Особенности выполнения полетов по местным воздушным. линиям и воздушным трассам
Основой вертолетовождения по воздушным трассам является полет с использованием ОПРС, установленных на маршрутах трасс.
Вертолетовождение по МВЛ осуществляется с использованием обычных средств вертолетовождения, способы их применения такие же, как и при полете вне МВЛ и ВТ.
Условия вертолетовождения по МВЛ и трассам характеризуются следующими особенностями:
— необходимо строго выдерживать заданный режим полета, вести расчет времени выхода на рубежи передачи управления, аэродромы посадки и сообщать его органам УВД;
— полет выполняется в узкой полосе, выход за пределы которой является нарушением режима полета;
— увеличивается количество используемых средств РТО в целях вертолетовождения;
— возрастает объем работы экипажа по ведению связи.
В целях упорядочения воздушного движения и обеспечения безопасности полетов в воздушном пространстве СССР устанавливаются минимально допустимые интервалы и дистанции вертикального, продольного и бокового эшелонирования.
Вертикальное эшелонирование при полетах по воздушным трассам, МВЛ и маршрутам вне их осуществляется по полукру — говой системе с минимальным интервалом ниже эшелона 8100 м через каждые 300 м, от эшелона 8100 м до эшелона 12 000 м — через каждые 500 м.
При направлении полета с истинными путевыми углами от 0 до 179° (включительно) устанавливаются эшелоны 900, 1500, 2100 м и т. д.
При направлении полета с ИПУ от 180 до 359° (включительно) устанавливаются эшелоны 1200, 1800, 2400 м и т. д.
При визуальных полетах на высотах менее нижнего эшелона летательные аппараты со скоростями полета 300 км/ч и менее эшелонируются через 150 м, а со скоростями более 300 км/ч — через 300 м. В полете эшелон (высота) выдерживается по барометрическому высотомеру с учетом суммарной поправки. Эшелоны полетов назначаются гражданскими секторами центров ЕС УВД при полетах по МВЛ и трассам, военными секторами — при полетах вне воздушных трасс и МВЛ.
Минимальные интервалы продольного и поперечного эшелонирования устанавливаются Основными правилами полетов в зависимости от условий пилотирования, скоростей летательных аппаратов, района выполнения полетов и наличия радиолокационного контроля.
Полеты по трассам, МВЛ и маршрутам вне их в зависимости от метеорологических условий и оборудования вертолетов выполняются но правилам визуального полета (ПВП) или правилам приборного полета (ППП).
Условия полета, указываемые в полетном листе, должны точно выполняться экипажами и могут быть изменены только с разрешения органа УВД, который управляет данным полетом.
Вход на МВЛ (ВТ) и выход с нее осуществляется с разрешения гражданского сектора РЦ ЕС УВД, как правило, под углом 90° к ее оси.
Изменение назначенного эшелона (высоты) допускается только в необходимых случаях с разрешения органа УВД, которому командир летательного аппарата сообщает свое местонахождение и причину необходимости смены эшелона.
В исключительных случаях командиру экипажа предоставляется право самостоятельно изменять эшелон полета с немедленным докладом об этом органу УВД. Командир экипажа, не изменяя эшелона полета, отворачивает, как правило, вправо на 30° от оси МВЛ первой категории или воздушной трассы и, пройдя 20 км, выводит летательный аппарат на прежний курс с одновременным изменением высоты до необходимой и сообщает об этом органу УВД. После занятия нового эшелона с разрешения органа УВД осуществляется вход на МВЛ.
Пересечение МВЛ (ВТ) производится на предварительно согласованных эшелонах и участках. В этом случае командир экипажа не позднее чем за 5 мин до подхода к границе МВЛ (ВТ) докладывает об этом военному органу УВД, управляющему его полетом, и получает от него разрешение и условия пересечения МВЛ (ВТ). Пересечение МВЛ (ВТ), а также вход на них и уход с них производятся в режиме горизонтального полета. Эшелон пересечения или входа на МВЛ (ВТ) должен быть занят летательным аппаратом не менее чем за 10 км до ее границы. После пересечения или ухода с МВЛ (ВТ) изменение эшелона может производиться не ближе 10 км от границы МВЛ (ВТ).
При подходе к аэродрому летчик получает от органа УВД по радио курс снижения и курс посадки, эшелон выхода на аэродром, эшелон перехода, скорость и направление ветра у земли, температуру воздуха, давление на уровне аэродрома, опасные метеорологические явления при их наличии и высоту нижней границы облаков, способ захода на посадку (направление круга полетов), необходимые расчетные данные для снижения.
После входа в круг полетов на борт передаются высота нижней границы облаков, полетная видимость, направление и скорость ветра у земли, состояние ВПП (грунта), очередность посадки, местонахождение впереди и сзади летящих летательных аппаратов и другие данные по запросу экипажа.
Отсчет барометрической высоты полета производится:
— по давлению на аэродроме при полетах в районе аэродрома;
— по минимальному атмосферному давлению на маршруте полета, приведенному к уровню моря, при полетах по МВЛ второй категории и маршрутам вне их на высотах ниже нижнего эшелона;
— по атмосферному давлению 760 мм рт. ст. при полетах по МВЛ первой категории и воздушным трассам на эшелоне перехода (самый нижний эшелон, устанавливаемый в районе аэродрома) и выше.
При полетах по МВЛ второй категории и маршрутам вне их ниже нижнего эшелона перевод шкалы барометрического высотомера с давления аэродрома на минимальное приведенное давление производится при выходе из круга полетов над аэродромом на курс следования. При подходе к аэродрому посадки перевод шкалы барометрического высотомера на давление аэродрома производится перед входом в круг полетов над аэродромом по указанию руководителя полетов.
Для полета на эшелоне перевод шкалы барометрического высотомера с давления аэродрома па давление 760 мм рт. ст. производится при пересечении высоты перехода (высоты круга полетов над аэродромом). На многоместных вертолетах вначале устанавливается давление 760 мм рт. ст. на высотомере второго летчика (штурмана), а после выхода на курс следования — на высотомере командира экипажа. При снижении для захода на посадку перевод шкалы с давления 760 мм рт. ст. на давление аэродрома производится на эшелоне перехода в горизонтальном полете с разрешения РП на занятие высоты полета по кругу.
Глава 18