Особенности вертолетовождения в полярных районах. Северного и Южного полушарий
Обширные пространства земного шара, расположенные за полярным кругом и имеющие центрами Северный и Южный полюсы мира, называются полярными районами.
Северный полярный район земного шара, расположенный за северным полярным кругом от северной широты 66°33′ до северного географического полюса, называется Арктикой.
Южный полярный район земного шара, расположенный за южным полярным кругом от южной широты 66°33′ до южного географического полюса, называется Антарктикой.
Условия вертолетовождения в полярных районах имеют свои особенности и характеризуются:
— сложностью ведения визуальной и радиолокационной ориентировки;
— сложной и неустойчивой метеорологической обстановкой;
— неустойчивой работой магнитных и гиромагнитных курсовых приборов;
— ограниченным количеством радионавигационных средств и неустойчивой их работой;
— особенностью естественного освещения.
Трудность ведения визуальной ориентировки в полярных районах объясняется малым количеством (а в отдельных районах полным отсутствием) естественных и искусственных ориентиров и однообразием местности.
Арктика в зимний период — это огромная слабо освещенная снежная пустыня, а летом материковая часть представляет тундру, где просматриваются реки, озера, острова и конфигурация береговой черты. Побережье Арктики изрезано множеством заливов и бухт, конфигурация которых меняется в зависимости от времени года. В отдельных районах Арктики имеются горные хребты и горные вершины высотой более 2000 м. Населенные пункты малозаметны и встречаются редко. Характерными ориентирами, которые можно использовать для визуальной ориентировки в Арктике, являются острова, озера, бухты, реки, горные вершины и конфигурация побережья. Наиболее благоприятные условия для визуальной ориентировки складываются при полете вдоль побережья Арктики. Визуальная ориентировка усложняется, если отсутствуют точные карты, особенно мало обследованных полярных районов.
Для полярных районов характерна неустойчивая метеорологическая обстановка с низкими температурами. Неустойчивость метеорологической обстановки выражается в резком изменении направления и скорости ветра, понижении высоты облачности, быстром натекании тумана с моря на побережье. Это вызвано влиянием больших водных пространств, близостью теплых и холодных течений. Сильные ветры (до 30—40 м/с) зимой вызывают снежную пургу и поземку. Низкая облачность в полярных районах является обычным явлением. Высота облачности зимой около 500 м и ниже, а летом менее 100—200 м.
Полярные районы отличаются от других районов особенностью распределения элементов земного магнетизма. Эта особенность характеризуется незначительной величиной горизонтальной составляющей напряженности магнитного поля Земли*, большим и резко изменяющимся магнитным склонением и частыми магнитными возмущениями (магнитными бурями, магнитными аномалиями). Магнитные компасы с широты 78° ведут себя неустойчиво, а гиромагнитные компасы и курсовые системы в режиме МК можно использовать до широты 80—82°. Изменение элементов земного магнетизма является причиной изменения девиации магнитных и гиромагнитных компасов. Поэтому девиационные работы на вертолетах необходимо выполнять на каждом новом аэродроме.
Радионавигационных средств в полярных районах недостаточно, и применение их ограничено в связи с неустойчивостью распространения радиоволн и наличия помех, особенно во время магнитных бурь и полярных сияний. Радионавигационные средства на суше расположены на больших расстояниях друг от друга, поэтому полеты могут выполняться вне зоны действия их. При выполнении полетов над водной поверхностью на работу РНС, работающих на коротких и средних волнах, оказывают влияние ошибки берегового эффекта.
Большое применение в полярных районах нашли веерные радиомаяки, средневолновые и УКВ радиопеленгаторы и системы дальней навигации, которые располагаются по побережью Арктики. Дальность действия средневолновых радиопеленгаторов 1200— 1500 км над водной поверхностью, а при полетах ночью в условиях полярного сияния 500—600 км, над сушей — 300—400 км. Средневолновые радиопеленгаторы подвержены влиянию ночного эффекта, и точность определения радиопеленга составляет 2—4°. Ультракоротковолновые радиопеленгаторы не подвержены влиянию ночного эффекта, дальность действия их определяется дальностью прямой видимости и составляет 150—180 км. Точность определения пеленга 2—3°. Веерные радиомаяки в основном расположены по побережью полярных районов, дальность их действия составляет в среднем 900—1500 км. На малых удалениях радиомаяк можно использовать как приводную радиостанцию.
Характерным для полярных районов является особенность его естественного освещения, где часть времени года наблюдается полярная ночь или полярный день.
Условия вертолетовождения в полярных районах Северного и Южного полушарий в основном сходны. Однако в Южном полушарии наблюдается обратное (видимое) суточное движение Солнца и Луны (справа налево), обратное направление вектора вертикальной составляющей магнитного поля Земли и противоположность наступления времени года по календарю относительно Северного полушария.
На картах полярных районов в стереографической проекции нанесены условные меридианы для упрощения измерений путевых углов и радиопеленгов. Одна группа меридианов проводится параллельно гринвичскому меридиану красным цветом, а вторая группа — параллельно меридиану 90° восточной долготы синим цветом. От направления условных меридианов производится измерение путевых углов, радиопеленгов, направление ветра и выдерживание курса. Если сетка условных меридианов не нанесена на карту, то ее наносят цветными карандашами на весь район полетов. На полетную карту также наносятся береговая черта — синим цветом, граница территориальных вод — красным цветом, граница ледяного покрова — синим цветом, высоты береговой черты и опасных препятствий.
Маршрут полета прокладывается с наименьшим количеством изломов. При отсутствии ориентиров точки излома маршрута задаются геодезическими или прямоугольными координатами и отмечаются на карте радиопеленгами наземных РНС. При изучении маршрута особое внимание уделяется расположению и видимости ориентиров с учетом времени года. Тщательно изучается ледовая обстановка, примерное направление дрейфа льда и возможность вынужденной посадки вертолета на лед.
При расчете полета особое внимание уделяется инженерноштурманскому расчету полета. Гарантийный запас топлива должен обеспечить возвращение вертолета на свой аэродром или другой аэродром, как правило, весьма удаленный. На маршруте полета должны быть нанесены рубежи возврата на аэродром посадки с указанием минимального остатка топлива для возвращения.
Тщательно изучаются расположение, позывные и порядок использования наземных (островных) РНС и светомаяков.
Метеорологическая обстановка изучается на весь район полетов. Хорошая погода в полярных районах — явление редкое. Поэтому тщательно изучается состояние погоды на данный момент и учитывается возможность ее изменения. При подготовке к полету экипаж должен предусмотреть действия на случай попадания в неблагоприятные метеорологические условия. При разработке штурманского плана выбор средств и способов вертолетовожде — ния производится с учетом метеорологической обстановки, трудности ведения визуальной ориентировки, малым количеством РНС и аэродромов посадки.
Полет по линии заданного пути в полярных районах Северного и Южного полушарий выполняется с курсом, рассчитанным по ветру, измеренному в полете. Курс полета рассчитывается и выдерживается от условного меридиана. Курсовые приборы используются в режиме ГПК и позволяют длительное время определять и выдерживать условный курс вертолета. Режим МК применяется только для коррекции курса при полетах до широты 75°.
Контроль пути и определение места вертолета осуществляется комплексным использованием РНС, счислением и прокладкой пути, а при возможности визуальной ориентировкой. При выполнении полетов в полярных районах экипаж обязан сообщать координаты места вертолета через каждые 30 мин полета. Момент разворота вертолета над заданными точками маршрута в полярных районах определяется по расчетному времени, счислением и прокладкой пути с контролем по линиям радиопеленгов наземных РНС. Из наземных РНС предпочтение отдается длинноволновым радиопеленгаторам, веерным радиомаякам и системам дальней навигации. Необходимо помнить, что при выполнении полета над водной поверхностью РНС, расположенные на суше и работающие на средних волнах, подвержены влиянию берегового эффекта.
Выход вертолета на заданные наземные цели (площадки десантирования) осуществляется по расчетному курсу и времени от характерного исходного ориентира с контролем визуально или с использованием РНС. Выход вертолета на КПМ, аэродром посадки выполняется полетом на его РНТ. Заход на посадку осуществляется с использованием наземного и бортового оборудования способами, установленными на аэродроме.
Безопасность вертолетовождения в полярных районах обеспечивается строгим и точным выдерживанием заданного режима полета, комплексным применением для контроля пути наземных и бортовых РНС, счислением и прокладкой пути.