Вертолетовождение при поиске объектов

Полеты на поиск объектов выполняются с целью обследования местности и обнаружения объектов в заданном районе над своей территорией или над территорией противника. Объектами поиска являются малоразмерные ориентиры, наземные цели, посадочные площадки, нарушители государственной границы, экипажи (люди), терпящие бедствие.

При постановке задачи экипажу сообщается место и размеры района поиска, характер объектов и возможные направления их пе­ремещения. При подготовке к полету на карту наносится граница района поиска, определяется эффективная ширина полосы местно­сти, просматриваемая летчиком за один заход, намечается способ поиска и порядок маневрирования в заданном районе, выбирается исходный ориентир или расчетная точка начала поиска, проклады­вается маршрут и производится расчет полета.

Полет на поиск объектов выполняется по общим правилам вер- толетовождения и включает: взлет и вывод вертолета на ИПМ, по­лет по маршруту в район поиска, осуществление поиска в заданном районе и возвращение на аэродром посадки.

Условия визуального поиска определяются дальностью обнару­жения объектов, временем наблюдения и угловой скоростью их пе­ремещения. Существенное влияние на поиск объектов оказывают высота и воздушная скорость полета, условия обзора местности из кабины вертолета, метеорологические условия, рельеф местности и размеры объектов.

Дальность обнаружения объектов зависит от дальности видимо­сти и порога чувствительности человеческого глаза. Дальность ви­димости объектов с вертикальными стенками в среднем составляет 70% метеорологической (горизонтальной) видимости. Дальность обнаружения малоразмерных объектов (танки, автомобили) для средних условий видимости с малых высот составляет 3—5 км, а дальность опознавания — 60—70% дальности обнаружения.

Подпись: ^набл : Подпись: Доби — 7/ tg ВУ ф W Подпись: (18.10)

Время наблюдения объекта, которым располагает летчик, зави­сит от дальности его обнаружения, воздушной скорости и курсовых углов в начале и конце его наблюдения. При обнаружении и пере­мещении объекта по курсу полета вертолета продолжительность его наблюдения можно определить по формуле

где Я —относительная высота полета;

ВУф — вертикальный угол закрытия местности фюзеляжем верто­лета.

Зависимость времени наблюдения объекта от путевой скорости и дальности обнаружения с предельно малых высот показана на

графике (рис. 18.9). Анализ графика показывает, что при дально­сти обнаружения основных объектов 3—5 км летчик может вести наблюдение из передней полусферы в среднем 40—120 с. Практиче­ски этого времени достаточно для опознавания цели и выполнения атаки.

Угловая скорость перемещения объектов в горизонтальном по­лете без учета разворота вертолета не оказывает существенного влияния на их опознавание ввиду небольших скоростей полета вер­толета (50—80 м/с). Практически летчик в состоянии наблюдать за объектами с угловой скоростью их перемещения до 35—40°/с. При полете на вертолете угловая скорость перемещения объектов в го­ризонтальном полете составляет не более 7—10°/с.

Вертолетовождение при поиске объектов

Рис. 18.9. Время наблюдения объекта в зависимости от путевой скорости и

дальности его обнаружения

Условия обзора местности из кабины летчика также оказывают влияние на поиск и обнаружение объектов. На вертолете Ми-8 ус­ловия обзора местности хорошие и практически одинаковые для левого и правого летчика. На вертолете Ми-24 условия обзора ме­стности из кабины летчика и оператора различные. Так, впереди по курсу полета непросматриваемый участок местности для летчи­ка составляет 3,5 Я, а для оператора — 2 Я полета. Это необходи­мо учитывать при распределении обязанностей для осуществле­ния поиска и обнаружения наземных объектов.

Поиск наземных объектов в заданном районе производится ви­зуальным или радиотехническим способом. Оптимальная высота поиска днем над равнинной местностью составляет 100—200 м, над пересеченной местностью и ночью — 200—300 м.

Визуальный способ поиска предполагает просмотр местности экипажем в симметричном секторе или двух боковых секторах. При просмотре местности в одном симметричном секторе оба члена эки­пажа обследуют одну и ту же полосу. Вероятность обнаружения объектов при этом увеличивается. При просмотре местности в двух боковых секторах каждый член экипажа обследует полосу в своем секторе слева и справа. При этом полоса местности по курсу в сек­торе 10—20° просматривается с перекрытием обоими членами эки­пажа.

Эффективная ширина полосы местности (/Эфф), просматривае­мой летчиком за один заход (рис. 18.10), зависит от дальности об­

Вертолетовождение при поиске объектов

наружения объекта (Доби), сектора обзора местности (а°) и опре­деляется по формуле

/эфф = 2 Добн sin (х/2. (18.11)

Величина сектора, в пределах которого экипаж успешно ведет поиск наземных объектов, составляет 60—120°. При секторе обзора местности 90° (по 45° в обе стороны от продольной оси вертолета) величина эффективной ширины полосы местности принимается рав­ной 1,4 Доби объекта. Зависимость эффективной ширины полосы местности, просматриваемой летчиком за один заход, от дальности обнаружения объекта и сектора обзора местности при симметрич­ном поиске показана на графике (рис. 18.11).

Вертолетовождение при поиске объектов

Рис. 18.11. Зависимость эффективной’ ширины полосы местности от дальности обнаружения объекта и сектора обзора местности

Подпись: tn = Подпись: 2 (RT — S) Подпись: (18.12)

Время поиска объектов (/п) в заданном районе зависит от за­правки вертолета топливом, удаления района поиска от аэродрома вылета и определяется по формуле

где RT—тактический радиус вертолета при данной заправке топ­ливом;

S —удаление района поиска от аэродрома.

На обнаружение объектов при поиске оказывают влияние вре­мя года и суток, метеорологическая обстановка, рельеф местности и особенно экранирующие препятствия при полете над пересеченной местностью. В случаях когда летчику известно предполагаемое ме­стонахождение объекта, следует в процессе поиска просматривать характерные ориентиры в полосе поиска, расположенные в непо­средственной близости от объекта. В дальнейшем внимание сосре­доточивается на участке местности, ограниченном этими ориенти­рами, отыскивается заданный объект или летчик убеждается, что его нет на просматриваемом участке местности. Если объект с ходу обнаружить не удалось, то необходимо выполнить маневр для пов­торного просмотра того же или очередного участка местности за­данного района поиска.

Для визуального обнаружения объектов в заданном районе при­меняются следующие маневры поиска: по заданному маршруту, на параллельных маршрутах, по расходящейся коробочке и на вира­же. Маневры поиска строятся из расчета сплошного просмотра уча­стка местности. Поиск объектов начинается с выхода вертолета на исходный ориентир или в расчетную точку (РТ).

Поиск объектов по заданному маршруту применяется при об­следовании узкой полосы местности вдоль линейных ориентиров (дорог, рек, прибрежных районов). Исходный ориентир поиска вы­бирается в начале маршрута. Просмотр местности производится по обе стороны от оси маршрута (линейного ориентира) в пределах дальности обнаружения объекта или половины эффективной поло­сы местности, просматриваемой летчиком за один заход.

Поиск объектов на параллельных маршрутах (рис. 18.12) при­меняется, когда ширина района поиска (Вр) больше эффективной ширины полосы местности, просматриваемой летчиком за один за­ход (бР>/эфф), и является наиболее целесообразным видом манев­ра вертолетов, обеспечивающим планомерный просмотр всей пло­щади заданного района. Первый маршрут прокладывается вдоль длинной стороны района поиска (Lp) на удалении половины эф­фективной ширины полосы местности от границы района. Расстоя­ние между маршрутами должно быть не более эффективной шири­ны полосы местности. Выход вертолета на каждый последующий маршрут производится разворотом на 180°. Угол крена при разво — роте вертолета для выхода на линию пути очередного маршрута за-

2 *

Рис. 18.12. Поиск объектов в заданном районе на параллельных маршрутах

 

— 4

— 5

— 6.

 

Рис. 18.13. Расчет потребного угла крена
на НЛ-10М

 

—I—

v-ю

 

Вертолетовождение при поиске объектов

Вертолетовождение при поиске объектов

Вертолетовождение при поиске объектовРис. 18.4. Поиск объектов в задан-
ном районе по расходящейся коро-
бочке

висит от /Эфф и определяется по формуле tg y=V2/gR. Принимая •# = /эфф/2, получим

tgv^^/5/эфф. (18.13)

Угол крена можно рассчитать на НЛ-10М (рис. 18.13).

Поиск при полете по расходящейся коробочке (рис. 18.14) ре­комендуется применять тогда, когда к определенному моменту вре­мени было известно предполагаемое местонахождение объекта. Маршрут полета прокладывается в расчетную точку вблизи пред­полагаемого местонахождения объекта поиска. Если поиск ведется в безориентирной местности (степь, тундра, тайга), то за расчетную точку начала поиска принимается центр района поиска.

После выхода вертолета в расчетную точку выполняется вираж с радиусом разворота, равным половине эффективной ширины по­лосы местности. После выполнения виража строится маневр по расходящейся коробочке разворотом вертолета вправо (влево) на 90°. Расстояние между маршрутами коробочки должно быть равно эффективной ширине полосы местности.

Вертолетовождение при поиске объектов

Поиск объектов на вираже (рис. 18.15) применяется при изве­стном или предполагаемом местонахождении объекта. После вы­вода вертолета в расчетную точку выполняется разворот на 360° с радиусом разворота, равным половине эффективной ширины поло­сы местности. Если на первом вираже цель обнаружить не уда­лось, то выполняется повторный вираж со смещением центра раз­ворота (смещенный вираж) в предполагаемом направлении перемещения объекта поиска на величину эффективной ширины просматриваемой полосы местности.

При визуальном поиске экипажей (людей), терпящих бедствие, заданный район разбивается на квадраты и намечаются квадраты первоочередного поиска и последующих просмотров местности. Ма­неврирование в заданном районе осуществляется вышеизложенны­ми способами. Дальность визуального обнаружения экипажа из 2— 3 человек с высоты полета 100—200 м составляет 1—2 км, а само­лет (вертолет) с той же высоты наблюдается на удалении 2—4 км. На открытой местности поиск ведется на высоте 100—200 м, на сильно пересеченной местности обнаружить людей очень трудно, поэтому высота поиска увеличивается до 200—300 м. Поиск экипа­жей (людей) в горной местности ведется вдоль дорог, рек, лощин и на склонах гор. Хребты и горные вершины создают непросматри — ваемые участки местности. Поиск ночью более эффективен, если потерпевшие бедствие применяют светосигнальные средства (ко­стер, фонарь). Так, например, отдельный костер с высоты полета 300 м виден на удалении 8—12 км.

Радиотехнический способ поиска применяется при наличии в районе бедствия работающей радиостанции (радиомаяка). Вывод вертолета в район поиска осуществляется полетом на РНТ актив­ным или пассивным способом. Пролет радиостанции (радиомаяка) определяется по изменению КУР на 180°. Местонахождение экипа­жа (людей) обнаруживают визуально в районе радиостанции. Дальность применения АРК-У2 с наземной радиостанцией на высо­те полета 500—1000 м составляет 20—30 км. Точность привода вер­толета на радиостанцию при высоте полета 500—1000 м составляет ±200 м. Ошибки в определении момента пролета радиостанции из — за наличия зоны неустойчивой работы составляют 1,5 Я полета. Если в районе поиска с применением АРК-У2 людей обнаружить не удалось, то производится визуальный поиск с детальным обследо­ванием района бедствия.

После обнаружения экипажей (людей), терпящих бедствие, и при необходимости оказания им помощи летчик выбирает посадоч­ную площадку и производит посадку с соблюдением мер безопас­ности.

Завершающим этапом поиска является определение местополо­жения обнаруженных объектов (целей) на местности и перенос их на карту.

При визуальном поиске определение местоположения объектов и перенос их на карту производится глазомерно по визуальному расположению объектов поиска относительно характерных види­мых ориентиров. Если в районе поиска имеется линейный ориентир, то местоположение объекта определяется относительно его с по­мощью перпендикуляра, проведенного глазомерно от объекта на линейный ориентир. Место пересечения перпендикуляра с линей­ным ориентиром наносится на карту, а по удалению объекта от ли­нейного ориентира определяется его местоположение. В малоориен­тирной местности местоположение объекта определяется обратной прокладкой пути относительно ориентира, над которым прошел вертолет. При отсутствии ориентиров местоположение объектов по­иска определяется по данным радионавигационных средств или навигационного комплекса.

Местоположение объекта по данным РНС определяется про­кладкой линий положения на карте. Значения параметров линий положения от РНС отсчитываются в момент нахождения вертолета над объектом поиска. При использовании угломерных РНС снима­ются значения двух пеленгов, а угломерно-дальномерных — азиму­та и дальности. Точка пересечения двух линий положения покажет местоположение объекта поиска на карте.

Местоположение объекта поиска по данным навигационного комплекса определяется в той системе координат, в которой ведет­ся счисление пути. Для определения координат объекта снимаются и записываются показания счетчиков координат в момент прохода вертолета над объектом поиска. При наличии картографического индикатора местоположение объекта поиска ставится непосредст­венно на планшете при его пролете или по удалению его от линии пути.

На карте местонахождение объекта обозначается условным зна­ком, подписывается фактическое время его обнаружения и показы­вается предполагаемое направление его перемещения. Достовер­ность данных об обнаруженных объектах зависит от точности опре­деления местоположения объекта на местности, ошибок в нанесе­нии его расположения на карту и считывания координат с карты.

Наиболее успешно решаются задачи поиска при комплексном применении технических средств поиска с детальной визуальной ориентировкой, что повышает вероятность обнаружения заданных объектов (целей).

[1] Здесь и далее буква«м» означает максимальное и минимальное значения.

[2] При этом учитываются размеры выступающих конструкций вертолетов (размахи несущего и хвостового винтов).