Организация стоянки гидросамолетов на необорудованном
гидроаэродроме
В некоторых случаях, в практике эксплоатации, встречается необходимость организовать прием и стоянку гидросамолетов на неподготовленной и не имеющей специального оборудования местности.
Организация гидроаэродрома в этих случаях, в зависимости от задания и характера береговой полосы, может решаться несколькими способами. В том случае, если береговая полоса имеет йо- логий, песчаный берег без камней, а участок акватории, отведенный под стоянку гидросамолетов, в достаточной степени укрыт от волнения, все специальное оборудование для стоянок гидросамолетов может свестись к устройству якорной стоянки и пристаней.
При определении места якорной стоянки следует учесть, что при рулежке и постановке гидросамолета на бочку может выявиться необходимость разворота хвостом на берег, и кроме этого, с целью предотвращения возможности посадки его на мель, необходимо тщательно исследовать рельеф дна и его глубины.
Точно так же надо исследовать характер грунта дна для выбора способа крепления бочек к якорям, устанавливая в случае слабого грунта по два якоря, применяя постановку на гусек и т. п.
Желательно, чтобы все гидросамолеты, если позволяет место, стояли в один ряд; против каждого гидросамолета на берегу забивается кол, за который при помощи концов крепится хвостовая часть гидросамолета при подготовке к полету. Это дает возможность прогреть моторы, удерживая гидросамолет на конце, облегчает снятие конца с утки и вообще держать гидросамолет всегда наготове к отходу.
Опасные места на акватории (камни, пни, коряги и т. п.) следует убрать или в случае невозможности обвеховать (днем вехи с красными флажками, ночью с красными фонарями).
На случай приема гидросамолетов ночью или в сумерках необходимо на берегу против каждой крестовины или бочки ставить створы, представляющие собой два кола различной длины (желательно выше или ниже всех огней), с фонарями белого цвета, но один из них мигающий (мигания можно достичь прикрыванием нижнего фонаря). Как только гидросамолет встал на бочку, фонари снимаются и устанавливаются на следующей точке. Помимо этого, желательно иметь на берегу два прожектора, которые, наводя луч на бочку, уточняют гидросамолету место его постановки. Эти же прожекторы могут служить створами и маяками при приближении и удалении гидросамолетов от места стЬянки.
Расстановка гидросамолетов должна быть организована строго по плану и в порядке, заранее установленном. Таким образом, план-схема места стоянки будет известен заранее, и каждый гидросамолет должен знать свое место и порядок очереди при установке на бочку. В этих условиях постановка на крестовины не представит особых трудностей. Усложнить обстановку могут сильная волна, ветер и темнота; поэтому рассмотрим случаи подхода гидросамолета и постановку на крестовину при сильном ветре, волне и в темноте.
При сильном ветре и волне до момента получения конца на гидросамолет с крестовины не выключают мотора, держа его на минимальных оборотах, обеспечивающих самое минимальное Движение самолета против ветра. Сам конец нг£ бочке должен быть приподнят петлей вверх, а не находиться опущенным вниз, В воду.
Постановка на крестовину ночью при наличии большого количества гидросамолетов может встретить серьезные препятствия.
Самая площадь стоянки может не допустить расстановки гидросамолетов в одну Линию, и необходимо будет бочки располагать в шахматном порядке (рис. .153), а это расположение уже до некоторой степени стесняет маневр гидросамолетов на воде и требует особрго внимания как летного состава на гидросамолете, так и людей, принимающих гидросамолет и особенно обслуживающих створы и прожекторы. Но шахматный порядок может быть нарушен ветром, поставившим гидросамолеты один перед другим. В данном случае выбор места для прожектора играет-
болыную роль. Прожектор должен быть установлен с таким расчетом, чтобы не слепить глаза экипажа, т. е. луч прожектора не должен иметь очень острого угла по отношению курса (линии пути) самолета на воде. Наиболее выгодное положение прожектора по отношению к гидросамолету примерно на курсовом угле 120°. Нужно учитывать, что курсовой угол но мере продвижения гидросамолета будет изменяться и окажется невыгодным, потому что прожектор придется направлять почти в лицо, а это затруднит и даже исключит возможность что-либо рассмотреть; может получиться также, что рт гидросамолета образуется тень, закрывающая предметы, которые нужно рассмотреть, в данном случае бочку.
Прожектор должен быть установлен с расчетом дальности своего действия так, чтобы луч его не прерывался (не преграждался) гидросамолетами, уже ставшими на крестовину. Порядок подхода к крестовине самолетов должен быть согласовав с возможностями прожектора. Первые гидросамолеты должны подходить на самую дальнюю от прожектора бочку. На рис. 154 изображен подход на крестовины гидросамолетов в количестве 16 штук, обслуживаемых двумя прожекторами небольшой силы.
Прожектор миганием вызывает гидросамолеты по порядку. Луч прожектора нужно держать перед гидросамолетом на расстоянии Ю—15 м, перенося его по мере продвижения гидросамолета. Гидросамолет должен быть освещен рассеянным от луча — светом (на бочке, луч прожектора задержать до момента взятия
конца). При посадке с гидросамолета на шлюпку нужно луч либо опустить в воду метрах в 30 — 40 перед гидросамолетом, чтобы освещать отраженным. светом, либо держать в стороне и освещать рассеянным светом. Особенное внимание нужно уделить очищению района расстановки створов и других каких-либо огней, которые могут помешать. Для этого необходимо заранее выйти на шлюпке подальше от берега и проверить разли — чаемость створов.
На, рис. 155 показаны: место шлюпок при подходе гидросамолета к бочке, нарис. 155. Размещение прожекторов и шлюпок: ‘ иболее удобное МЄСТО Про-
•и — прожектор установлен правильно; б — прожектор Ж6КТ0Р& И Н8,ПрйВЛ0НИ6 6Г0 установлен неправильно; в — крестовина; г — шлюпка; тттттга д — створы «ЦуЧа.
Рис. 156. Размещение створов: а — шесто стоянки; б — прожектор на берегу (он же обеспечивает подход к крестовинам); в — прожектор на катере |
Если прием гидросамолетов предположен в сумерках или в тем — ноте, стоянка должна обеспечить наиболее верный подход к месту базирования установкой створа из прожекторов. Направление, откуда должны прибыть гидросамолеты, известно и согласно этому надо установить прожекторы в нужном направлении на расстоянии 2—3 км и дальше в зависимости от силы прожекторов’ и. удобств местности, причем один из прожекторов, ближайший к гидросамолетам, должен быть мигающим, а дальний — постоянным. Прожектор, установленный у стоянки, должен быть расположен с расчетом возможности указать направления посадки гидросамолетам. Рис. 156 дает представление о створах и использовании одного из — прожекторов для обеспечения посадки.
Небольшие гидросамолеты с плоским днищем лодок или поплавков имеют возможность подходить прямо к берегу (пляжу) и в случае необходимости быть вытащены на берег на тележках по желобам, сделанным из досок (рис. 157).
В тех случаях, когда организация якорных стоянок предполагается на более продолжительное время и особенно при наличии поплавковых гидросамолетов, целесообразно для удобства обслуживания их строить временные пристани. Пристань обычно
Рис. 157. Вытаскивание гидросамолетов на низкий песчаный берег |
делается на деревянных сваях, а мостки укладываются на козлах, настил из досок с основанием укрепляется при помощи железных скоб.