Особенности вертолетовождения при воздушной. инженерной разведке
Воздушная инженерная разведка местности выполняется визуальным наблюдением или воздушным фотографированием на своей территории или на территории противника.
Визуальное наблюдение позволяет обследовать большие участки местности, анализировать полученные разведданные в полете и сообщать их на землю.
Воздушное фотографирование — это фотографирование местности с вертолета при помощи специальных аэрофотоаппаратов (АФА). В результате воздушного фотографирования получается аэроснимок, который дает возможность получить наиболее точные и подробные сведения о местности и объектах на ней.
Штурманская подготовка к полету на воздушную инженерную разведку начинается сразу после получения задания. В результате изучения задания экипаж должен знать район, объекты и сроки разведки, оптимальный режим и профиль полета по маршруту, виды маневра в районе разведки и порядок передачи разведданных на земле.
Для ведения воздушной инженерной разведки необходимо подготовить карту на район разведки. Масштаб карты выбирается в зависимости от размеров района и объектов разведки. Для разведки малоразмерных объектов используются карты масштаба 1 : 100 000 и крупнее, а для разведки дорог, водных преград, лесных массивов могут использоваться карты масштаба 1 :200 000. За основу кодирования местности в районе разведки принимают километровую сетку Гаусса. Каждый квадрат кодируется двумя рядами кодовых цифр (вертикальный и горизонтальный). Для более точного указания координат местонахождения объектов разведки километровую сетку дополнительно делят на девять квадратов по общепринятому правилу (по «улитке»). Масштаб карт, год издания и способ кодировки должны быть одинаковыми как на борту верто
лета, так и на командном пункте, куда будут передаваться разведданные.
Изучение района разведки производится по карте крупного масштаба. На карте выделяются границы района разведки, характерные формы рельефа, искусственные и естественные препятствия, линейные и площадные ориентиры, запоминается их взаимное расположение и порядок обнаружения объектов разведки. Объекты разведки изучаются по аэроснимкам, описаниям, макетам и другим материалам. При этом большое внимание уделяется деталям местности, где расположены объекты разведки. Если разведка выполняется вдоль линейных ориентиров, то начало и конец ее обозначаются характерными ориентирами.
Маршрут полета выбирается по кратчайшему расстоянию с учетом очередности разведки объектов, рельефа местности и средств ПВО противника по маршруту и в районе разведки. Перед районом разведки на удалении 5—10 км выбирается ИО для выхода вертолета к объектам начала разведки. Для обследования местности и объектов разведки вблизи линии пути выбираются площадки для посадки вертолетов.
Профиль и режим полета выбираются в зависимости от поставленной задачи, рельефа местности и средств ПВО противника. Высота полета к району разведки намечается 100— 200 м, наилучший обзор местности в районе разведки с высоты 50—200 м.
Прокладка маршрута полета производится по общим правилам. Дополнительно на маршруте указываются условные номера объектов разведки, режим полета, места посадок, зависаний и круговых облетов объектов разведки (рис. 18.6).
Места зависаний и посадок обозначаются пунктирной окружностью красного цвета диаметром 7—8 мм с соответствующей буквой в кружке В — висение, П — посадка. Около кружка с буквой В подписывается высота и продолжительность висения, около П — время нахождения вертолета на земле.. Места кругового облета обозначаются красной пунктирной окружностью со стрелкой, пока
зывающей направление облета. Окружность должна соответствовать фактической линии пути при облете объекта, которая зависит от угла крена и воздушной скорости. Рядом с окружностью подписывается количество выполняемых облетов, высота, воздушная скорость, крен и общее время облета объекта разведки. Все записи на карте выполняются простым карандашом на удалении 1—2 см от линии пути буквами и цифрами размером 5—7 мм.
Расчет полета выполняется одновременно с прокладкой маршрута. Необходимые данные расчета (остаток топлива, приборная безопасная высота, рубежи изменения режима полета) наносятся на карту в стороне от линии пути на свободном от надписей месте. При выполнении расчета полета определяются данные на воздушное фотографирование.
Воздушное фотографирование по положению оптической оси АФА подразделяется на плановое и перспективное, а по способу выполнения и размерам фотографируемого участка местности — на одиночное, маршрутное и площадное. Исходными данными для одиночного и маршрутного фотографирования обычно являются: высота полета (Я, м), фокусное расстояние объектива АФА (/, см), размеры аэроснимка (lxXly, см) и длина участка фотографирования (S, м). В результате расчета необходимо определить: линейный масштаб аэроснимка (Мс), захват на местности продольной (LX) м) и поперечной (Ly, м) сторонами аэроснимка и количество аэроснимков (N) для фотографирования заданного участка местности. Эти данные рассчитываются по формулам:
Мс = Я//; Lx=lx Мс; Ly = ly Мс; N=S/LX. (18.8);
Для воздушного фотографирования с перекрытием рассчитываются длина рабочей стороны аэроснимка (а, см) и захват местности рабочей стороной аэроснимка (La, м) в зависимости от продольного перекрытия между аэроснимками (р, % ), которое обычно принимается 20—60%:
а = lx( 1 — 0,01/7), La = аМс. (18.9)
цвета граница участка воздушного фотографирования, размеры которой должны соответствовать захвату местности аэроснимком по ширине в масштабе карты. Начало и конец фотографирования обозначаются ориентирами и обводятся окружностью красного цвета диаметром 7—8 мм. От ориентира начала фотографирования на удалении 1,5—2 высоты полета намечается треугольником красного цвета входной ориентир. На участке фотографирования подписывается высота, воздушная скорость и количество выполняемых аэроснимков.
После подготовки карты и выполнения расчета полета изучается и оценивается обстановка по маршруту и в районе разведки. В штурманском плане полета предусматривается порядок работы экипажа при ведении воздушной инженерной разведки как визуальным наблюдением, так и воздушным фотографированием.
Для упорядочения работы в воздухе разрабатывается карточка разведки и порядок представления разведданных. Карточка разведки составляется в виде схемы участков маршрута с указанием, что и где необходимо разведать и способа разведки.
Перед полетом необходимо осмотреть и проверить работу аэрофотооборудования и специальных оптических приборов, используемых для разведки. Специальное фотооборудование на вертолетах не устанавливается. Для воздушного фотографирования используются ручные аэрофотоаппараты АФА-27Т-49 или РА-39.
Выполнение полета к району разведки и возвращение па аэродром посадки производится по общим правилам вертолетовожде — ния в соответствии с разработанным штурманским планом. Перед выходом вертолета в район разведки определяется направление и скорость ветра, а при воздушном фотографировании уточняется курс, высота, воздушная скорость полета и готовится фотоаппарат к работе. Выход вертолета к объектам разведки обычно выполняется от характерного ИО визуально по курсу и времени. Выход на объекты разведки производится таким образом, чтобы они наблюдались слева или справа от продольной оси вертолета под углами визирования 20—30°, так как в этом случае получается наибольшее время наблюдения объекта.
Визуальная разведка объектов с вертикальными размерами производится с высот 15—100 м под углами визирования 60—85°, а линейных и площадных объектов — с высот 100—300 м под углами визирования 60—70°. Круговые облеты объектов разведки выполняются на высоте 50—100 м, а зависания — на высоте 10—15 м. Наивыгоднейшая воздушная скорость полета при визуальном наблюдении объектов 80—100 км/ч. При облете объектов и зависании необходимо учитывать направление и скорость ветра. При необходимости детальной разведки объекта выполняется посадка на выбранные площадки вблизи объекта. Заход на посадку выполняется с учетом ветра, искусственных препятствий и рельефа местности. Разведка линейных объектов (рек, дорог) производится полетом вдоль их на высоте 50—200 м.
Если заданием предусмотрено воздушное фотографирование, то вертолет выводится на входной ориентир с расчетным курсом, а направление полета к точке начала съемки контролируется визуально. При плановом маршрутном фотографировании оптическая ось ручного аэрофотоаппарата устанавливается вертикально к земной поверхности. Над ориентиром начала фотографирования включается аэрофотоаппарат и записывается время начала съемки. При перспективной маршрутной съемке вертолет выводится на траверз входного ориентира вдоль участка фотографирования на удалении, равном 1—2 высоты полета. В процессе фотографирования контролируется работа аэрофотоаппарата и точность полета вертолета по линии заданного пути. После окончания съемки записываются курс, высота фотографирования, воздушная скорость и количество выполненных аэроснимков.
Данные разведки записываются в карточку разведки или на полетную карту у наблюдаемых объектов. Передача разведывательной информации на землю осуществляется с использованием специальных переговорных таблиц и кодированной карты.
После выполнения задания и передачи данных разведки на землю вертолет выводится на линию пути обратного маршрута. Полет по линии пути обратного маршрута, контроль и исправление пути, выход на КПМ производится, как правило, визуально по расчетному курсу іили полетам на РНТ аэродрома.