Особенности вертолетовождения при действиях. по наземным целям

Выполнение боевых задач связано с точным вождением верто­летов по заданному маршруту и выводом их на малоразмерные наземные цели. Выход вертолета на цель является наиболее важ­ным этапом вертолетовождения, от которого зависит успех выпол­нения поставленной задачи. Для точного выполнения полета по маршруту и вывода вертолета на заданные наземные цели необ­ходимо использовать все средства и способы вертолетовождения, с тем чтобы успешно выполнить боевую задачу и обеспечить без­опасность полета в штурманском отношении.

Объем и содержание штурманской подготовки к полету опре­деляется характером боевой задачи. Кроме общей подготовки до­полнительно изучается местоположение объектов боевых дейст­вий, их демаскирующие признаки и возможные направления пере­мещения, расположение средств ПВО противника и коридоры про­лета линии фронта, метеорологическая обстановка по маршруту и в районе цели, расположение, характер работы радионавигацион­ных средств и степень радиоэлектронного подавления, порядок выполнения полетного задания. При изучении и оценке обстановки по маршруту и в районе цели важно определить влияние этих факторов на вертолетовождение, разработать оптимальные виды маневрирования при поиске заданных целей, произвести расчеты на поиск и подготовить данные для использования радионавига­ционных средств и навигационного комплекса.

Изучение цели производится по картам крупного масштаба, фотосхемам и аэроснимкам. Для обеспечения вывода вертолета на цель готовится карта цели, на которую наносятся основные объекты боевых действий и схемы маневров при выходе вертоле­та на заданные цели.

Маршрут, профиль и режим полета должны обеспечить точное и надежное вертолетовождение, успешное преодоление средств ПВО противника, наименьшую продолжительность полета на тер­ритории противника и выход вертолета на цель с ходу с наивы­годнейшего направления. Выбор маршрута начинается от района цели, где намечаются 1—2 исходных ориентира (ИО) и начало боевого пути (НБП). Исходные ориентиры выбираются на удале­нии 8—10 км от цели с учетом наилучших условий ее обнаруже­ния и маневрирования, внезапности и скрытности выхода вертоле­та на заданные объекты. По возможности линия пути от ИО до цели должна проходить вдоль линейного ориентира (дорога, ре­ка) или створа хорошо просматриваемых ориентиров. Начало бое­вого пути выбирается на удалении 2—3 км от цели в зависимости от применяемых средств поражения. При необходимости на ли­нии боевого пути намечаются точки начала атаки, пуска ракет или стрельбы.

При выполнении полета в боевых порядках и нанесении удара по нескольким целям намечается пункт боевого расхождения (ПБР). Он выбирается с таким расчетом, чтобы обеспечить рас­хождение и вывод вертолетов на заданные цели с наивыгодней­ших направлений. В районе цели намечается ИПОМ, который представляет характерный ориентир, хорошо видимый с воздуха и обеспечивающий вывод вертолета на линию обратного маршрута после выполнения атаки. При выполнении атаки с ходу за ИПОМ может приниматься сама цель. За ИПМ, КПМ, как правило, при­нимается РНТ аэродрома базирования.

Прокладка маршрута производится по общим правилам. На маршруте наносятся рубежи построения и роспуска боевых поряд­ков, изменения профиля и режима полета, встречи с взаимодей­ствующими подразделениями, рубежи обнаружения и поражения средствами ПВО противника. Разметка расстояния и времени по­лета на последнем участке маршрута производится от цели. На карте отмечается превышение цели относительно уровня аэродро­ма вылета и расчетное время выхода на цель. Линия пути обрат-
ного маршрута прокладывается по наикратчайшему расстоянию до аэродрома базирования или запасного аэродрома.

При подготовке к боевым действиям по наземным целям по вызову или с площадок подскока на полетной карте прокладыва­ются основные осевые маршруты, по которым возможно наведение вертолетов на наземные цели. За основные точки таких маршру­тов принимаются наиболее характерные наземные ориентиры, хо­рошо наблюдаемые с воздуха. В качестве ИПМ (КПМ) выбирают РНТ аэродрома базирования или центры зон дежурства вертоле­тов в воздухе. Осевые маршруты прокладываются в прямом и об­ратном направлении по наикратчайшему расстоянию в пределах дальности обнаружения своих наземных РЛС. Все осевые марш­руты и характерные ориентиры нумеруются и кодируются.

Профиль полета по маршруту и в район цели выбирается в за­висимости от характера поставленной задачи, средств ПВО про­тивника, рельефа местности и метеорологической обстановки. Це­лесообразнее всего выбирать переменный профиль полета. Над своей территорией до рубежа обнаружения РЛС противника по­лет выполняется на высоте 200—300 м, над территорией против­ника— на предельно малой высоте 15—50 м, а в районе цели вы­сота назначается в зависимости от применяемых средств пораже­ния. При выборе воздушной скорости полета необходимо учиты­вать длину маршрута и профиль полета. Над своей территорией намечается воздушная скорость наибольшей дальности полета, а над территорией противника максимально возможная, чтобы сок­ратить время пребывания в зонах обнаружения средств ПВО про­тивника.

При выполнении расчета полета определяется потребное коли­чество топлива и рассчитывается время от момента получения боевой задачи до нанесения удара, время взлета для выхода на цель в назначенное время и время нахождения вертолетов в рай­оне цели.

Время до нанесения удара (tДОуд) зависит от удаления района боевых действий от аэродрома и определяется по формуле

^ДО уд = ^ПОДГ ”1“ ^ВЗЛ -(“ ^ДО Ц, ( 18. 1 )

где /подг — время подготовки экипажа к вылету с момента полу­чения боевой задачи;

^взл — продолжительность взлета, построения боевых поряд­ков и полета до ИПМ;

^доц—время полета вертолета от ИПМ до цели.

Время взлета вертолета (ГВЗл) для выхода на цель в назначен­ное время зависит от времени полета до цели и рассчитывается по формуле, указанной в главе 11.

Время нахождения вертолета над целью (/ц) зависит от за­правки вертолета топливом и общей продолжительности полета до цели, определяется по формуле

Подпись: (18.2)tnрод (^ВЗЛ “I” ^ДО Ц “1“ toT ц),

где £Прод — максимальная продолжительность полета в зависимо­сти от заправки вертолета топливом; toi ц — время полета от цели до аэродрома, включая роспуск и посадку вертолетов.

В штурманском плане полета указываются действия экипажа при автономном использовании технических средств в случае полного или частичного отказа автоматических средств счисления пути, порядок действий при перенацеливании и маневрировании в районе цели. Намечаются рубежи изменения режима полета, точ­ки коррекции счисленных координат и разрабатываются меры без­опасности в штурманском отношении.

Выполнение боевого маршрутного полета производится по об­щим правилам вертолетовождения и включает следующие этапы: взлет и выход вертолета на ИПМ, полет по маршруту к району выполнения боевой задачи, выход вертолета на цель и выполнение поставленной задачи, выход вертолета на КПМ и построение ма­невра для захода на посадку.

При выполнении полета в составе группы включается этап по­строения и роспуска боевых порядков. Построение боевого поряд­ка обычно производится в районе аэродрома базирования или на маршруте. Высота построения боевых порядков днем 30—50 м, ночью — 150—200 м.

Полет по маршруту к району выполнения боевой задачи на­чинается с выхода вертолета на ИПМ и включает: выход верто­лета на ЛЗП, контроль и исправление пути, организацию встречи с взаимодействующими подразделениями, пролет линии фронта и преодоление средств ПВО противника, выход вертолета на ИО (ПБР). Пролет линии фронта и выход вертолета на ИО, как пра­вило, осуществляется на предельно малых высотах 15—50 м, что не всегда обеспечивает своевременное обнаружение и опознава­ние целей. Поэтому выход вертолета на ИО рекомендуется выпол­нять на высоте 50—100 м, а в отдельных случаях для атак с пи­кирования на высоте 200—300 м. Удаление рубежа начала набо­ра высоты (5РУб) от цели можно рассчитать по формуле

Spy6 = Дц 5бп — f — 50бн -f — 5Н, (18.3)

где Дц — дальность до цели в момент окончания атаки;

5бп — расстояние боевого пути, необходимое для прицелива­ния и наведения;

S06h — расстояние, проходимое вертолетом за время обнару­жения и опознавания цели;

SH — расстояние, проходимое вертолетом за время набора высоты.

Выход вертолета на цель осуществляется от характерного ис­ходного ориентира следующими способами:

— визуально по курсу и времени;

— наведением с земли;

— по линиям положения РНС;

— с использованием навигационного комплекса.

Выход вертолета на наземную цель визуально по курсу и вре­мени от характерного ориентира ИО является основным способом и применяется при выполнении полета на предельно малых высо­тах днем и ночью при визуальной видимости ориентиров в райо­не цели. После выхода вертолета на ИО включается секундомер, устанавливается и строго выдерживается расчетный курс, ведется детальная визуальная ориентировка до обнаружения заданной цели.

Выход вертолета на наземную цель наведением с земли осуще­ствляется с использованием наземных РЛС обнаружения и наве­дения или по командам авиационного наводчика. Наведение вер­толета на цель с использованием наземных РЛС осуществляется по азимутально-дальномерной сетке, которая наносится на полет­ную карту. Подготовка карты и методика выхода вертолета на цель рассмотрены в главе 8.

При выходе вертолета на заданную наземную цель по командам авиационного наводчика передача данных о местонахождении це­ли, ее характере осуществляется относительно характерных ориен­тиров в прямоугольной или полярной системах координат. Коорди­наты целей передаются с использованием таблиц сигналов и специ­альных кодированных карт. В отдельных случаях экипажу может указываться курс полета и расстояние до цели от характерного ори­ентира.

Выход вертолета на наземную цель по линиям положения PH С

осуществляется с использованием РСБН или двух РНТ (ПРС, АРП). РСБН обеспечивает вывод вертолета на цель полетом по ли­нии азимута. Для этого необходимо проложить маршрут полета че­рез точку местонахождения радиомаяка РСБН и цель. Маршрут полета прокладывается с таким расчетом, чтобы вертолет прохо­дил через радиомаяк или выходил на линию азимута цели в задан­ной точке. Методика полета по линии азимута от радиомаяка РСБН рассмотрена в главе 8.

Выход вертолета на наземную цель по линиям положения двух РНТ (ПРС, АРП) производится в тех случаях, когда пеленг одной РНТ совпадает с направлением ЛЗП перед целью и используется для контроля пути по направлению, а пеленг второй РНТ, располо­женной в стороне от ЛЗП, используется для контроля пути по даль­ности (рис. 18.1). Угол пересечения радиопеленгов должен нахо­диться в пределах 60—120°. Радиопеленги прокладываются на кар­те через ИО, НБП, цель и обозначаются в значениях МПР. Значе­ние пеленга в полете определяется от ПРС по УГР, а от АРП за­просом «Прибоя».

Выход вертолета на цель с использованием навигационного комплекса производится по заранее подготовленной карте. На кар­ту наносится соответствующая система координат и маршрут по­лета. Для выхода вертолета на цель с использованием навигацион­ного комплекса обычно используется общая ортодромическая си­стема координат для данного маршрута. Для более точного и на­дежного выхода вертолета на заданную наземную цель необходи­мо использовать сочетание вышеуказанных способов.

После выполнения боевой задачи и отхода от цели осуществля­ется заранее намеченный маневр для выхода вертолета на ИПОМ. Выход вертолета на ИПОМ производится визуально по курсу и времени. Полет по линии пути обратного маршрута выполняется по тем же правилам, что и при полете к цели с использованием всех средств вертолетовождения и визуальной ориентировки. Выход на КПМ в большинстве случаев выполняется полетом на РНТ аэро­дрома.

Особенности вертолетовождения при действиях. по наземным целям

Рис. 18.1. Вывод вертолета на цель с использованием линии положения от

двух РНТ