урегулирова­нию чрезвычайных ситуаций, связанных с актами незаконного вме­шательства в деятельность гражданской авиации (в дальнейшем План).

Разработка Плана осуществляется в соответствии с нормативно­правовыми актами Российской Федерации. В Плане определяются функции и полномочия оперативного штаба, задачи подразделений федеральных органов исполнительной власти, задействованных в мероприятиях по предупреждению и пресечению от актов незакон­ного вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и уго­нов воздушных судов; схема оповещения и связи; расчёт сил и средств, необходимых для урегулирования чрезвычайной ситуации.

План не реже одного раза в квартал уточняется в оперативных аспектах с руководителями подразделений аэропорта, участвующих в урегулировании чрезвычайных ситуаций, связанных с актами не­законного вмешательства.

Схема оповещения и связи, расчёт сил и средств на случай угро­зы или совершения акта незаконного вмешательства доводятся до членов оперативного штаба, служб и руководителей подразделений аэропорта, задействованных в урегулировании чрезвычайной ситуа­ции, и до руководителей подразделений, осуществляющих охрану аэропорта и объектов его инфраструктуры.

Администрацией аэропорта разрабатывается и утверждается Ин­струкция по действиям должностных лиц, дежурных смен и служб при получении информации об угрозе или совершении акта неза­конного вмешательства.

Для оперативного руководства действиями по урегулированию чрезвычайных ситуаций, связанных с захватом и угоном воздушных судов или иными актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в аэропортах, где возникла или имеется угро­за возникновения таких ситуаций, координации действий подразде­лений заинтересованных федеральных органов исполнительной вла­сти, создаются оперативные штабы.

Администрации аэропортов и авиационных предприятий обес­печивают необходимые условия для работы оперативных штабов.

В аэропорте для работы оперативного штаба оборудуется специ­альное помещение — командный пункт в стационарном и (или) под­вижном варианте. Командный пункт по урегулированию чрезвычай­ных ситуаций оснащается необходимыми средствами управления и связи (телефон, телеграф, факс, радиостанции, оргтехника, электрон­ная почта и т. п.).

На территории аэропорта предусматривается размещение пунк­тов сбора сил и средств подразделений, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешатель­ства.

В аэропорте оборудуется специальная изолированная стоянка для воздушных судов, в отношении которых имеется информация о наличии на борту взрывного устройства, а также для проведения операции, связанной с актом незаконного вмешательства.

Для проверки подозрительных предметов с целью выявления взрывных устройств и их обезвреживания в аэропорте отводится специальная зона, оснащённая локализаторами взрывных устройств.

Сведения об акте незаконного вмешательства для средств массо­вой информации передаются только специально уполномоченным лицом, назначаемым руководителем оперативного штаба.

Авиационный персонал, работники авиационных предприятий и иные лица, осуществляющие свою деятельность на территории аэ­ропорта при совершении акта незаконного вмешательства, обязаны оказывать содействие оперативному штабу и администрации аэро­порта в проведении мероприятий по урегулированию чрезвычайной ситуации.

Администрация аэропорта для урегулирования чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства, имеет пра­во вводить в аэропорте и на прилегающих к нему территориях до­полнительные меры безопасности, включая задержку, ограничение или прекращение приёма и выпуска воздушных судов, удаление пассажиров, персонала и других лиц из здания аэровокзала или дру­гих объектов аэропорта.

Вопросы для закрепления материала

1. Что означает вмешательство незаконное в деятельность в области авиации?

2. Какую роль выполняет служебно-административное здание?

3. Какими правами наделены работники службы авиационной безопасности на территории аэропорта?

4. Назовите основные задачи службы авиационной безопасно­сти на территории аэропорта.

5. Какова цель службы авиационной безопасности на террито­рии аэропорта?

6. На каких принципах безопасности строится работа службы авиационной безопасности на территории аэропорта?

7. Какие методы безопасности обязательно учитываются при разработке руководством аэропорта программы обеспечения авиа­ционной безопасности?

8. Что обязательно предусматривается при разработке вновь строящихся или реконструируемых аэропортов?

9. Перечислите признаки системы функционирования аэропор­та.

10. С какой целью устанавливается пропускной и досмотровый режим в аэропорте?

11. Назовите требования, предъявляемые к организации кон­трольно-пропускных пунктов.

12. Что обязательно должно быть в помещениях контрольно­пропускных пунктов?

13. Что запрещено в контролируемой зоне аэропорта?

14. Что предусматривается в периметровом ограждении терри­тории аэропорта?

15. Расскажите об организации обеспечения охраны воздушных судов и объектов аэропорта.

16. Какие объекты находятся под постоянной охраной в контро­лируемой зоне аэропорта?

17. Какие средства могут использоваться в ограждениях аэро­порта?

18. Расскажите об организации и обеспечении предполётного и послеполётного досмотра на территории аэропорта.

19. Что обязательно включает информация по авиационной безопасности, располагаемая в местах продажи билетов, в зоне реги­страции пассажиров и др.?

20. Чем оборудуются помещения досмотра?

21. Что можно отнести к стационарным техническим средствам досмотра?

22. Что обязательно предусматривается в аэровокзалах аэропор­тов?

23. Расскажите об условиях безопасности пунктов досмотра.

24. Расскажите об организации и обеспечения предполётного досмотра воздушных судов.

25. Какие мероприятия позволяют урегулировать чрезвычайные ситуации, связанные с актами незаконного вмешательства в дея­тельность гражданской авиации?