Приборы для измерения высоты и скорости полета
При полете летательного аппарата над поверхностью земли различают следующие высоты полета (рис. 160):
абсолютная высота — высота полета над уровнем моря;
относительная высота — высота относительно какого-либо определенного места на земле (например, места взлета, посадки и т. п.);
истинная высота — высота над пролетаемой местностью.
Для измерения высоты полета используется ряд методов, из которых наибольшее практическое применение получил барометрический, радиотехнический и акустический.
Акустический метод основан на измерении времени между посылкой с самолета кратковременного звукового импульса и возвращением отраженного от Земли сигнала (эхо). Поскольку скорость распространения звука в воздухе — величина постоянная, то измеренное время будет пропорционально высоте.
Радиотехнический метод, также как и акустический, основан на измерении времени прохождения радиоимпульса с самолета до земли и обратно. Оба эти метода позволяют определять истинную высоту полета.
Приборы, работающие на барометрическом принципе действия, до настоящего времени являются основными и называются барометрическими высотомерами. Принцип действия барометрического высотомера основан на измерении рис. 160. Относительная, истинная и аб — атмосферного давления, кото — солютная высота полета
рое однозначно связано с высотой. Барометрический высотомер дает возможность измерять только относительную высоту полета.
Зависимость давления от высоты определена стандартной атмосферой (СА), которая является условным законом изменения величин, характеризующих физическое состояние атмосферы с высотой, отсчитываемой относительно уровня моря. Стандартная атмосфера характеризуется следующими величинами: статическим давлением воздуха рст (мм рт. ст., кГ/м2 или мм зод. ст.);
абсолютной температурой Т (град. абс. нуля);
весовой плотностью или удельным весом воздуха у кГ/м3 или
массовой плотностью воздуха
-Ї — к Г — сек2/м’,
где§=9,81 м/сек2 — ускорение свободного падения; газовой постоянной R—29,27м/°С;
температурным градиентом высоты а (для широт СССР а=6,5°С на каждые 1 000 м или 0,0065°С/л/).
ро = = 0,125 кГ-сек2/М*. Зависимость перечисленных параметров СА от высоты графически представлена па рис. 161. Изменение атмосферного давления в барометрическом высотомере измеряется с помощью анероидной коробки. Ее деформации, происходящие при изменении высоты полета, механическим способом передаются на стрелку прибора, — так упрощенно можно объяснить работу барометрического высотомера. Рассмотрим изображенную на рис. 162 схему двухстрелочного высотомера, например, типа ВД-12, ВД-15, БД-17 и В Д-20 (цифрой 12, 15, 17, 20 обозначается диапазон измерения). |
По СА для СССР на уровне моря принято: статическое давление р0—760 мм рт. ст.= 10332,28 кГ/м3; абсолютная температура 7’0=273о+15°=288°; весовая плотность воздуха (соответствующая р0=760 мм рт. ст. я 7’о = 288°) уо= 1,2255 кГ/м3 массовая плотность воздуха
В качестве чувствительного элемента (ПЧ) высотомера применяется анероидная коробка 10 или блок таких коробок. Она состоит из двух гофрированных упругих мембран, спаянных друг с другом по внешней окружности. Остаточное давление воздуха (после откачки) в полости анерондной коробки не превышает 0,15 мм рт. ст.
При увеличении высоты полета атмосферное давление уменьшается н анероидная коробка под действием упругих сил расширяется. При этом через тягу 9 и ось 8 перемещение подвижного центра анерондной коробки передается сектору 7. С помощью зубчатого зацепления сектор 7 поворачивает большую стрелку 4 прибора, а через редуктор 6 — маленькую стрелку 5.
При подъеме на каждые 1 000 м высоты большая стрелка 4 делает один оборот. Внешняя шкала 3 прибора отградуирована в сотнях и десятках метров. При подъеме на 20 км, например, стрелка высотомера ВД-20 делает 20 оборотов. Малая стрелка вращается в 20 раз медленнее и служит для отсчета количества километров высоты по внутренней шкале 2 прибора.
Высотомеры обладают методической погрешностью в связи с тем, что атмосферное давление (а, следовательно, и показания высотомера) меняется во времени. Для устранения этой погрешности с помощью кремальеры / стрелки прибора перед полетом
лстанавливаются на нуль. При этом поворачивается шкала 9 барометрического давления и в вырезе 14 внешней шкалы, против нижнего индекса, устанавливается значение барометрического давления в данный момент. Если в полете по шкале 13 установить величину давления места посадки, то показания высотомера будут действительны относительно этого места посадки. Показанное на рис. 162 (нижнем) положение стрелок при р = 760 мм рт. ст. соответствует высоте над уровнем моря 95 м.
При вращении ручки кремальеры 1 стрелки и шкала давления двигаются одновременно. Но если отвернуть гайку у основания ручки и вытянуть ручки на себя, то при вращении ручки будет вращаться только шкала давления. Эта операция необходима для первоначальной установки соответствия показаний стрелок и барометрической шкалы.
Методические погрешности высотомеров вызываются также изменениями температуры окружающего воздуха.
Конструктивные погрешности высотомеров возникают в результате воздействия изменений температуры, сил трения, гистерезиса мембран, неуравновешенности подвижных частей, неточности градуировки шкалы указателя и т. д. Уменьшение влияния этих факторов на точность показаний приборов достигается соответствующей технологией изготовления деталей прибора.
Для уменьшения влияния изменения температуры окружающей среды в высотомерах применяют специальные устройства температурной компенсации.
При скоростях полета, близких к скорости звука и превышающих ее, появляется дополнительная погрешность из-за возникновения скачков уплотнения воздуха перед входами приемника статического давления. Данная погрешность может быть уменьшена путем правильного выбора места установки приемника статического давления.
Индексы 11 и 12, связанные со шкалой давления, указывают Еысоту места взлета самолета относительно уровня, на котором давление равно 760 мм рт. ст., если стрелки прибора перед взлетом самолета установить на нуль.
У некоторых высотомеров (например, у ВДИ-30) имеется дополнительный индекс команд, который по сигналу с Земли или с другого самолета устанавливается на отметке шкалы прибора, на которую обращается внимание экипажа. Блок-схема системы управления индексом изображена на рис. 163.
Сигнал, пропорциональный задаваемой высоте, принимается приемником (П), усиливается усилителем У1 и сравнивается с
напряжением потенциометра обратной связи (ПОС). Напряжение с выхода сравнивающего устройства усиливается усилителем У 2 и поступает на электродвигатель ДИД-0,5, который перемещает индекс И указателя и щетку потенциометра обратной связи в сторону уменьшения рассогласования.
На самолетах и вертолетах, кроме высотомеров, находят применение сигнализаторы высоты, датчики высоты полета повышенной точности или просто датчики высоты полета. Все они используют барометрический принцип измерения высоты полета.
Сигнализатор высоты имеет пару электрических контактов, один из которых закреплен на подвижном центре анероидной коробки, а другой — на корпусе прибора. При достижении расчетной высоты контакты замыкают или размыкают электрическую цепь.
Датчики повышенной точности измерения высоты полета используются, например, в качестве датчиков высоты в автопилотах и других автоматических системах управления. Схема одного из таких датчиков приведена на рис. 164. Чувствительным элементом высоты служит блок анероидных коробок. Перемещение центра этого блока через рычажно-зубчатую передачу вызывает угловое перемещение обмотки W2 индукционного датчика.
К обмоткам W1′ и W1" датчика подведено переменное напряжение. При перпендикулярном расположении оси обмотки W2 к оси обмоток W1′ и W1" на выходе обмотки W2 напряжение отсутствует. В других случаях в обмотке W2 индуктируется э. д. с. сигнала, фаза и величина которой определяются знаком и величиной отклонения высоты. После усиления в усилителе У сигнал подается на управляющие обмотки WyI и Wy2 двигателя ДИД-0,5, который через редуктор Р1 поворачивает магнитопровод с обмотками W1’ и W1" в направлении уменьшения напряжения сигнала, а через редуктор Р2 и электромагнитную муфту ЭММ — щетку
Рис. 164. Схема датчика высоты повышенной точности |
потенциометра Я. Напряжение на выходе потенциометра пропорционально высоте полета.
Введение муфты ЭММ позволяет получать на выходе потенциометра Я напряжение, пропорциональное отклонению от заданной высоты полета. Для этой цели при выключенной муфте ЭММ щетка потенциометра Я с помощью центрирующих пружин устанавливается в средней части потенциометра Я. С изменением высоты следящая система работает как и прежде, но щетка потенциометра Я не изменяет своего положения. На заданной высоте полета включается муфта ЭММ. Теперь напряжение с выхода потенциометра будет пропорционально отклонению высоты полета от заданного значения.
У некоторых датчиков высоты полета (например, в датчиках высоты, применяемых в системе автоматической регулировки усилий АРУ) нет согласующей следящей системы, и центр анеронд — ной коробки через рычажно-зубчатую передачу непосредственно перемещает щетку выходного потенциометра.
Для исключения возможностей столкновения самолетов в воздухе при полетах в сложных метеорологических условиях на воздушных линиях СССР введена система эшелонирования полетов самолетов по высотам. Этой системой предусмотрены определенные высоты (эшелоны) в зависимости от направления полета.
Начальный эшелон определяется минимальной безопасной высотой полета, которая рассчитывается по специальной формуле, учитывающей рельеф местности, атмосферное давление на маршруте и поправки на показания высотомера. Это можно пояснить на следующем примере (рис. 165).
Для полета в западном направлении на участке Б—А минимально допустимая высота полета равна 1 200 м, а на участке В—Б 1 800 м, так как наивысшая точка местности в полосе по 25 км в обе стороны от линии пути на участке Б—А имеет высоту
250 м, а на участке В—Б 720 м. При полете иа восток высота начального эшелона на участке Б—В равна 1 500 м, а на участке А—Б 900 м.
Чтобы вести самолет на заданном эшелоне, пилот должен все время знать абсолютную высоту полета. Однако барометрический высотомер измеряет относительную высоту полета. Для того чтобы освободить экипаж от расчета методических погрешностей, принято на всех самолетах шкалы барометрического давления высотомеров после взлета устанавливать на 760 мм рт. ст. При этом высота, которую будет показывать высотомер, называется условной и обозначается /Дбо-
Условная высота не совпадает с истинной, относительной и абсолютной, но знание ее обеспечивает выдерживание заданных интервалов по высоте между самолетами, летящими в одном районе.
Поскольку р полете необходимо знать истинную и относительную высоты, то на самолетах часто устанавливают два барометрических высотомера, один из которых служит для определения истинной и относительной высот. Барометрическую шкалу этого высотомера устанавливают на давление у земли пролетаемой точки местности. У второго высотомера, служащего для целей эшелонирования, барометрическую шкалу устанавливают на давление 760 мм рт. ст.
Следует заметить, что с применением измерителя истинной высоты полета решение задачи эшелонирования полетов коренным образом упрощается.