ЗАВИСИМОСТЬ МЕЖДУ ДАВЛЕНИЕМ, ТЕМПЕРАТУРОЙ И ВЫСОТОЙ

Когда нужно получить правильное значение высоты полета, всегда приходится вводить в показания поправки на давление и температуру, если атмосферные условия отличаются от стандартных. Прежде чем на­учиться вводить эти поправки, вы должны знать соотношение между вы­сотой и этими двумя элементами. Теория и опыт показали, что это соотно­шение точно выражается следующим уравнением:

н -18400 -^5- log где Н — истинная высота в метрах;

Др— средняя абсолютная температура столба воздуха от земли до высоты Н;

Т0 — абсолютная температура у поверхности земли;

Вн— давление на высоте Н;

Н0 — высота поверхности земли над уровнем моря;

Д— давление на уровне земли.

Вышеуказанное уравнение выражает соотношение между давлением, температурой и высотой; поправки же можно определить еще из следую­щей формулы (или взять из шкалы поправок на рис. 128):

н— н ^ср — Ф-

11 — 11 пр

1 ср. р.

В этом уравнении:

Н — истинная высота;

Др — показание высотомера;

Т’ср. ф.— фактическая средняя температура воздуха в абсолютных гра­дусах между высотами Н и Н0;

Др. р.— стандартная (расчетная) средняя температура воздуха в абсо­лютных градусах между высотами Н и #0 .

Вглядитесь в зто уравнение, и вы увидите, что чем ниже температура по сравнению со стандартной, тем меньше фактическая высота по срав­нению с по казани ем высотомера. При крайних условиях эта разница может

достигать 20%; это значит, что если высота по прибору равна 3000 м и температура на этой высоте чрезвычайно низка, фак­тическая высота может иногда равняться только 2400 м. Я думаю, что из этого даже бе­столковый Джо поймет, как важно вводить необходимые поправки на температуру при полете ‘ над гористой местно­стью, когда температура очень низка. Во всяком случае, я на­деюсь, что он поймет это; иначе, если он при полете в облаках будет думать, на основании по­казаний своего высотомера (стрелка которого стоит на 3000 м), что он летит почти на 600 м над вершиной горы, высота которой всего 2401 м, может случиться, что бестолкового Джо больше не будет на свете!

Подпись: Высота по прибору в зависимости от температурыПодпись: Рис. 125.image121Рис. 125. Этот рисунок поможет вам уяснить себе влияние температуры атмосферного воздуха на показания вашего высотомера. Столб атмосферы изображен в виде пружины, так как воздух фактически расширяется и. сжимается, как обыкновенная пружина. Средняя пружина представляет стандартные атмосферные условия; левая пружина представляет атмосфер­ные условия при температуре ниже стандартной, а правая — атмосфер­ные условия при температуре выше стандартной. Запомните, что высото­мер показывает некоторый уровень давления и что этот уровень повышается и понижается в зависимости от существующей температуры.

■Предположим, что вы летите на самолете с высотомером, установлен­ным на число Колсмена для уровня моря, и что фактическая высота вашего полета равна 4 000 м над уровнем моря. При стандартных атмосферных ус­ловиях, показанных средней пружиной, при температуре в точке А (высота 4000 м) —11°С показание вашего высотомера будет совпадать с фактиче­ской высотой 4 000 м

1 При условии отсутствия инструментальной ошибки.— Ре д.

Посмотрим, что случится, если температура упадет ниже стандартной. Барометрическая высота в А будет ниже 4 000 м, как показывает левая пружина, но ваш высотомер будет пока­зывать попрежнему высоту 4 000 м. Если температура под­нимется выше стандартной, столб воздуха расширится и поднимет барометрическую вы­соту в А выше 4000 м, как показывает правая пружина.

image122Однако высотомер и тут будет показывать высоту 4 000 м.

Температуры выше стандарт­ных, как вы знаете, обычно наблюдаются летом, а ниже стандартных — зимой. Но будьте осто­рожны, так как температура выше стандартной может быть и зимой, а тем­пература ниже стандартной — летом.

Вы теперь понимаете, как важно уметь правильно истолковывать по­казания вашего высотомера, особенно когда вы летите в облаках над гори­стой местностью или по трассе воздушной линии. Правила воздушных со­общений в США требуют, чтобы полеты в восточйом направлении соверша­лись на высотах (по прибору), выражающихся нечетным числом тысяч футов (над уровнем моря), а полеты в западном направлении на высотах, выражающихся четным числом тысяч футов. Вы представляете себе, как важно иметь достаточное свободное пространство между самолетами, следующими в противоположных направлениях. Показания высотомера (высота над уровнем моря) используются на воздушных линиях для пре­дупреждения столкновений между самолетами; фактические высоты — для перелета через горные вершины.

Рис. 126. После того как ваш высотомер установлен на число Колс* мена, ваша фактическая высота, как вы помните, может оказаться на целых 20% меньше высоты по прибору, если температура значительно ниже стан­дартной. Теперь посмотрим, что случилось бы, если бы вы во время полета просто установили на своем высотомере число Колсмена и не приняли в расчет изменения температуры. Предположите, что вы летите на высоте 4000 м над уровнем моря с высотомером, установленным на число Колс-

мена для аэропорта, расположенного на уровне моря, и что температура чрезвычайно низка. Теперь, предполагая, что вы не учли’ фактической температуры, а она такова, что может привести к ошибке в 20%, посмотрим, какова будет максимальная ошибка, которую необходимо учитывать в показаниях вашего прибора.

20% от 4000 составляют 800, так что вполне возможно, что вы летите на 800 м ниже, чем показывает ваш высотомер. Предположим, однако, что вы получили число Колсмена от аэропорта, расположенного на вы­соте 2000 м над уровнем моря, и что вы попрежнему летите на высоте по прибору 4000 м над уровнем моря. В данном случае максимальная ошиб­ка составляет 20% от 2 000 м (разница между высотой по прибору и высо­той 2 000 м аэропорта), т. е. 400 м. Другими словами, вполне возможно, что при высоте по прибору 4 000 ж вы летите на 400 м ниже, т. е. на высоте 1600 м над аэропортом. После этих двух примеров мне нечего до­казывать вам, что вы всегда должны учитывать высоту места, откуда вы получили число Колсмена, так как это обстоятельство может оказывать большое влияние на величину ошибки в показании вашей высоты по при­бору.

Полеты по трассам над преимущественно ровной местностью не пред­ставляют затруднений, но, когда вы летите над гористой местностью, вы должны обеспечить себе достаточный запас высоты между вершинами гор и самолетом не только на намеченном вами маршруте, но и в достаточ­но широкой полосе справа и слева от вашего пуїй. При этом необходимо учитывать температуру наружного воздуха, если вы не желаете, чтобы ваш самолет наткнулся на какую-нибудь гору.