Особенности вертолетовождения при воздушной. инженерной разведке

0
467

Воздушная инженерная разведка местности выполняется визу­альным наблюдением или воздушным фотографированием на своей территории или на территории противника.

Визуальное наблюдение позволяет обследовать большие участ­ки местности, анализировать полученные разведданные в полете и сообщать их на землю.

Воздушное фотографирование — это фотографирование местно­сти с вертолета при помощи специальных аэрофотоаппаратов (АФА). В результате воздушного фотографирования получается аэроснимок, который дает возможность получить наиболее точные и подробные сведения о местности и объектах на ней.

Штурманская подготовка к полету на воздушную инженерную разведку начинается сразу после получения задания. В результате изучения задания экипаж должен знать район, объекты и сроки разведки, оптимальный режим и профиль полета по маршруту, ви­ды маневра в районе разведки и порядок передачи разведданных на земле.

Для ведения воздушной инженерной разведки необходимо под­готовить карту на район разведки. Масштаб карты выбирается в зависимости от размеров района и объектов разведки. Для развед­ки малоразмерных объектов используются карты масштаба 1 : 100 000 и крупнее, а для разведки дорог, водных преград, лесных массивов могут использоваться карты масштаба 1 :200 000. За ос­нову кодирования местности в районе разведки принимают кило­метровую сетку Гаусса. Каждый квадрат кодируется двумя рядами кодовых цифр (вертикальный и горизонтальный). Для более точно­го указания координат местонахождения объектов разведки кило­метровую сетку дополнительно делят на девять квадратов по обще­принятому правилу (по «улитке»). Масштаб карт, год издания и способ кодировки должны быть одинаковыми как на борту верто­
лета, так и на командном пункте, куда будут передаваться развед­данные.

Подпись: Рис. 18.6. Подготовка карты на воздушную инженерную разведку Изучение района разведки производится по карте крупного масштаба. На карте выделяются границы района разведки, харак­терные формы рельефа, искусственные и естественные препятствия, линейные и площадные ориентиры, запоминается их взаимное рас­положение и порядок обнаружения объектов разведки. Объекты разведки изучаются по аэроснимкам, описа­ниям, макетам и другим материалам. При этом большое внимание уделяет­ся деталям местности, где расположе­ны объекты разведки. Если разведка выполняется вдоль линейных ориенти­ров, то начало и конец ее обознача­ются характерными ориентирами.

Маршрут полета выбирается по кратчайшему расстоянию с учетом очередности разведки объектов, релье­фа местности и средств ПВО против­ника по маршруту и в районе развед­ки. Перед районом разведки на уда­лении 5—10 км выбирается ИО для выхода вертолета к объектам начала разведки. Для обследования местно­сти и объектов разведки вблизи линии пути выбираются площадки для по­садки вертолетов.

Профиль и режим полета выбира­ются в зависимости от поставленной задачи, рельефа местности и средств ПВО противника. Высота полета к району разведки намечается 100— 200 м, наилучший обзор местности в районе разведки с высоты 50—200 м.

Прокладка маршрута полета про­изводится по общим правилам. До­полнительно на маршруте указывают­ся условные номера объектов развед­ки, режим полета, места посадок, за­висаний и круговых облетов объектов разведки (рис. 18.6).

Места зависаний и посадок обозначаются пунктирной окруж­ностью красного цвета диаметром 7—8 мм с соответствующей бук­вой в кружке В — висение, П — посадка. Около кружка с буквой В подписывается высота и продолжительность висения, около П — время нахождения вертолета на земле.. Места кругового облета обозначаются красной пунктирной окружностью со стрелкой, пока­
зывающей направление облета. Окружность должна соответство­вать фактической линии пути при облете объекта, которая зависит от угла крена и воздушной скорости. Рядом с окружностью подпи­сывается количество выполняемых облетов, высота, воздушная ско­рость, крен и общее время облета объекта разведки. Все записи на карте выполняются простым карандашом на удалении 1—2 см от линии пути буквами и цифрами размером 5—7 мм.

Расчет полета выполняется одновременно с прокладкой марш­рута. Необходимые данные расчета (остаток топлива, приборная безопасная высота, рубежи изменения режима полета) наносятся на карту в стороне от линии пути на свободном от надписей месте. При выполнении расчета полета определяются данные на воздуш­ное фотографирование.

Воздушное фотографирование по положению оптической оси АФА подразделяется на плановое и перспективное, а по способу выполнения и размерам фотографируемого участка местности — на одиночное, маршрутное и площадное. Исходными данными для одиночного и маршрутного фотографирования обычно являются: высота полета (Я, м), фокусное расстояние объектива АФА (/, см), размеры аэроснимка (lxXly, см) и длина участка фотографирова­ния (S, м). В результате расчета необходимо определить: линей­ный масштаб аэроснимка (Мс), захват на местности продольной (LX) м) и поперечной (Ly, м) сторонами аэроснимка и количество аэроснимков (N) для фотографирования заданного участка мест­ности. Эти данные рассчитываются по формулам:

Мс = Я//; Lx=lx Мс; Ly = ly Мс; N=S/LX. (18.8);

Для воздушного фотографирования с перекрытием рассчитыва­ются длина рабочей стороны аэроснимка (а, см) и захват местно­сти рабочей стороной аэроснимка (La, м) в зависимости от про­дольного перекрытия между аэроснимками (р, % ), которое обычно принимается 20—60%:

а = lx( 1 — 0,01/7), La = аМс. (18.9)

цвета граница участка воздушного фотографирования, размеры ко­торой должны соответствовать захвату местности аэроснимком по ширине в масштабе карты. Начало и конец фотографирования обо­значаются ориентирами и обводятся окружностью красного цвета диаметром 7—8 мм. От ориентира начала фотографирования на удалении 1,5—2 высоты полета намечается треугольником красно­го цвета входной ориентир. На участке фотографирования подпи­сывается высота, воздушная скорость и количество выполняемых аэроснимков.

После подготовки карты и выполнения расчета полета изуча­ется и оценивается обстановка по маршруту и в районе разведки. В штурманском плане полета предусматривается порядок работы экипажа при ведении воздушной инженерной разведки как визу­альным наблюдением, так и воздушным фотографированием.

Для упорядочения работы в воздухе разрабатывается карточка разведки и порядок представления разведданных. Карточка раз­ведки составляется в виде схемы участков маршрута с указанием, что и где необходимо разведать и способа разведки.

Перед полетом необходимо осмотреть и проверить работу аэро­фотооборудования и специальных оптических приборов, используе­мых для разведки. Специальное фотооборудование на вертолетах не устанавливается. Для воздушного фотографирования использу­ются ручные аэрофотоаппараты АФА-27Т-49 или РА-39.

Выполнение полета к району разведки и возвращение па аэро­дром посадки производится по общим правилам вертолетовожде — ния в соответствии с разработанным штурманским планом. Перед выходом вертолета в район разведки определяется направление и скорость ветра, а при воздушном фотографировании уточняется курс, высота, воздушная скорость полета и готовится фотоаппарат к работе. Выход вертолета к объектам разведки обычно выполня­ется от характерного ИО визуально по курсу и времени. Выход на объекты разведки производится таким образом, чтобы они наблю­дались слева или справа от продольной оси вертолета под углами визирования 20—30°, так как в этом случае получается наибольшее время наблюдения объекта.

Визуальная разведка объектов с вертикальными размерами производится с высот 15—100 м под углами визирования 60—85°, а линейных и площадных объектов — с высот 100—300 м под угла­ми визирования 60—70°. Круговые облеты объектов разведки вы­полняются на высоте 50—100 м, а зависания — на высоте 10—15 м. Наивыгоднейшая воздушная скорость полета при визуальном наб­людении объектов 80—100 км/ч. При облете объектов и зависании необходимо учитывать направление и скорость ветра. При необхо­димости детальной разведки объекта выполняется посадка на выб­ранные площадки вблизи объекта. Заход на посадку выполняется с учетом ветра, искусственных препятствий и рельефа местности. Разведка линейных объектов (рек, дорог) производится полетом вдоль их на высоте 50—200 м.

Если заданием предусмотрено воздушное фотографирование, то вертолет выводится на входной ориентир с расчетным курсом, а на­правление полета к точке начала съемки контролируется визуаль­но. При плановом маршрутном фотографировании оптическая ось ручного аэрофотоаппарата устанавливается вертикально к земной поверхности. Над ориентиром начала фотографирования включа­ется аэрофотоаппарат и записывается время начала съемки. При перспективной маршрутной съемке вертолет выводится на траверз входного ориентира вдоль участка фотографирования на удалении, равном 1—2 высоты полета. В процессе фотографирования контро­лируется работа аэрофотоаппарата и точность полета вертолета по линии заданного пути. После окончания съемки записываются курс, высота фотографирования, воздушная скорость и количество вы­полненных аэроснимков.

Данные разведки записываются в карточку разведки или на полетную карту у наблюдаемых объектов. Передача разведыва­тельной информации на землю осуществляется с использованием специальных переговорных таблиц и кодированной карты.

После выполнения задания и передачи данных разведки на землю вертолет выводится на линию пути обратного маршрута. Полет по линии пути обратного маршрута, контроль и исправле­ние пути, выход на КПМ производится, как правило, визуально по расчетному курсу іили полетам на РНТ аэродрома.