НАВИГАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС lHKB-252. Назначение

Навигационный комплекс НКВ-252 совместно с пило­тажным комплексом НКВ-252 предназначен для:

— вывода вертолета в район решения тактических за­дач по заранее запрограммированному маршруту;

— вывода вертолета в точку, заданную экипажу комп­лексом «Осьминог» или переданную по линии передачи данных с борта взаимодействующего вертолета или кораб­ля базирования;

— возврат вертолета «а корабль базирования с пост­роением предпосадочного маневра в горизонтальной и вер­тикальной плоскостях.

Навигационный комплекс НКВ-252 решает следующие задачи:

— определение координат вертолета в полете и их’кор­рекция;

— формирование траектории полета вертолета в гори­зонтальной плоскости;

— формирование траектории полета вертолета в вер­тикальной плоскости.

Решение указанных задач осуществляется способом об­работки информации, поступающей от датчиков бортовых систем (‘курса, скорости, высоты, координат цели).

Управление вертолетом осуществляется в полуавтома­тическом или автоматическом режиме с индикацией пило­тажных команд на приборах и светосигнальных табло.

Состав и размещение

В состав НКВ-252 входят:

— автоматизированная радиотехническая система «Привод-СВ — Борт»;

— курсовая система «Гребень-1»;

— датчик воздушной скорости ДВС-24;

— электромеханический барометрический высотомер УВИД-30-15;

— доплеровский измеритель ДИСС-32;

— автоматический радиокомпас АРК-19. Дополнительно на вертолете установлены:

— табло сигнализации № 1 (ТС-1) в кабине экипажа под блоком светосигнализаторов верхнего пульта;

— табло сигнализации № 2 (ТС-2) на приборной до­ске летчика;

— переключатель МАРШРУТ—ПОСАДКА —ЗАВИ­САНИЕ па ручке общего шага; __

прибор ИДС-1 на приборной доске летчика;")

— выключатель КОНТРОЛЬ НКВ — ВЫКЛ. на пуль­те оператора;

— галетный переключатель РЕЖИМ Н1В НА МОРЕ на центральном пульте;

— табло ДИСС 111- РАЬ. па приборной доске летчика.

Принцип действия

А. Определение координат вертолета и их коррекция.

Район действия навигационного комплекса нс превышает квадрат со сторонами 800XМИ) км, который может быть расположен на земном шаре и пределах ±75° но широте. Для решения навигационных задач н навигационном комп­лексе используются два вида координат: географические и прямоугольные. Географические координаты использу­ются в качестве исходных данных при вводе программы полета в предполетную подготовку н для индикации ко­ординат местоположения вертолета.

Прямоугольные координаты используются для хране­ния в памяти вычислителя исходных данных о программе полета и для проведения операций вычисления в цифро­вом вычислительном устройстве.

При вводе программы в качестве исходных данных о положении начала координат района действий использу­ется широта «р0 и долгота Ао, отсчитываемые от нулевого меридиана и экватора.

Величины фо и Ао снимаются с карты, причем их значе­ние определяется с дискретностью 1°, а знаки при вели­чинах фо и Ао определяются расположением начала коор­динат района относительно нулевого меридиана и эквато­ра (рис. 26.10). Для ввода данных о координатах точки старта и промежуточных пунктах маршрута (ППМ) ис­пользуются географические координаты этих точек в пре­делах района действия, причем отсчет ведется от начала координат в виде АА и Аф.

(Вычисленные значения АА и Аф и другие исходные дан­ные программы полета записываются в специальный план­шет и вводятся в вычислитель «ВН-Привод».

Вид планшета показан на рис. 26.11. Ввод в вычисли­тель производится с дискретностью 0,1 мин.

В вычислителе пересчитываются географические коор­динаты точек в прямоугольные координаты X ‘и У, причем ось X направлена на восток, ось У—на географический север (рис. 26.10).

Для обеспечения информацией летчика о местоположе­нии вертолета вычислитель определяет текущие координа­
ты, пересчитывает их в географические и выдает на инди­каторы ПВУ в виде текущей широты и текущей долготы, причем знак при координате определяет положение верто­лета относительно нулевого меридиана и экватора.

Исходными данными для определения координат вер­толета являются:

— географическое положение начала координат райо­на действия;

— координаты корабля в прямоугольной системе ко­ординат;

— курс и скорость движения корабля;

— курс и скорость движения вертолета;

— радиотехнические координаты местоположения вер­толета относительно радиомаяка корабля — азимут и даль­ность.

Данные об элементах движения корабля заносятся в память вычислителя с выхода линии АІІД. Вычислитель с циклом 0,6 с вычисляет текущие координаты нертолста (корабля) путем интегрирования значения путевой скоро­сти вертолета и корабля с учетом их курса:

•X|t=A, co I ДА,,;

Аи = Д110 НАЛ.;

YB=YB0+AY„,

где Хк, Ук — текущие координаты корабля;

Хв, Ув—текущие координаты вертолета;

Дк0, Уко’, ^во. У во — начальные координаты корабля и вертолета;

АХК, ДУК; АХВ, ДУ„ — приращения координат корабля и

вертолета за цикл (0,6 с), получен­ные способом интегрирования значе­ния путевой скорости корабля и вер­толета (рис. 26.10).

Для коррекции счисленного положения корабля ис­пользуются данные, поступающие по линии АПД зем­ля — борт в режиме «Навигация».

Для определения полярных координат вертолета отно­сительно корабля вычисляются разности прямоугольных координат:

&Х=ХВ — Хк; ЛУ=Ув-Ук,

Рис. 26.11. Планшет исходных

на основании чего определяются пеленг (азимут) и даль­ность:

A— arc tg

JX — V^ + ДУ2-

Вычисленные. координаты корабля заносятся в память вычислителя для дальнейшего их использования, а поляр-

данных программы полета

ныс координаты вертолета выводятся из вычислителя че­рез устройства ввода-вывода (УВВ) в пилотажный комп­лекс ПКВ-252 для индикации на приборах ПНП-72.

Одновременно вычислитель «ВН-Привод» преобразует вычисленные полярные координаты вертолета в географи­ческие и выдает их на индикаторы ПВУ с ценой Млад­шего разряда 0,8 мин.

Воздушная скорость вертолета, поступающая от ДВС-24, и путевая скорость, поступающая от ДИСС-32,

23 Зак. 3154дсп

используются для вычисления значения и направления ветра.

Результаты расчета данных о ветре заносятся в па­мять вычислителя автоматически, однако при неустойчи­вой работе или при выходе из строя измерителя ДИСС-32 данные о значении и направлении ветра могут быть зане­сены в память вычислителя вручную с пульта ПВУ.

Полярные координаты вертолета, вычисленные вычис­лителем ДВУ, сравниваются с полярными координатами, измеренными аппаратурой «Радикал-Н». Если абсолютная разность их меньше установленных допусков, то истинны­ми принимаются координаты, измеренные аппаратурой «Радикал-Н», о чем сигнализирует мигающее табло СУМ­МАРНАЯ КОРРЕКЦИЯ на ПВУ. В противном случае таб­ло СУММАРНАЯ КОРРЕКЦИЯ горит постоянно.

В ‘навигационном комплексе предусмотрен режим кор­рекции текущих координат по данным бортового радиоло­катора. При обнаружении радиоориентира на экране из­делия «Осьминог» определяются і него, затем эти данные вводятся в вод».

-В вычислителе сравниваются координаты радиоориен­тира, введенные с ПВУ координатами радиоориентира, из­меренными аппаратурой «Осьминог».

После сравнения рассогласований с допустимыми уров­нями автономно счисленные координаты вертолета кор­ректируются.

Б. Построение траектории полета вертолета по задан­ной программе. Навигационный комплекс позволяет про­граммировать маршрут полета по четырем частным ортод­ромиям (рис. 26.12).

Исходными данными для построения траектории поле­та служат координаты точек исходного пункта маршрута (ИПМ), промежуточных пунктов маршрута (ППМ), ко­нечного пункта маршрута (КПМ).

Координаты ИПМ, ППМ, КПМ снимаются с карты по­лета в виде приращений координат и вводятся в вычисли­тель «ВН-Привод».

В момент взлета в вычислителе формируются пилотаж­ные сигналы, разовые команды и производится счисление координат вертолета.

Пилотажные сигналы выдаются на траекторные вычис­лители ПКВ-252 и на приборы ПНП.

Одновременно в ПКВ-252 выдаются:

— координаты вертолета относительно корабля (ази­мут, дальность);

Рис. 26.12. Построение траектории полета по заданной программе

— заданное направление полета (ЗИП);

— заданный курс;

— боковое отклонение от траектории снижения;

— расстояние, оставшееся до точки полета;

— пеленг на точку полета.

В. Построение траектории предпосадочного маневра и траектории повторного захода на посадку. Для вывода вертолета в точку зависания над кораблем базирования навигационный комплекс формирует траекторию предпо­садочного маневра в горизонтальной и вертикальной пло­скостях (рис. 26.13).

Сторона захода (левым или правым разворотом) опре­деляется автоматически в зависимости от взаимного поло­жения вертолета и корабля.

При выполнении полета по траектории предпосадочно­го маневра в навигационном комплексе вырабатываются следующие сигналы для пилотажного комплекса:

— координаты вертолета относительно корабля (ази­мут, дальность);

— заданное направление посадки;

— заданный курс;

— отклонение от траектории снижения;

— оставшееся расстояние до корабля (Д0ст);

— скорость движения вертолета относительно корабля;

— команды, указывающие положение вертолета на траектории (рис. 26.14):

■у.

Рис. 26.13. ПосірО£нйе траектории пред посадочного маневра и траектории повторного захода на посадку

V-^Vp; КРУГ; УПРАВЛЕНИЕ по 2;

Я^215;Р—"0; ВЫРАВНИВАНИЕ. .

Задача построения траектории перелета вертолета из — одной точки зависания в другую в. простых и сложных’ метеоусловиях не отличается от задачи построения траек­тории предпосадочного маневра. Направлением захода вертолета в точку зависания служит направление, проти­воположное направлению лветр а.

Выбор типа траектории в зависимости от метеоусловий осуществляется с помощью выключателей ВИДИМОСТЬ, ВЕТЕР на ПВУ. Вид траектории перелета из одной точ­ки зависания в другую показан на рис. 26.15.

При необходимости выполнения повторного захода на,, посадку необходимо нажать кнопку ПОВТ. на ПВУ, при’ этом вычислитель «ВН-Привод» обеспечивает построение, траектории полета, не отличающейся от траектории пред­посадочного маневра.

Г. Взаимодействие с пилотажным комплексом. Аппара­тура «Привод-СВ — Борт» формирует для пилотажноп> комплекса ПКВ-252 сигналы управления вертолетом при полете по заданной траектории и сигналы контроля поло­жения вертолета на заданной траектории.

В режиме «Навигация» аппаратура «Привод-СВ—- Борт» (при исправном вычислителе) выдает на траектор — ные вычислители и индикаторные приборы ПНП и ПКП пилотажного комплекса следующие сигналы:

— азимут вертолета и дальность до корабля;

— заданный курс;

— заданный путевой угол;

Рис, 26.15. Траектории перелета из одной точки зависания в другую

. — заданное направление полета;

— отклонение относительно траектории полета в боко­вом канале;

— неисправности.

При отказе вычислителя «ВН-Привод» в ПКВ-252 ази­мут вертолета и дальность до корабля поступают непос­редственно с блока измерения аппаратуры «Радикал-Н»; с датчика ЗПУ поступает сигнал отклонения от текущего азимута радиомаяка.

В режиме «Посадка» предусмотрено использование трех типов посадочных систем: сантиметрового диапазона, де­циметрового диапазона, посадки по радиолокатору.

Выбор типа посадки осуществляется с пульта ПВУ.

В режиме «Посадка» в пилотажный комплекс выда­ются сигналы готовности глиссадного, курсового и даль — номерного каналов, сигналы отклонения от линии курса и глиссады снижения, дальность до РМ РСБН.

При посадке по радиолокатору сигналы отклонения от равносигнального направления, относительная скорость сближения с кораблем, дальность, оставшаяся до кораб­ля, вычисляются корабельным комплексом и по линии АПД передаются в аппаратуру «Привод-СВ — Борт», за­тем в пилотажный комплекс ПКВ-252.

Посадка на корабль, оборудованный радиомаяком «Привод-СВ», производится также по расчетной траекто­рии снижения. Вычислитель «ВН-Привод» формирует сиг­нал отклонения вертолета от расчетной глиссады сниже­ния. При этом прибор ПНП отрабатывает по боковому и продольному каналам сигналы отклонения, а вычислители ПКВ-252 и стрелки положения ПКП подключаются к от­работке продольного канала после принудительного нажа­тия кнопки ЗАХВАТ ГЛИССАДЫ.

Подключение ПКВ-252, приборов ПНП и ПКП по бо­ковому каналу происходит в момент, когда вычислитель «ВН-Привод» формирует сигнал СТАБИЛИЗАЦИЯ.

Оставьте ответ

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>