Особенности вертолетовождения в горных районах

Горной считается местность с пересеченным рельефом и отно­сительными превышениями 500 м и более в радиусе 25 км. Мест­ность с абсолютными высотами 2000 м и более над уровнем моря считается высокогорной. Полеты в горной местности позволяют скрытно выводить вертолет на наземные цели, используя складки местности, и исключают возможность его обнаружения радиоло­кационными станциями противника.

Условия вертолетовождения в горных райо­нах разнообразны и характеризуются следую­щими особенностями:

— трудностью ведения визуальной ориентировки;

— уменьшением дальности действия и неустойчивой работой радионавигационных и геотехнических средств;

— сложной и неустойчивой метеорологической обстановкой;

— ограниченным количеством запасных аэродромов и пригод­ных посадочных площадок;

— некоторыми ограничениями вертолета.

Трудность ведения визуальной ориентировки в горной местности объясняется недостаточным количеством характерных ориентиров, которые хорошо просматриваются лишь при вертикальном наблю­дении и на склонах гор. Хребты и склоны гор создают непросмат — риваемые участки местности. Мелкие населенные пункты, дороги в горах обычно малозаметны, они сливаются с общим фоном местности. Дальность видимости ориентиров значительно сокра­щается, видимые ориентиры кажутся расположенными ближе, чем на самом деле, из-за прозрачности горного воздуха. Значительно ухудшают видимость частые дымки и туманы. Наличие светотени на склонах гор усложняет опознавание ориентиров. Ориентирами для ведения визуальной ориентировки могут служить: горные

вершины, реки, озера, долины, отдельные промышленные соору­жения, линии электропередач, ретрансляционные вышки, плотины ГЭС. Существенное влияние на ведение визуальной ориентировки оказывает недостаточная точность и достоверность полетных карт. Реки в весенний период разливаются, меняют свое направление, а в летний период— высыхают. Появляются новые дороги, гидро­станции, линии электропередач, которые не отражены на картах. Малоизученные недоступные районы нанесены на карте неточно. Трудно сличать конфигурацию основных форм рельефа местности с картой. /

В горной местности радионавигационные средства работают неустойчиво, а дальность действия их уменьшается. Это в значи­тельной степени снижает точность определения места вертолета и навигационных элементов в полете. На работу радиокомпаса ока­зывают влияние ошибки горного эффекта. Явление горного эффек­та наиболее сильно проявляется при полете вблизи гор и на пре­дельно малых высотах, при этом колебания стрелки радиокомпаса могут достигать 20—30°. С некоторых направлений стрелка радио­компаса иногда показывает ложный проход ПРС за 25—30 км до нее. Такие направления заходов определяются путем облета и учи­тываются при выполнении полетов. Дальность действия ПРС, рас­положенных в горных районах, примерно в два раза меньше, чем в равнинной местности. Применение ультракоротковолновых РНС в горных районах ограничено вследствие экранизации, создавае­мой вершинами гор и хребтами. Экранирующее действие гор зна­чительно уменьшает дальность действия угломерно-дальномерных радионавигационных систем и наземных радиолокационных стан­ций. Связь по УКВ радиостанции неустойчивая, а временами от­сутствует вообще. Радиовысотомер работает неустойчиво ввиду рез­кого изменения высоты гор.

Указатель воздушной скорости и барометрический высотомер при выполнении полетов в горной местности работают неустойчиво из-за влияния вихревых потоков, в которых значительно понижа­ется величина статического давления. Из-за измерения понижен­ного статического давления указатель скорости показывает вели­чину воздушной скорости примерно на 10 км/ч меньше на каждые 1000 м высоты, а барометрический высотомер завышает показания высоты полета. Ошибку в измерении высоты полета можно опре­делить по приближенной формуле:

Д#=0,1 U2y (16.3)

где АН — ошибка в измерении высоты полета барометрическим высотомером;

U — скорость ветра.

Например, при направлении ветра, перпендикулярном хребту, и скорости 20 м/с высотомер в области вихря будет завышать показания на 40 м.

Метеорологическая обстановка в горной местности крайне не­устойчива, явления погоды протекают бурно, процесс образования облаков происходит очень интенсивно, ветер часто меняет скорость и направление. В горных районах преобладают местные ветры, возникающие под влиянием физико-географических условий. Осо­бенно для гор характерны горно-долинные ветры — это местная циркуляция воздуха между горным хребтом и долиной с суточным периодом: днем ветер дует из долины вверх по нагретому склону, ночью со склонов гор в долины. Наиболее спокойный воздух в горной местности на высотах полета 100—150 и 500—600 м, а в слое 200—500 м обычно наблюдается значительная турбулентность воздуха.

В горной местности, имеющей сложный рельеф, имеется огра­ниченное количество запасных аэродромов и пригодных взлетно — посадочных площадок. В большинстве случаев они имеют неров­ную поверхность, ограниченные размеры и закрытые подходы. Для посадочных площадок можно использовать высохшие русла рек и участки дорог.

Для вертолетовождения в горной местности используются по­летные карты масштаба 1 : 200 000 и 1 : 500 000. Для более деталь­ного изучения рельефа местности, ориентиров и целей используют карты более крупного масштаба.

Маршрут полета выбирается вдоль характерных линейных ори­ентиров. За основные точки маршрута выбирают характерные вер­шины гор, перевалы, изгибы рек и дорог, озера, населенные пунк­ты и отдельные промышленные объекты. При выборе основных точек маршрута необходимо учитывать время года, положение Солнца и расположение ориентиров относительно ближайших горных вершин, от которых будет падать тень. Следует избегать выбора ориентиров, находящихся в ущелье и расположенных на обратной стороне склонов гор по отношению к направлению полета.

При изучении маршрута особое внимание уделяется изменению рельефа местности, расположению характерных горных вершин, направлению ущелий, долин рек, дорог и их взаимному располо­жению. Наиболее характерные вершины и препятствия поднима­ются на карте. Для изучения горного района используют рельеф­ные карты, макеты с действительным изображением рельефа мест­ности и предварительные облеты данного района. При наличии полетных карт различных лет издания необходимо сличать изоб­ражение рельефа местности и расположение ориентиров по марш­руту с картами последнего года издания. При выборе посадочных площадок необходимо учитывать направление захода на посадку и возможные препятствия на посадочной прямой. Необходимо знать расположение, размеры, абсолютную высоту и уклон запас­ных аэродромов и выбранных площадок.

При выборе радионавигационных средств для целей вертолето­вождения следует учитывать их расположение для уменьшения влияния ошибок горного эффекта. Следует наметить такие РНС, которые меньше всего подвержены влиянию экранизации гор и расположены по ту сторону хребта, где будет выполняться полет. Ошибки горного эффекта уменьшаются, если используются РНС с более короткой длиной волны. Опасные горные районы обозна-» чаются ограничительными радиопеленгами, а наиболее характер­ные горные вершины — радиопеленгами и расстояниями до них от РНТ аэродрома.

Профиль полета выбирается в зависимости от рельефа мест­ности, метеорологических условий, наличия и видимости ориенти­ров. Наиболее благоприятная высота полета в ущельях и долинах 100—150, 500—600 м.

При выполнении расчета полета необходимо учитывать, что

полеты в горах выполняются в основном вдоль линейных ориен­тиров и с переменным профилем. Поэтому увеличиваются расстоя­ние и время полета, а следовательно, и расход топлива по участ­кам маршрута. В горах грузоподъемность вертолета значительно сокращается, поэтому особое внимание уделяется определению предельной взлетной массы вертолета и возможности зависания вне зоны влияния воздушной подушки в зависимости от высоты площадки, температуры воздуха, скорости и направления ветра.

При подготовке к полету рассчитываются минимальные значе­ния радиуса разворота и ширины ущелья для выполнения разво­рота вертолета на 180°. Минимальный радиус разворота рассчи­тывается для минимально возможных значений воздушной скорос­ти и максимальных углов крена. Минимальную ширину ущелья (LMIIH) для выполнения разворота вертолета на 180° можно опре­делить по формуле

^МИН 2(/?мин+50), (16.4)

где LMHH — минимальный радиус разворота вертолета;

Подпись: *60° Рис. 16.4. График определения ширины ущелья в зависимости от воздушной скорости и угла крена

50 — безопасное расстояние до вертолета от склонов ущелья при развороте, м.

Зависимость ширины ущелья от воздушной скорости и угла крена при развороте показана на графике (рис. 16.4). Из графи­ка видно, например, что для выполнения разворота вертолета на 180° при воздушной скорости 150 км/ч с креном 30° ширина ущелья должна быть не менее 720 м, радиус разворота при этом будет 310 м.

При расчете моментов взлета и посадки вертолета следует учитывать, что сумерки в горах наступают значительно раньше, чем в равнинной местности.

При разработке штурманского плана предусматриваются меры безопасности при выполнении полетов в горной местности, дейст­вия экипажа при потере ориентировки и ухудшении метеорологи­ческих условий.

Полеты в горных районах могут выполняться над горами и ни­же вершин гор, вдоль ущелий, лощин, вершин гор и долин. Полет по маршруту выше гор выполняется по общим правилам вертоле — товождения и особой трудности не представляет. Полеты в горной местности ниже горных вершин выполняются только визуально, они намного сложнее полетов над горами и требуют специальной подготовки летного состава.

В основе вертолетовождения в горной местности лежит опре­деление места вертолета визуальной ориентировкой, счислением и прокладкой пути. Выход на ИПМ, ЛЗП производится, как пра­вило, с курсом, рассчитанным по известному ветру, и контролиру­ется визуально. Во всех случаях полета на приводную радиостан­цию необходимо одновременно наблюдать за показаниями стрелки радиокомпаса и указателя курса, а в целях безопасности учитывать возможные боковые уклонения. При неустойчивой работе радио­компаса отсчет показаний радиопеленга необходимо осреднять через 5—10 с.

При выполнении полетов в горной местности усложняется вы­держивание режима полета ввиду больших восходящих и нисходя­щих потоков воздуха и понижается точность определения навига­ционных элементов из-за непостоянства скорости и направления ветра. Угол сноса и путевая скорость определяются наиболее часто, при необходимости через 10—15 мин полета.

Выход вертолета на заданные наземные цели осуществляется визуально от заранее намеченного характерного исходного ориен­тира. Для скрытого выхода на цель используются складки мест­ности, а для облегчения отыскания цели намечаются вспомога­тельные ориентиры в районе цели. Выход вертолета на цель в за­данное время несколько затруднен из-за непостоянства высоты полета и изменчивости направления и скорости ветра. При выпол­нении посадки на незнакомой площадке она предварительно осмат­ривается проходом на высоте 20—30 м, в отдельных случаях с нескольких направлений. При пролете площадки определяются направление захода на площадку, препятствия по заходу, размеры ее, уклон и барометрическая высота. Направление и скорость вет­ра определяются по местным признакам, при необходимости сбрасываются дымовые шашки или сигнальные ракеты. При заходе на посадку пилотирование осуществляется по приборам, так как горный горизонт не дает истинного положения вертолета.

Высота полета в горных районах при взлете, наборе и в гори­зонтальном полете выдерживается от давления 760 мм рт. ст. Для этого перед взлетом с высокогорного аэродрома на баромет­рическом высотомере устанавливается давление 760 мм рт. ст., замечаются показания стрелок высотомера, и эта высота считается за условный нуль. Перед посадкой на высокогорном аэродроме экипажу сообщается давление и барометрическая высота порога ВПП, приведенная к уровню давления 760 мм рт. ст., которую летчик устанавливает индексами на барометрическом высотомере. При посадке стрелки высотомера должны показать нуль высоты. Контроль за высотой полета осуществляется по радиовысотомеру. При этом надо учитывать, что радиовысотомер работает устойчи­во только при полете над ровной местностью. Полет над ущельем обычно выполняют на высоте 100—150 м, придерживаясь более освещенной стороны. Воздушная скорость выдерживается такой, чтобы можно было выполнить разворот в ущелье с минимальным радиусом полета в обратном направлении.

При восстановлении ориентировки необходимо при возможно­сти набирать высоту выше гор, обеспечив наилучшую видимость горных вершин и основных характерных ориентиров. Пересекают горные хребты с превышением 600 м под острым углом, чтобы при резкой потере высоты иметь возможность отвернуть в сторону от хребта.

При образовании над горами в дневные часы мощных кучевых облаков с одновременным усилением ветра свыше 7—8 м/с полеты по маршруту не выполняются. Если горные вершины, сопки и пе­ревалы закрыты облаками, полеты в горных районах запрещаются.