Особенности вертолетовождения при действиях. по наземным целям
Выполнение боевых задач связано с точным вождением вертолетов по заданному маршруту и выводом их на малоразмерные наземные цели. Выход вертолета на цель является наиболее важным этапом вертолетовождения, от которого зависит успех выполнения поставленной задачи. Для точного выполнения полета по маршруту и вывода вертолета на заданные наземные цели необходимо использовать все средства и способы вертолетовождения, с тем чтобы успешно выполнить боевую задачу и обеспечить безопасность полета в штурманском отношении.
Объем и содержание штурманской подготовки к полету определяется характером боевой задачи. Кроме общей подготовки дополнительно изучается местоположение объектов боевых действий, их демаскирующие признаки и возможные направления перемещения, расположение средств ПВО противника и коридоры пролета линии фронта, метеорологическая обстановка по маршруту и в районе цели, расположение, характер работы радионавигационных средств и степень радиоэлектронного подавления, порядок выполнения полетного задания. При изучении и оценке обстановки по маршруту и в районе цели важно определить влияние этих факторов на вертолетовождение, разработать оптимальные виды маневрирования при поиске заданных целей, произвести расчеты на поиск и подготовить данные для использования радионавигационных средств и навигационного комплекса.
Изучение цели производится по картам крупного масштаба, фотосхемам и аэроснимкам. Для обеспечения вывода вертолета на цель готовится карта цели, на которую наносятся основные объекты боевых действий и схемы маневров при выходе вертолета на заданные цели.
Маршрут, профиль и режим полета должны обеспечить точное и надежное вертолетовождение, успешное преодоление средств ПВО противника, наименьшую продолжительность полета на территории противника и выход вертолета на цель с ходу с наивыгоднейшего направления. Выбор маршрута начинается от района цели, где намечаются 1—2 исходных ориентира (ИО) и начало боевого пути (НБП). Исходные ориентиры выбираются на удалении 8—10 км от цели с учетом наилучших условий ее обнаружения и маневрирования, внезапности и скрытности выхода вертолета на заданные объекты. По возможности линия пути от ИО до цели должна проходить вдоль линейного ориентира (дорога, река) или створа хорошо просматриваемых ориентиров. Начало боевого пути выбирается на удалении 2—3 км от цели в зависимости от применяемых средств поражения. При необходимости на линии боевого пути намечаются точки начала атаки, пуска ракет или стрельбы.
При выполнении полета в боевых порядках и нанесении удара по нескольким целям намечается пункт боевого расхождения (ПБР). Он выбирается с таким расчетом, чтобы обеспечить расхождение и вывод вертолетов на заданные цели с наивыгоднейших направлений. В районе цели намечается ИПОМ, который представляет характерный ориентир, хорошо видимый с воздуха и обеспечивающий вывод вертолета на линию обратного маршрута после выполнения атаки. При выполнении атаки с ходу за ИПОМ может приниматься сама цель. За ИПМ, КПМ, как правило, принимается РНТ аэродрома базирования.
Прокладка маршрута производится по общим правилам. На маршруте наносятся рубежи построения и роспуска боевых порядков, изменения профиля и режима полета, встречи с взаимодействующими подразделениями, рубежи обнаружения и поражения средствами ПВО противника. Разметка расстояния и времени полета на последнем участке маршрута производится от цели. На карте отмечается превышение цели относительно уровня аэродрома вылета и расчетное время выхода на цель. Линия пути обрат-
ного маршрута прокладывается по наикратчайшему расстоянию до аэродрома базирования или запасного аэродрома.
При подготовке к боевым действиям по наземным целям по вызову или с площадок подскока на полетной карте прокладываются основные осевые маршруты, по которым возможно наведение вертолетов на наземные цели. За основные точки таких маршрутов принимаются наиболее характерные наземные ориентиры, хорошо наблюдаемые с воздуха. В качестве ИПМ (КПМ) выбирают РНТ аэродрома базирования или центры зон дежурства вертолетов в воздухе. Осевые маршруты прокладываются в прямом и обратном направлении по наикратчайшему расстоянию в пределах дальности обнаружения своих наземных РЛС. Все осевые маршруты и характерные ориентиры нумеруются и кодируются.
Профиль полета по маршруту и в район цели выбирается в зависимости от характера поставленной задачи, средств ПВО противника, рельефа местности и метеорологической обстановки. Целесообразнее всего выбирать переменный профиль полета. Над своей территорией до рубежа обнаружения РЛС противника полет выполняется на высоте 200—300 м, над территорией противника— на предельно малой высоте 15—50 м, а в районе цели высота назначается в зависимости от применяемых средств поражения. При выборе воздушной скорости полета необходимо учитывать длину маршрута и профиль полета. Над своей территорией намечается воздушная скорость наибольшей дальности полета, а над территорией противника максимально возможная, чтобы сократить время пребывания в зонах обнаружения средств ПВО противника.
При выполнении расчета полета определяется потребное количество топлива и рассчитывается время от момента получения боевой задачи до нанесения удара, время взлета для выхода на цель в назначенное время и время нахождения вертолетов в районе цели.
Время до нанесения удара (tДОуд) зависит от удаления района боевых действий от аэродрома и определяется по формуле
^ДО уд = ^ПОДГ ”1“ ^ВЗЛ -(“ ^ДО Ц, ( 18. 1 )
где /подг — время подготовки экипажа к вылету с момента получения боевой задачи;
^взл — продолжительность взлета, построения боевых порядков и полета до ИПМ;
^доц—время полета вертолета от ИПМ до цели.
Время взлета вертолета (ГВЗл) для выхода на цель в назначенное время зависит от времени полета до цели и рассчитывается по формуле, указанной в главе 11.
Время нахождения вертолета над целью (/ц) зависит от заправки вертолета топливом и общей продолжительности полета до цели, определяется по формуле
tnрод (^ВЗЛ “I” ^ДО Ц “1“ toT ц),
где £Прод — максимальная продолжительность полета в зависимости от заправки вертолета топливом; toi ц — время полета от цели до аэродрома, включая роспуск и посадку вертолетов.
В штурманском плане полета указываются действия экипажа при автономном использовании технических средств в случае полного или частичного отказа автоматических средств счисления пути, порядок действий при перенацеливании и маневрировании в районе цели. Намечаются рубежи изменения режима полета, точки коррекции счисленных координат и разрабатываются меры безопасности в штурманском отношении.
Выполнение боевого маршрутного полета производится по общим правилам вертолетовождения и включает следующие этапы: взлет и выход вертолета на ИПМ, полет по маршруту к району выполнения боевой задачи, выход вертолета на цель и выполнение поставленной задачи, выход вертолета на КПМ и построение маневра для захода на посадку.
При выполнении полета в составе группы включается этап построения и роспуска боевых порядков. Построение боевого порядка обычно производится в районе аэродрома базирования или на маршруте. Высота построения боевых порядков днем 30—50 м, ночью — 150—200 м.
Полет по маршруту к району выполнения боевой задачи начинается с выхода вертолета на ИПМ и включает: выход вертолета на ЛЗП, контроль и исправление пути, организацию встречи с взаимодействующими подразделениями, пролет линии фронта и преодоление средств ПВО противника, выход вертолета на ИО (ПБР). Пролет линии фронта и выход вертолета на ИО, как правило, осуществляется на предельно малых высотах 15—50 м, что не всегда обеспечивает своевременное обнаружение и опознавание целей. Поэтому выход вертолета на ИО рекомендуется выполнять на высоте 50—100 м, а в отдельных случаях для атак с пикирования на высоте 200—300 м. Удаление рубежа начала набора высоты (5РУб) от цели можно рассчитать по формуле
Spy6 = Дц 5бп — f — 50бн -f — 5Н, (18.3)
где Дц — дальность до цели в момент окончания атаки;
5бп — расстояние боевого пути, необходимое для прицеливания и наведения;
S06h — расстояние, проходимое вертолетом за время обнаружения и опознавания цели;
SH — расстояние, проходимое вертолетом за время набора высоты.
Выход вертолета на цель осуществляется от характерного исходного ориентира следующими способами:
— визуально по курсу и времени;
— наведением с земли;
— по линиям положения РНС;
— с использованием навигационного комплекса.
Выход вертолета на наземную цель визуально по курсу и времени от характерного ориентира ИО является основным способом и применяется при выполнении полета на предельно малых высотах днем и ночью при визуальной видимости ориентиров в районе цели. После выхода вертолета на ИО включается секундомер, устанавливается и строго выдерживается расчетный курс, ведется детальная визуальная ориентировка до обнаружения заданной цели.
Выход вертолета на наземную цель наведением с земли осуществляется с использованием наземных РЛС обнаружения и наведения или по командам авиационного наводчика. Наведение вертолета на цель с использованием наземных РЛС осуществляется по азимутально-дальномерной сетке, которая наносится на полетную карту. Подготовка карты и методика выхода вертолета на цель рассмотрены в главе 8.
При выходе вертолета на заданную наземную цель по командам авиационного наводчика передача данных о местонахождении цели, ее характере осуществляется относительно характерных ориентиров в прямоугольной или полярной системах координат. Координаты целей передаются с использованием таблиц сигналов и специальных кодированных карт. В отдельных случаях экипажу может указываться курс полета и расстояние до цели от характерного ориентира.
Выход вертолета на наземную цель по линиям положения PH С
осуществляется с использованием РСБН или двух РНТ (ПРС, АРП). РСБН обеспечивает вывод вертолета на цель полетом по линии азимута. Для этого необходимо проложить маршрут полета через точку местонахождения радиомаяка РСБН и цель. Маршрут полета прокладывается с таким расчетом, чтобы вертолет проходил через радиомаяк или выходил на линию азимута цели в заданной точке. Методика полета по линии азимута от радиомаяка РСБН рассмотрена в главе 8.
Выход вертолета на наземную цель по линиям положения двух РНТ (ПРС, АРП) производится в тех случаях, когда пеленг одной РНТ совпадает с направлением ЛЗП перед целью и используется для контроля пути по направлению, а пеленг второй РНТ, расположенной в стороне от ЛЗП, используется для контроля пути по дальности (рис. 18.1). Угол пересечения радиопеленгов должен находиться в пределах 60—120°. Радиопеленги прокладываются на карте через ИО, НБП, цель и обозначаются в значениях МПР. Значение пеленга в полете определяется от ПРС по УГР, а от АРП запросом «Прибоя».
Выход вертолета на цель с использованием навигационного комплекса производится по заранее подготовленной карте. На карту наносится соответствующая система координат и маршрут полета. Для выхода вертолета на цель с использованием навигационного комплекса обычно используется общая ортодромическая система координат для данного маршрута. Для более точного и надежного выхода вертолета на заданную наземную цель необходимо использовать сочетание вышеуказанных способов.
После выполнения боевой задачи и отхода от цели осуществляется заранее намеченный маневр для выхода вертолета на ИПОМ. Выход вертолета на ИПОМ производится визуально по курсу и времени. Полет по линии пути обратного маршрута выполняется по тем же правилам, что и при полете к цели с использованием всех средств вертолетовождения и визуальной ориентировки. Выход на КПМ в большинстве случаев выполняется полетом на РНТ аэродрома.
Рис. 18.1. Вывод вертолета на цель с использованием линии положения от двух РНТ |