Особенности выполнения полетов по местным воздушным. линиям и воздушным трассам

Основой вертолетовождения по воздушным трассам является полет с использованием ОПРС, установленных на маршрутах трасс.

Вертолетовождение по МВЛ осуществляется с использованием обычных средств вертолетовождения, способы их применения та­кие же, как и при полете вне МВЛ и ВТ.

Условия вертолетовождения по МВЛ и трассам характеризу­ются следующими особенностями:

— необходимо строго выдерживать заданный режим полета, вести расчет времени выхода на рубежи передачи управления, аэродромы посадки и сообщать его органам УВД;

— полет выполняется в узкой полосе, выход за пределы кото­рой является нарушением режима полета;

— увеличивается количество используемых средств РТО в це­лях вертолетовождения;

— возрастает объем работы экипажа по ведению связи.

В целях упорядочения воздушного движения и обеспечения безопасности полетов в воздушном пространстве СССР устанав­ливаются минимально допустимые интервалы и дистанции верти­кального, продольного и бокового эшелонирования.

Вертикальное эшелонирование при полетах по воздушным трассам, МВЛ и маршрутам вне их осуществляется по полукру — говой системе с минимальным интервалом ниже эшелона 8100 м через каждые 300 м, от эшелона 8100 м до эшелона 12 000 м — через каждые 500 м.

При направлении полета с истинными путевыми углами от 0 до 179° (включительно) устанавливаются эшелоны 900, 1500, 2100 м и т. д.

При направлении полета с ИПУ от 180 до 359° (включитель­но) устанавливаются эшелоны 1200, 1800, 2400 м и т. д.

При визуальных полетах на высотах менее нижнего эшелона летательные аппараты со скоростями полета 300 км/ч и менее эшелонируются через 150 м, а со скоростями более 300 км/ч — через 300 м. В полете эшелон (высота) выдерживается по баро­метрическому высотомеру с учетом суммарной поправки. Эшело­ны полетов назначаются гражданскими секторами центров ЕС УВД при полетах по МВЛ и трассам, военными секторами — при полетах вне воздушных трасс и МВЛ.

Минимальные интервалы продольного и поперечного эшелони­рования устанавливаются Основными правилами полетов в зави­симости от условий пилотирования, скоростей летательных аппа­ратов, района выполнения полетов и наличия радиолокационного контроля.

Полеты по трассам, МВЛ и маршрутам вне их в зависимости от метеорологических условий и оборудования вертолетов выпол­няются но правилам визуального полета (ПВП) или правилам приборного полета (ППП).

Условия полета, указываемые в полетном листе, должны точно выполняться экипажами и могут быть изменены только с разре­шения органа УВД, который управляет данным полетом.

Вход на МВЛ (ВТ) и выход с нее осуществляется с разреше­ния гражданского сектора РЦ ЕС УВД, как правило, под углом 90° к ее оси.

Изменение назначенного эшелона (высоты) допускается толь­ко в необходимых случаях с разрешения органа УВД, которому командир летательного аппарата сообщает свое местонахождение и причину необходимости смены эшелона.

В исключительных случаях командиру экипажа предоставля­ется право самостоятельно изменять эшелон полета с немедлен­ным докладом об этом органу УВД. Командир экипажа, не изме­няя эшелона полета, отворачивает, как правило, вправо на 30° от оси МВЛ первой категории или воздушной трассы и, пройдя 20 км, выводит летательный аппарат на прежний курс с одно­временным изменением высоты до необходимой и сообщает об этом органу УВД. После занятия нового эшелона с разрешения органа УВД осуществляется вход на МВЛ.

Пересечение МВЛ (ВТ) производится на предварительно со­гласованных эшелонах и участках. В этом случае командир эки­пажа не позднее чем за 5 мин до подхода к границе МВЛ (ВТ) докладывает об этом военному органу УВД, управляющему его полетом, и получает от него разрешение и условия пересечения МВЛ (ВТ). Пересечение МВЛ (ВТ), а также вход на них и уход с них производятся в режиме горизонтального полета. Эшелон пересечения или входа на МВЛ (ВТ) должен быть занят лета­тельным аппаратом не менее чем за 10 км до ее границы. После пересечения или ухода с МВЛ (ВТ) изменение эшелона может про­изводиться не ближе 10 км от границы МВЛ (ВТ).

При подходе к аэродрому летчик получает от органа УВД по радио курс снижения и курс посадки, эшелон выхода на аэрод­ром, эшелон перехода, скорость и направление ветра у земли, температуру воздуха, давление на уровне аэродрома, опасные метеорологические явления при их наличии и высоту нижней гра­ницы облаков, способ захода на посадку (направление круга по­летов), необходимые расчетные данные для снижения.

После входа в круг полетов на борт передаются высота ниж­ней границы облаков, полетная видимость, направление и ско­рость ветра у земли, состояние ВПП (грунта), очередность по­садки, местонахождение впереди и сзади летящих летательных аппаратов и другие данные по запросу экипажа.

Отсчет барометрической высоты полета производится:

— по давлению на аэродроме при полетах в районе аэрод­рома;

— по минимальному атмосферному давлению на маршруте по­лета, приведенному к уровню моря, при полетах по МВЛ второй категории и маршрутам вне их на высотах ниже нижнего эше­лона;

— по атмосферному давлению 760 мм рт. ст. при полетах по МВЛ первой категории и воздушным трассам на эшелоне перехо­да (самый нижний эшелон, устанавливаемый в районе аэродро­ма) и выше.

При полетах по МВЛ второй категории и маршрутам вне их ниже нижнего эшелона перевод шкалы барометрического высото­мера с давления аэродрома на минимальное приведенное давление производится при выходе из круга полетов над аэродромом на курс следования. При подходе к аэродрому посадки перевод шкалы барометрического высотомера на давление аэродрома производит­ся перед входом в круг полетов над аэродромом по указанию ру­ководителя полетов.

Для полета на эшелоне перевод шкалы барометрического вы­сотомера с давления аэродрома па давление 760 мм рт. ст. про­изводится при пересечении высоты перехода (высоты круга поле­тов над аэродромом). На многоместных вертолетах вначале уста­навливается давление 760 мм рт. ст. на высотомере второго лет­чика (штурмана), а после выхода на курс следования — на высо­томере командира экипажа. При снижении для захода на посадку перевод шкалы с давления 760 мм рт. ст. на давление аэродрома производится на эшелоне перехода в горизонтальном полете с раз­решения РП на занятие высоты полета по кругу.

Глава 18