Организация стоянки гидросамолетов на необорудованном

гидроаэродроме

В некоторых случаях, в практике эксплоатации, встречается необходимость организовать прием и стоянку гидросамолетов на неподготовленной и не имеющей специального оборудования местности.

Организация гидроаэродрома в этих случаях, в зависимости от задания и характера береговой полосы, может решаться несколь­кими способами. В том случае, если береговая полоса имеет йо- логий, песчаный берег без камней, а участок акватории, отведен­ный под стоянку гидросамолетов, в достаточной степени укрыт от волнения, все специальное оборудование для стоянок гидро­самолетов может свестись к устройству якорной стоянки и при­станей.

При определении места якорной стоянки следует учесть, что при рулежке и постановке гидросамолета на бочку может выя­виться необходимость разворота хвостом на берег, и кроме этого, с целью предотвращения возможности посадки его на мель, не­обходимо тщательно исследовать рельеф дна и его глубины.

Точно так же надо исследовать характер грунта дна для вы­бора способа крепления бочек к якорям, устанавливая в случае слабого грунта по два якоря, применяя постановку на гусек и т. п.

Желательно, чтобы все гидросамолеты, если позволяет место, стояли в один ряд; против каждого гидросамолета на берегу за­бивается кол, за который при помощи концов крепится хвосто­вая часть гидросамолета при подготовке к полету. Это дает воз­можность прогреть моторы, удерживая гидросамолет на конце, облегчает снятие конца с утки и вообще держать гидросамолет всегда наготове к отходу.

Опасные места на акватории (камни, пни, коряги и т. п.) следует убрать или в случае невозможности обвеховать (днем вехи с крас­ными флажками, ночью с красными фонарями).

На случай приема гидросамолетов ночью или в сумерках необходимо на берегу против каждой крестовины или бочки ста­вить створы, представляющие собой два кола различной длины (желательно выше или ниже всех огней), с фонарями белого цвета, но один из них мигающий (мигания можно достичь при­крыванием нижнего фонаря). Как только гидросамолет встал на бочку, фонари снимаются и устанавливаются на следующей точке. Помимо этого, желательно иметь на берегу два прожектора, ко­торые, наводя луч на бочку, уточняют гидросамолету место его постановки. Эти же прожекторы могут служить створами и мая­ками при приближении и удалении гидросамолетов от места стЬянки.

Расстановка гидросамолетов должна быть организована строго по плану и в порядке, заранее установленном. Таким образом, план-схема места стоянки будет известен заранее, и каждый гидросамолет должен знать свое место и порядок очереди при установке на бочку. В этих условиях постановка на крестовины не представит особых трудностей. Усложнить обстановку могут сильная волна, ветер и темнота; поэтому рассмотрим случаи под­хода гидросамолета и постановку на крестовину при сильном ветре, волне и в темноте.

При сильном ветре и волне до момента получения конца на гидросамолет с крестовины не выключают мотора, держа его на минимальных оборотах, обеспечивающих самое минимальное Движение самолета против ветра. Сам конец нг£ бочке должен быть приподнят петлей вверх, а не находиться опущенным вниз, В воду.

Постановка на крестовину ночью при наличии большого коли­чества гидросамолетов может встретить серьезные препятствия.

Самая площадь стоянки может не допустить расстановки гидро­самолетов в одну Линию, и необходимо будет бочки располагать в шахматном порядке (рис. .153), а это расположение уже до не­которой степени стесняет маневр гидросамолетов на воде и тре­бует особрго внимания как летного состава на гидросамолете, так и людей, принимающих гидросамолет и особенно обслужи­вающих створы и прожекторы. Но шахматный порядок может быть нарушен ветром, поставившим гидросамолеты один перед другим. В данном случае выбор места для прожектора играет-

Организация стоянки гидросамолетов на необорудованном

болыную роль. Прожектор должен быть установлен с таким рас­четом, чтобы не слепить глаза экипажа, т. е. луч прожектора не должен иметь очень острого угла по отношению курса (линии пути) самолета на воде. Наиболее выгодное положение прожек­тора по отношению к гидросамолету примерно на курсовом угле 120°. Нужно учитывать, что курсовой угол но мере продвижения гидросамолета будет изменяться и окажется невыгодным, потому что прожектор придется направлять почти в лицо, а это затруд­нит и даже исключит возможность что-либо рассмотреть; может получиться также, что рт гидросамолета образуется тень, за­крывающая предметы, которые нужно рассмотреть, в данном случае бочку.

Прожектор должен быть установлен с расчетом дальности своего действия так, чтобы луч его не прерывался (не прегра­ждался) гидросамолетами, уже ставшими на крестовину. Поря­док подхода к крестовине самолетов должен быть согласовав с возможностями прожектора. Первые гидросамолеты должны подходить на самую дальнюю от прожектора бочку. На рис. 154 изображен подход на крестовины гидросамолетов в количестве 16 штук, обслуживаемых двумя прожекторами небольшой силы.

Прожектор миганием вызывает гидросамолеты по порядку. Луч прожектора нужно держать перед гидросамолетом на расстоя­нии Ю—15 м, перенося его по мере продвижения гидросамо­лета. Гидросамолет должен быть освещен рассеянным от луча — светом (на бочке, луч прожектора задержать до момента взятия

Организация стоянки гидросамолетов на необорудованном

Организация стоянки гидросамолетов на необорудованном

конца). При посадке с ги­дросамолета на шлюпку нужно луч либо опустить в воду метрах в 30 — 40 перед гидросамолетом, что­бы освещать отраженным. светом, либо держать в стороне и освещать рас­сеянным светом. Особенное внимание нужно уделить очищению района расста­новки створов и других каких-либо огней, которые могут помешать. Для этого необходимо заранее выйти на шлюпке подальше от берега и проверить разли — чаемость створов.

На, рис. 155 показаны: место шлюпок при подходе гидросамолета к бочке, на­рис. 155. Размещение прожекторов и шлюпок: ‘ иболее удобное МЄСТО Про-

•и — прожектор установлен правильно; б — прожектор Ж6КТ0Р& И Н8,ПрйВЛ0НИ6 6Г0 установлен неправильно; в — крестовина; г — шлюпка; тттттга д — створы «ЦуЧа.

Организация стоянки гидросамолетов на необорудованном

Рис. 156. Размещение створов:

а — шесто стоянки; б — прожектор на берегу (он же обеспечивает подход к крестовинам); в — прожектор на катере

Если прием гидросамолетов предположен в сумерках или в тем — ноте, стоянка должна обеспечить наиболее верный подход к месту базирования установкой створа из прожекторов. Направление, откуда должны прибыть гидросамолеты, известно и согласно этому надо установить прожекторы в нужном направлении на расстоянии 2—3 км и дальше в зависимости от силы прожекто­ров’ и. удобств местности, причем один из прожекторов, ближай­ший к гидросамолетам, должен быть мигающим, а дальний — постоянным. Прожектор, установленный у стоянки, должен быть расположен с расчетом возможности указать направления посадки гидросамолетам. Рис. 156 дает представление о створах и исполь­зовании одного из — прожекторов для обеспечения посадки.

Небольшие гидросамолеты с плоским днищем лодок или по­плавков имеют возможность подходить прямо к берегу (пляжу) и в случае необходимости быть вытащены на берег на тележках по желобам, сделанным из досок (рис. 157).

В тех случаях, когда организация якорных стоянок предпо­лагается на более продолжительное время и особенно при на­личии поплавковых гидросамолетов, целесообразно для удобства обслуживания их строить временные пристани. Пристань обычно

Организация стоянки гидросамолетов на необорудованном

Рис. 157. Вытаскивание гидросамолетов на низкий песчаный берег

делается на деревянных сваях, а мостки укладываются на козлах, настил из досок с основанием укрепляется при помощи желез­ных скоб.