Особенности вертолетовождения ночью
Ночными называются полеты, которые выполняются в период между заходом и восходом Солнца (включая сумерки). Полеты ночью выполняются по правилам полетов по приборам как в простых, так и в сложных метеорологических условиях.
Выполнение боевых задач в ночных условиях снижает эффективность противовоздушной обороны противника и является более благоприятным временем суток для достижения тактической внезапности нанесения удара, чем днем.
Вертолетовождение ночью характеризуется следующими особенностями:
— ухудшением условий ведения визуальной ориентировки в простых и невозможностью ее ведения в сложных метеорологических условиях;
— выдерживанием заданного режима полета по приборам вне видимости естественного горизонта;
— трудностью определения навигационных элементов и ветра в полете;
— снижением точности определения места вертолета с помощью угломерных РНС из-за влияния ошибок ночного эффекта;
— трудностью наблюдения за метеорологической обстановкой в полете и ее изменением;
-— сложностью работы в кабине с навигационно-пилотажным оборудованием, штурманским снаряжением и полетной документацией.
Ухудшение условий ведения визуальной ориентировки возникает из-за ограниченной видимости неосвещенных ориентиров, полного отсутствия видимости линии горизонта, искажения конфигурации ориентиров при искусственном освещении и трудности глазомерных определений расстояния до световых ориентиров.
Видимость наземых ориентиров ночью зависит от их освещенности, времени года, характера местности, метеорологических условий, фазы Луны и высоты полета. Летом неосвещенные ориентиры сливаются с общим темным фоном местности и трудно различаются даже с малых высот. Так, реки и озера распознаются по отблескам на расстоянии 8—10 км, железные дороги — с расстояния 1—2 км, опушки леса — 4—6 км. Световые ориентиры ночью видны на больших дальностях. Крупные населенные пункты с высоты полета 500 м видны на расстоянии 30—40 км, а небольшие — с расстояния 20—25 км. Большое количество близко расположенных световых ориентиров затрудняет их индивидуальное опознавание. В темное время расстояние до световых ориентиров скрадывается, что приводит летчика в заблуждение относительно истинного удаления до ориентира. Искусственная освещенность ориентиров в различные периоды ночи меняется. В зимний период года ориентиры распознаются легче, так как они контрастно выделяются на снежном покрове в виде темных площадей. В переходные периоды весной и осенью ориентиры на местности, даже в светлую ночь, вообще не выделяются из-за неравномерности снежного покрова, наличия проталин и пестроты местности. В сумерки видимость ориентиров значительно ухудшается, местность становится однотонной, скрадываются детали и конфигурация объектов. Темнота на земле и сумерки наступают раньше, чем на высоте полета, и летчик наблюдает ориентиры на неосвещенной поверхности, а сам находится в условиях, близких к дневным.
При полнолунии освещенность земной поверхности улучшается, видимость неосвещенных ориентиров увеличивается и даже приближается к дневной, особенно в зимний период. Ориентиры распознаются лучше, если вертолет находится между Луной и наблюдаемым ориентиром. Если Луна находится в фазе первой или последней четверти, освещенность земной поверхности снижается, но конфигурация ориентиров видна довольно хорошо. Водная поверхность в лунную ночь имеет световую рябь, а береговая черта видна как граница между серой поверхностью суши и более темным фоном водной поверхности.
Ночью направление сторон горизонта можно определить по Полярной звезде или по положению Луны на небесной сфере. Полярная звезда всегда указывает направление на север, а линия, мысленно проложенная от вертолета на Полярную звезду, будет истинным меридианом. Местоположение Луны на небесной сфере в зависимости от ее фазы и времени суток показано в табл. 16.1.
Таблица 16.1
|
В светлые (лунные) ночи, когда хорошо видна линия горизонта, полет может выполняться и визуально, но с обязательным контролем режима полета по показаниям приборов. В полете ночью при средней освещенности и при видимости земных ориентиров пилотирование может быть смешанным, когда летчик периодически переходит от полета по приборам к визуальному и наоборот.
Навигационные элементы при полете ночью в простых метеорологических условиях на контрольном этапе определять трудно ввиду малого количества характерных световых ориентиров и ухудшения условий ведения визуальной ориентировки. Поэтому для определения угла сноса и путевой скорости необходимо использовать доплеровский измеритель (ДИСС), а при отсутствии ДИСС навигационные элементы следует определять с использованием РНС.
Использование угломерных РНС, работающих на длинных и средних волнах, для контроля пути и определения навигационных элементов ночью значительно усложняется вследствие влияния на них явления ночного эффекта. Наибольшие ошибки явление ночного эффекта вызывает в радионавигационной системе АРК— ПРС при работе ее в сумерках за 1—2 ч до восхода и 1—2 ч после захода Солнца. В этот период стрелка радиокомпаса отклоняется от действительного направления на радиостанцию до 30—40°. В другое время ночи ошибки достигают 10—15°. Величину и знак ошибки заранее определить, тем более учесть в полете, невозможно. Радионавигационные средства, работающие на ультракоротких волнах, не подвержены влиянию ошибок ночного эффекта и могут использоваться для целей вертолетовождения. К таким средствам относятся радиопеленгаторы, наземные и бортовые РЛС и РСБН.
В полете ночью, при наличии облачности, трудно определить форму и количество облаков, их высоту и характер явлений* происходящих в них. Затруднено также определение моментов приближения вертолета к облакам, входа и выхода из них. Ночью трудно наблюдать не только фактическое состояние погоды, но и, что особенно важно, ее изменение и появление опасных для полета метеорологических явлений.
Пилотирование вертолета ночью осуществляется главным образом по приборам, что существенно влияет н$ точность вертоле — товождения. Ввиду особого характера освещения в кабине летчику в ночном полете трудно работать с навигационно-пилотажным оборудованием, штурманским снаряжением, картой и бортовым журналом. Особое внимание следует обращать на регулировку освещения кабины и приборов. Яркость освещения должна быть такой, чтобы летчик мог хорошо видеть и считывать показания приборов.
Штурманская подготовка к полету ночью проводится по общим правилам с учетом особенностей ночных условий. Район полетов изучается по специальным полетным картам, на которых нанесены контуры световых ориентиров с учетом изменения их конфигурации в первую и вторую половину ночи. На карту наносятся и искусственные светотехнические средства, которые можно использовать в полете.
Маршрут полета выбирается с наименьшим количеством изломов, через характерные световые ориентиры, хорошо наблюдаемые с данной высоты полета, с учетом их освещенности и метеорологических условий. В качестве ИПМ, КПМ следует выбирать РНТ или светомаяк аэродрома. Для более уверенного вывода вертолета на заданные наземные цели (площадки десантирования) намечают 2—3 характерных световых ориентира в районе цели и определяют от них направление и расстояние до заданной цели (площадки десантирования).
При изучении маршрута обратить внимание на взаимное расположение и конфигурацию световых ориентиров. При полете ночью на предельно малых высотах тщательно изучаются рельеф — местности и препятствия на ней. Данные маршрута полета, отличительные признаки и контуры световых ориентиров рекомендуется запоминать, используя при этом информацию ранее летавших по этому маршруту летчиков.
Радионавигационные средства для контроля пути выбираются с учетом наименьшего влияния ошибок ночного эффекта. Предпочтительнее использовать РНС, работающие на более длинных и ультракоротких волнах, удаленные от линии пути не более чем на 100 км. Лучше всего для целей вертолетовождения в ночных полетах использовать РСБН и АРП. Вместе с радионавигационными средствами изучается и наносится на карту светотехническое оборудование своего и запасных аэродромов.
При расчете полета кроме выполнения обычных расчетов необходимо определить моменты наступления рассвета и темноты на аэродроме взлета, в районе цели и на аэродроме посадки. Если
после выполнения ночного полета предусматривается посадка днем, то рассчитывается место и время встречи вертолета с рассветом. При этом необходимо помнить, что темнота (рассвет) перемещается с востока на запад, поэтому при полетах в восточном направлении темнота (рассвет) будет двигаться навстречу вертолету, а при полетах на запад — по пути вертолета. Для знания условий естественного освещения по маршруту необходимо определить также фазу, время восхода и захода Луны.
Порядок выполнения маршрутного полета, правила вертолето — вождения в ночных условиях такие же, как днем. Выход вертолета на ИПМ выполняется с расчетным курсом и контролируется визуально. Для выхода на ИПМ можно использовать РНТ аэродрома или светомаяк. Выход вертолета на ЛЗП осуществляется с курсом, рассчитанным по известному ветру, подбором курса следования по створу световых ориентиров. или полетом от РНТ, установленной в ИПМ. Правильность взятого направления можно проконтролировать по Полярной звезде или по положению Луны на небесной сфере.
Контроль пути и определение места вертолета при полете ночью осуществляется автоматизированными средствами счисления пути, глазомерным счислением и прокладкой пути, с использованием РНС и визуально. Счисление пути, расчеты в уме и глазомерную прокладку необходимо вести в течение всего полета.
Выход вертолета на цель (площадку десантирования) осуществляется визуально от характерного светового ориентира с курсом, рассчитанным по известному ветру. При невидимости цели (площадки десантирования) и отсутствии вблизи световых ориентиров возможен вывод вертолета на цель с использованием РНТ и бортовых автоматических средств счисления пути. Для обозначения цели (площадки десантирования) могут применяться ночные сигнальные бомбы, лучи прожекторов и сигнальные ракеты.
Выход вертолета на аэродром посадки производится, как правило, полетом на РНТ или светомаяк аэродрома. Контроль пути и определение места вертолета на обратном маршруте осуществляется визуальной ориентировкой или с использованием РНС.
Выполнение полетов ночью в сложных метеорологических условиях является наиболее сложным видом летной подготовки. Вер — толетовождение при этом осуществляется с использованием РНС и навигационного комплекса, а пилотирование вертолета выполняется только по приборам вне видимости линии горизонта. Визуальную ориентировку при полете ночью в облаках и за облаками вести невозможно из-за отсутствия видимости земли и световых ориентиров. Вход в облака можно определить по появлению светового экрана от контурных огней, а также по размыванию или резкому исчезновению световых ориентиров и звезд, которые до этого были видны отчетливо.
Выполняя полет ночью, особенно в сложных метеорологических условиях, при невидимости земной поверхности и искусственных препятствий на ней, необходимо строго выдерживать заданную высоту полета и не производить снижение ниже расчетной приборной безопасной высоты полета. Для восстановления ориентировки при полетах ночью необходимо использовать РНС и характерные площадные световые ориентиры. Карта в ночном полете используется только для общей ориентировки. Записи на карте и в бортовом журнале ведутся при необходимости.