Особенности вертолетовождения в полярных районах. Северного и Южного полушарий

Обширные пространства земного шара, расположенные за по­лярным кругом и имеющие центрами Северный и Южный полю­сы мира, называются полярными районами.

Северный полярный район земного шара, расположенный за северным полярным кругом от северной широты 66°33′ до север­ного географического полюса, называется Арктикой.

Южный полярный район земного шара, расположенный за южным полярным кругом от южной широты 66°33′ до южного гео­графического полюса, называется Антарктикой.

Условия вертолетовождения в полярных рай­онах имеют свои особенности и характеризу­ются:

— сложностью ведения визуальной и радиолокационной ориен­тировки;

— сложной и неустойчивой метеорологической обстановкой;

— неустойчивой работой магнитных и гиромагнитных курсо­вых приборов;

— ограниченным количеством радионавигационных средств и неустойчивой их работой;

— особенностью естественного освещения.

Трудность ведения визуальной ориентировки в полярных райо­нах объясняется малым количеством (а в отдельных районах пол­ным отсутствием) естественных и искусственных ориентиров и од­нообразием местности.

Арктика в зимний период — это огромная слабо освещенная снежная пустыня, а летом материковая часть представляет тунд­ру, где просматриваются реки, озера, острова и конфигурация бе­реговой черты. Побережье Арктики изрезано множеством заливов и бухт, конфигурация которых меняется в зависимости от времени года. В отдельных районах Арктики имеются горные хребты и гор­ные вершины высотой более 2000 м. Населенные пункты малоза­метны и встречаются редко. Характерными ориентирами, которые можно использовать для визуальной ориентировки в Арктике, яв­ляются острова, озера, бухты, реки, горные вершины и конфигу­рация побережья. Наиболее благоприятные условия для визуаль­ной ориентировки складываются при полете вдоль побережья Арктики. Визуальная ориентировка усложняется, если отсутст­вуют точные карты, особенно мало обследованных полярных рай­онов.

Для полярных районов характерна неустойчивая метеорологи­ческая обстановка с низкими температурами. Неустойчивость ме­теорологической обстановки выражается в резком изменении на­правления и скорости ветра, понижении высоты облачности, быст­ром натекании тумана с моря на побережье. Это вызвано влия­нием больших водных пространств, близостью теплых и холодных течений. Сильные ветры (до 30—40 м/с) зимой вызывают снеж­ную пургу и поземку. Низкая облачность в полярных районах яв­ляется обычным явлением. Высота облачности зимой около 500 м и ниже, а летом менее 100—200 м.

Полярные районы отличаются от других районов особенностью распределения элементов земного магнетизма. Эта особенность характеризуется незначительной величиной горизонтальной состав­ляющей напряженности магнитного поля Земли*, большим и рез­ко изменяющимся магнитным склонением и частыми магнитными возмущениями (магнитными бурями, магнитными аномалиями). Магнитные компасы с широты 78° ведут себя неустойчиво, а ги­ромагнитные компасы и курсовые системы в режиме МК можно использовать до широты 80—82°. Изменение элементов земного магнетизма является причиной изменения девиации магнитных и гиромагнитных компасов. Поэтому девиационные работы на вер­толетах необходимо выполнять на каждом новом аэродроме.

Радионавигационных средств в полярных районах недостаточ­но, и применение их ограничено в связи с неустойчивостью распро­странения радиоволн и наличия помех, особенно во время магнит­ных бурь и полярных сияний. Радионавигационные средства на суше расположены на больших расстояниях друг от друга, поэто­му полеты могут выполняться вне зоны действия их. При выпол­нении полетов над водной поверхностью на работу РНС, работа­ющих на коротких и средних волнах, оказывают влияние ошибки берегового эффекта.

Большое применение в полярных районах нашли веерные ра­диомаяки, средневолновые и УКВ радиопеленгаторы и системы дальней навигации, которые располагаются по побережью Аркти­ки. Дальность действия средневолновых радиопеленгаторов 1200— 1500 км над водной поверхностью, а при полетах ночью в услови­ях полярного сияния 500—600 км, над сушей — 300—400 км. Средневолновые радиопеленгаторы подвержены влиянию ночного эффекта, и точность определения радиопеленга составляет 2—4°. Ультракоротковолновые радиопеленгаторы не подвержены влия­нию ночного эффекта, дальность действия их определяется даль­ностью прямой видимости и составляет 150—180 км. Точность оп­ределения пеленга 2—3°. Веерные радиомаяки в основном распо­ложены по побережью полярных районов, дальность их действия составляет в среднем 900—1500 км. На малых удалениях радио­маяк можно использовать как приводную радиостанцию.

Характерным для полярных районов является особенность его естественного освещения, где часть времени года наблюдается по­лярная ночь или полярный день.

Условия вертолетовождения в полярных районах Северного и Южного полушарий в основном сходны. Однако в Южном полу­шарии наблюдается обратное (видимое) суточное движение Солн­ца и Луны (справа налево), обратное направление вектора верти­кальной составляющей магнитного поля Земли и противополож­ность наступления времени года по календарю относительно Се­верного полушария.

На картах полярных районов в стереографической проекции нанесены условные меридианы для упрощения измерений путевых углов и радиопеленгов. Одна группа меридианов проводится па­раллельно гринвичскому меридиану красным цветом, а вторая группа — параллельно меридиану 90° восточной долготы синим цветом. От направления условных меридианов производится изме­рение путевых углов, радиопеленгов, направление ветра и выдер­живание курса. Если сетка условных меридианов не нанесена на карту, то ее наносят цветными карандашами на весь район поле­тов. На полетную карту также наносятся береговая черта — синим цветом, граница территориальных вод — красным цветом, граница ледяного покрова — синим цветом, высоты береговой черты и опасных препятствий.

Маршрут полета прокладывается с наименьшим количеством изломов. При отсутствии ориентиров точки излома маршрута за­даются геодезическими или прямоугольными координатами и от­мечаются на карте радиопеленгами наземных РНС. При изучении маршрута особое внимание уделяется расположению и видимости ориентиров с учетом времени года. Тщательно изучается ледовая обстановка, примерное направление дрейфа льда и возможность вынужденной посадки вертолета на лед.

При расчете полета особое внимание уделяется инженерно­штурманскому расчету полета. Гарантийный запас топлива дол­жен обеспечить возвращение вертолета на свой аэродром или дру­гой аэродром, как правило, весьма удаленный. На маршруте по­лета должны быть нанесены рубежи возврата на аэродром посад­ки с указанием минимального остатка топлива для возвращения.

Тщательно изучаются расположение, позывные и порядок ис­пользования наземных (островных) РНС и светомаяков.

Метеорологическая обстановка изучается на весь район поле­тов. Хорошая погода в полярных районах — явление редкое. По­этому тщательно изучается состояние погоды на данный момент и учитывается возможность ее изменения. При подготовке к поле­ту экипаж должен предусмотреть действия на случай попадания в неблагоприятные метеорологические условия. При разработке штурманского плана выбор средств и способов вертолетовожде — ния производится с учетом метеорологической обстановки, труд­ности ведения визуальной ориентировки, малым количеством РНС и аэродромов посадки.

Полет по линии заданного пути в полярных районах Северного и Южного полушарий выполняется с курсом, рассчитанным по ветру, измеренному в полете. Курс полета рассчитывается и вы­держивается от условного меридиана. Курсовые приборы исполь­зуются в режиме ГПК и позволяют длительное время определять и выдерживать условный курс вертолета. Режим МК применяется только для коррекции курса при полетах до широты 75°.

Контроль пути и определение места вертолета осуществляется комплексным использованием РНС, счислением и прокладкой пу­ти, а при возможности визуальной ориентировкой. При выполне­нии полетов в полярных районах экипаж обязан сообщать коор­динаты места вертолета через каждые 30 мин полета. Момент раз­ворота вертолета над заданными точками маршрута в полярных районах определяется по расчетному времени, счислением и про­кладкой пути с контролем по линиям радиопеленгов наземных РНС. Из наземных РНС предпочтение отдается длинноволновым радиопеленгаторам, веерным радиомаякам и системам дальней навигации. Необходимо помнить, что при выполнении полета над водной поверхностью РНС, расположенные на суше и работающие на средних волнах, подвержены влиянию берегового эффекта.

Выход вертолета на заданные наземные цели (площадки де­сантирования) осуществляется по расчетному курсу и времени от характерного исходного ориентира с контролем визуально или с использованием РНС. Выход вертолета на КПМ, аэродром посад­ки выполняется полетом на его РНТ. Заход на посадку осуще­ствляется с использованием наземного и бортового оборудования способами, установленными на аэродроме.

Безопасность вертолетовождения в полярных районах обеспе­чивается строгим и точным выдерживанием заданного режима по­лета, комплексным применением для контроля пути наземных и бортовых РНС, счислением и прокладкой пути.